Эксперты предлагают сделать законы о безопасности в аэропортах более четкими

Москва. 27 января. INTERFAX.RU - Действующее законодательство не дает четких указаний на то, кто и в каких случаях отвечает за безопасность в так называемых "грязных" зонах аэропортов, куда разрешен доступ гражданам, не являющимся пассажирами, считают эксперты, опрошенные "Интерфаксом".

"После терактов 2004 года, когда были взорваны самолеты, вылетевшие из "Домодедово", был принят ряд законов и нормативных актов, в ходе разработки которых был сделан упор на усиление контроля за досмотром пассажиров, а не посетителей аэропортов", - заявил "Интерфаксу" эксперт в области авиационной безопасности.

В частности, по его словам, закон "О милиции" был дополнен статьей, по которой она была наделена дополнительными полномочиями в сфере авиабезопасности, однако приоритетная роль, тем не менее, по-прежнему осталась за Ространснадзором.

"При этом, если вспомнить Воздушный кодекс РФ, то согласно этому документу авиационную безопасность обеспечивают не только службы безопасности аэропортов и авиакомпаний, но и подразделения милиции", - сказал он.

Специалист заявил, что согласно одному из постановлений правительства РФ, в сферу ответственности за "обеспечение защиты гражданской авиации от незаконного вмешательства", подпадает Федеральная авиационная служба совместно с ФСБ, МВД, Минобороны и МИД.

Между тем специалист в области авиационного права заявил, что "в настоящий момент рамки законов об авиабезопасности слишком размыты, поэтому с юридической точки зрения сложно судить о том, чье бездействие стало причиной трагедии".

"И все-таки приоритетная роль Федерального органа исполнительной власти по надзору на транспорте в обеспечении авиационной безопасности не раз подтверждается рядом нормативных актов", - сказал собеседник агентства.

Он пояснил, что согласно приказу Минтранса, пропускной режим организуется на основании соответствующей инструкции, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с Ространснадзором и подразделением вневедомственной охраны ОВД.

"В технологии досмотра на входах в аэровокзальный комплекс "Домодедово" закреплен выборочный принцип контроля пассажиров и посетителей аэропорта, он проводится с целью выявления лиц, имеющих террористические намерения", - сказал эксперт.

По его словам, в данном случае в досмотре задействуется служба безопасности аэропорта и транспортная милиция.

"И только в период повышенной угрозы для деятельности гражданской авиации, количество входов в аэровокзал ограничивается, проводится 100% досмотр посетителей", - сказал юрист.

Он подчеркнул, что на данный момент уровень угрозы регламентируется внутренней инструкцией службы безопасности аэропорта.

"Других нормативных актов или оснований, позволяющих определять степень угрозы, в настоящий момент не существует", - добавил эксперт.

По его словам, в начале февраля в Госдуме начнется рассмотрение поправок в ст. 5 закона "О противодействии терроризму", которые позволят определят уровень угрозы теракта по аналогии с цветной шкалой, принятой в ряде зарубежных стран.

В свою очередь эксперт в области обеспечения безопасности на объектах транспорта заявил, что контроль и досмотр приезжающих в столичные аэропорты должен вестись за несколько километров до самого авиаузла.

"У нас с точки зрения безопасности все устроено ничем не хуже, чем в других зарубежных странах, но досмотр необходимо сделать за несколько километров до самого аэропорта", - считает начальник кафедры органов внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России Михаил Киреев.

"Когда в аэропорту образуется огромное скопление народа, начинается давка и, естественно, у сотрудников появляется желание избавиться от давки", - сказал он.

По его мнению, одной из главных проблем остается недостаточное финансирование системы безопасности в целом.

"На обеспечении безопасности нельзя экономить и на это нужно выделять столько денег, сколько нужно. Безопасность не имеет цены и спешка здесь не возможна ", - сказал Киреев.

Новости