Иномарки вывезут автопром
Прогнозы экспертов по рынку легковых авто и "легковому" автопрому на 2011 год оптимистичней, чем оценка Минпромторга. При этом и рост рынка и производства произойдет в основном за счет иномарок российской сборки
Москва. 20 января. FINMARKET.RU - Российский автопром заводится в прогнозах экспертов. Аудиторско-консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) ожидает роста рынка легковых автомобилей в РФ в 2011 году на 20-35%.
При базовом прогнозе (рост рынка на 20% до 2,1 млн штук) выпуск российских автомобилей не изменится и составит 555 тыс. штук, иномарок российского производства - вырастет на 40%, до 860 тыс. штук, а импорт машин увеличится на 15%, до 685 тыс. штук, говорится в материалах компании.
Факторами, которые будут сдерживать рост, является нестабильность глобальной экономики, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и осторожность автопроизводителей в планировании будущего производства, отмечает PwC.
В Минпромторге РФ прогнозировали в целом незначительное увеличение производства автомобилей в 2011 году - всего на 1,0% (к предыдущему году). Посылом к такому прогнозу послужило "удовлетворение первоначального спроса на легковые автомобили". Уровень производства в 2010 году оценивался ведомством около 1,15 млн автомобилей (+ 92,6% к 2009 году).
При этом в 2011 году предполагается сохранение рынка легковых автомобилей на уровне 2010 года. Объем рынка в прошлом году, как следует из прогноза, озвученного в конце декабря министром промышленности и торговли РФ Виктором Христенко, составил "примерно 1,75 млн штук (рост на 28,5%), а если добавить ввоз подержанных машин, то эта цифра приблизиться к 1,9 млн автомобилей в 2010 году".
Между тем, по оптимистичному прогнозу PwC, рынок легковых автомобилей в России может вырасти и на 35%, до 2,4 млн штук. В том числе по российским автомобилям - на 5%, до 580 тыс., по иномаркам российского производства - на 80%, до 1,1 млн, импорт новых машин возрастет на 20%, до 720 тыс. штук. Рост по оптимистическому прогнозу возможен в случае продления госпрограммы утилизации и субсидирования дополнительных программ стимулирования, а также увеличения доли иностранных брендов, производящихся на территории России, отмечается в обзоре компании.
С поддержкой авторынка правительство расстаралось, продлив на 2011 год действие программы льготного кредитованию граждан при покупке легковых автомобилей и программы выдачи ваучеров номиналом 50 тыс. рублей при утилизации старого автомобиля. Соответствующее постановление было подписано 27 декабря.
Согласно действующей в РФ программе утилизации, граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, могут купить новый из перечня, утвержденного Минпромторгом, со скидкой в 50 тыс. рублей. Пункты по утилизации расположены в 43 регионах России. На утилизацию в 2010 году (с учетом переходящих обязательств) было предусмотрено 20 млрд руб. Ранее директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства Алексей Рахманов сообщал, что выплаты по утилизации в 2010 году составят 11,6 млрд рублей (чуть меньше, 10 млрд рулей, было затрачено на утилизационные ваучеры в ходе первого этапа). По итогам 2 этапов программы утилизации в 2010 году выдано 400 тыс. сертификатов, заключено 380 договоров купли-продажи и отгружено покупателям около 270 тыс. машин, около 80% всех машин составляет продукция ОАО "АвтоВАЗ". Уже началась выдача утилизационных сертификатов в рамках этого этапа. В 2011 году правительство РФ намерено выдать еще 100 тыс. сертификатов по программе в рамках третьего, последнего этапа.
При этом PwC ожидает падения продаж новых легковых автомобилей в России после завершения программы стимулирования продаж за счет премии за утилизацию старого автомобиля."В Германии произошло падение продаж после завершения программы утилизации. Есть угроза, что будет то же самое и в России. Как только программа утилизации завершится, мы увидим падение", - сказал партнер компании PwC, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стенли Рут журналистам в четверг, однако он отметил, что программа может быть продлена.
Между тем, ранее директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов отмечал, что завершение программы утилизации не приведет к резкому падению продаж.
"Мы не ожидаем резкого падения продаж автомобилей, на 25-30%, как это было в Германии после завершения программы по стимулированию продаж за счет утилизации старых машин", - говорил А.Рахманов. По его словам, к сентябрю 2011 года "программа плавно завершится".
Программа льготного кредитования предполагает, что государство при покупке автомобилей отечественной сборки в кредит компенсирует 2/3 ставки по кредиту. Предельная стоимость автомобиля - до 600 тыс. рублей, первоначальный взнос - не менее 15%. Перечень автомобилей также утверждается Минпромторгом. Как следует из результатов мониторинга программы, представленном на сайте министерства, на конец 2010 года (30 декабря) было выдано 165 тыс. 708 льготных автокредитов (всего с начала действия программы было принято 354 тыс. 554 заявки).
В целом, как заявил в конце декабря 2010 г. премьер-министр РФ Владимир Путин, в 2011 году на поддержку спроса на продукцию автомобильной промышленности будет выделено 17 млрд рублей.