Фредерик Белинский: парижанин с русской душой

Гитарист-виртуоз Фредерик Белинский рассказывает о российской публике, вдохновении и любви, а также о цыганах и московском смоге

Фото из личного архива музыканта

Москва. 20 января. INTERFAX.RU - С ним никогда не знаешь, где окажешься при очередной встрече. В цыганском таборе или кабак в центре Парижа, на домашней встрече русских певцов или джазовом фестивале? Гитарист Фредерик Белинский не анонсирует список произведений, предназначенных для очередной встречи с публикой, и никогда не играет в одном и том же зале одно и то же произведение дважды. Если только на "бис".

"На меня и на мою музыку огромное влияние оказали Моцарт, Бах и Рахманинов", - говорит Фредерик после концерта в Московском международном доме музыки. И добавляет: "Если же говорить о том стиле, в котором я играю в последнее время, то это, в первую очередь, Джанго Рейнхардт, Джордж Бед и Стефан Бротеско".

Цыганский джаз, экспрессивная обработка лирических романсов, виртуозное переложение русских шлягеров – вот отличительные черты творчества Белинского. Но так было не всегда: закончив Национальную Парижскую Консерваторию, Фредерик выступал с серией классических концертов по всей Европе.

Впервые выступая в России в 2005 г., Фредерик познакомился с Игорем Иванушкиным, потрясающим контрабасистом. Немного позднее завязались творческие отношения с ритм-гитаристом Георгием Яшегошвили. Так родилось трио Фредерика, с которым французский музыкант выступает и в Москве, и в других столицах мира.

"Публика в России поначалу пугает своей холодностью Для музыканта это очень сложно, сразу начинаешь анализировать: что же я сделал не так, почему они так себя ведут? Но как только ты играешь произведение, которое они знают, барьер падает", - рассказывает Фредерик о российских слушателях. "В России хорошо относятся к музыке, с удовольствием ходят на концерты. Я бы сказал, что российский слушатель – он горячий, просто сдержанный. Он анализирует, решает для себя: достоин ли этот музыкант места в их сердце". Понять, почему парижский гитарист-виртуоз любит Россию, несложно: его прапрадед, Виссарион, известен каждому школьнику, его отец пел во французских кабаре популярные в то время русские романсы, он и сам производит впечатление такого же "горячего, но сдержанного". Экспрессия и эмоции, которыми делится музыкант со сцены, сочетаются с многочасовыми тренировками, остающимися скрытыми от глаз и ушей восторженной публики.

Сцена, залитая желтым светом, синие тени на полу. Три фигуры в черном и музыка. "Вдохновение?" - Фредерик задумывается на мгновение. Кофе в его чашке остыл, он озадаченно крутит ее в руках. "Сложно сказать, каждый раз по-разному. Но есть одно, что вдохновляет неизменно: утро, когда я просыпаюсь и смотрю в глаза любимой женщине. В них, как в зеркале, я вижу себя, и мне все становится понятно". Супруга Фредерика – Анастасия, красивая и умная русская женщина, смущенно улыбается при этих словах.

Недавний концерт, прошедший в Доме Музыки, назывался "Белые ночи Парижа" и посвящен был Старому Новому Году. Поэтому, наверное, в репертуаре трио было много вариаций на тему русских романсов. "Одинокая гармонь", известная во Франции как "Одинокий гармонист", прозвучала в аранжировке Фредерика и его деда. Получился не то вальс, не то свинг, каждый, наверное, выбрал что-то себе по душе. Те, кто впервые пришел на концерт с участием Белинского, были ошарашены: кто мог подумать, что старые, известные всем романсы, можно исполнять ТАК? "Простите, пожалуйста, не подскажите, а что это была за мелодия?" - обращается ко мне после очередного шедевра соседка по ряду. "Очи черные", - отвечаю. "Я так и знала!" - восклицает она, и добавляет: "Но эта скорость совершенно сбила меня столку". А уж тема из мультфильма про Чебурашку, которая неожиданно удачно легла в самую середину романса, заставила зал зааплодировать, не дожидаясь конца исполнения.

Мастерство Фредерика признано далеко за пределами Франции и Европы. Он играл и для президентов, и для шейхов, сольно и в группе, выступал с собственными сочинениями и с аранжировками известных всем мелодий. "Я не очень люблю это слово – "благотворительность", - отвечает музыкант на очередной вопрос. "Когда могу, я всегда помогаю, не отказываюсь от выступлений в детских домах, больницах. Но когда на этом пытаются сделать деньги - это ужасно. К сожалению, в последнее время развелось много мошенников, пытающимися под маской благотворительности навариться".

В зале Дома Музыки присутствовали мальчишки, которых Фредерик учит играть на гитаре. Они приехали из Франции в Россиию - концерты Белинского того стоят. "Не отчаивайтесь, если не пока не можете играть как я. Главное - любить музыку всем сердцем", - передал учитель со сцены пожелание. Пока малолетние ученики о чем-то возбужденно спорили в фойе после концерта, Фредерик отвечал на вопрос о музыке в Интернете.

"Я уверен, что онлайн-концерты никогда не смогут заменить живых выступлений. Ни слушателям, ни музыкантам. Через Сеть можно получить лишь 5% тех эмоций, которые доступны при общении напрямую. Хотя в вопросе открытия новых талантов, поиска площадок для выступлений, Интернет - хорошая возможность".

Цыганский джаз, этно-ритмы, все это - неотъемлемая часть и визитная карточка исполнительского таланта Фредерика Белинского. В юности он подружился с исполнителями цыганских песен в кафе и ресторанах Парижа, его бабушка была румынкой.

"Среди событий 2010 года мне особенно хочется отметить решение Саркози выслать "цыган" из Франции. Это абсурд, потому что проблемы, о которых говорили политики, в самой маленькой степени связаны с "цыганами". Это просто жест в ответ на те проблемы, которые Саркози не может решить", - ответил Фредерик на вопрос о самом значительном, по его мнению, политическом событии ушедшего года. "Я не говорю, что цыгане не виноват, нет, некоторые на самом деле ведут себя некорректно. Но это не метод", - продолжил музыкант. "К тому же, почти все, кого выслали, - это румыны. У них даже шутка была: купили билет домой, родственников навестить, и дали деньги на подарки. Все же понимают, что они снова вернутся". "Конечно, в мире много проблем. Где-то воют, где-то голодают, много несправедливости. Но я не хочу давать оценки, вставать на чью-то сторону, потому что всегда есть две стороны, во всем есть хорошее и плохое", - сказал Фредерик.

Вспомнил он и июльские пожары в Центральной России. "В это время я как раз был в Москве. Это был ужас! Мне казалось, что я курю сразу 20 пачек сигарет. Думал, что такое возможно только в средневековье".

Фредерик знает лекарство от всего плохого и серого: музыка. Билеты на его концерты не достать за два месяца до даты выступления, а зал неизменно полон. Во время выступления на душе становится очень-очень тихо и спокойно, но зато после хочется бежать и рассказывать всем-всем-всем о том, как потрясающе и феерично играет этот француз со скромной улыбкой.

- Фред, Вам сложно делать выбор?

- Нет, я всегда знаю, чего хочу.

Обозреватель Елена Куликова

Новости