Нефтепошлины: решение двух задач
Минэнерго предлагает установить пошлины для всех нефтепродуктов в размере 66% от пошлин на нефть уже в 2011 году, минуя их поэтапное уравнивание. При этом министерство предлагает сократить экспортную пошлину на нефть
Москва. 20 января. FINMARKET.RU - Министерство энергетики РФ предлагает отказаться от поэтапного уравнивания экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты, уже в 2011 году установить единую для них пошлину в размере 66% от пошлины на нефть, сообщил агентству "Интерфакс" представитель ведомства.
"Другими словами, мы предлагаем повысить пошлину на темные нефтепродукты до текущих уровней пошлины на светлые нефтепродукты", - сказал он.
Одновременно Минэнерго предлагает сократить экспортную пошлину на нефть путем сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с 65% до 60%.
"Тем самым, мы решим две задачи, поставленные перед нами правительством: повысим глубину переработки нефти и увеличим объем добычи нефти. То есть, предлагая уравнять пошлины на темные и светлые нефтепродукты, мы соответственно толкаем отрасль двигаться не в сторону увеличения переработки, а в сторону повышения ее глубины", - сказал представитель ведомства.
По его словам, одновременно будет расти рентабельность добычи нефти. "Рентабельность добычи при этом возрастет. Если сейчас она где-то на уровне 12%, то будет 16%. А это очень важно, поскольку компании при составлении бизнес-планов по разработке новых месторождений исходят из рентабельности 12-15%", - пояснил он.
Представитель Минэнерго уточнил, что уравнивание пошлин на темные нефтепродукты до уровня светлых может привести к сокращению объемов общей переработки нефти в РФ примерно на 20 млн тонн. Однако этот показатель будет учитывать в первую очередь сокращение объемов производства низкокачественных видов топлива, производимых в том числе мини-НПЗ. Однако дефицита нефтепродуктов и, в частности светлых, при изменении налогового режима Минэнерго не ожидает.
В то же время представитель ведомства не исключил возможности роста оптовых цен на бензин примерно на 500 рублей за тонну. "Однако мы учитываем эти риски в наших расчетах", - сказал он.
Представитель Минэнерго подчеркнул, что министерства согласовывают свои расчеты с Минфином. При этом процесс согласования будет вестись в январе.
Одновременно данная система согласовывается с нефтяными компаниями. При ее введении большинство нефтяных компаний остается в выигрыше в том или ином объеме, сказал представитель Минэнерго. По расчетам Минэнерго, проблемы с введением нового налогового режима могут возникнуть только у "Башнефти".
"Есть проблемы только у "Башнефти". Компания получает плюс на Upstream и на переработке собственной нефти, но вот на покупке нефти у третьих поставщиков и такой переработке она, конечно, теряет. Но, собственно, она у нас одна такая перевернутая компания, где переработки больше. Мы ведем переговоры, думаем, что делать", - сказал представитель ведомства.
Он не стал уточнять, в какие сроки могут быть утверждены изменения в налоговый режим, но подчеркнул, что это будет в 2011 году.
Представитель Минэнерго напомнил, однако, что "Башнефть" выиграла конкурс на месторождения им.Требса и Титова и поэтому в будущем может увеличить свою добычу.
Представитель ведомства сказал, что решить задачу по увеличению добычи можно на данный момент только за счет изменения экспортной пошлины на нефть, поскольку она составляет основной объем налогооблагаемой базы. "Основным фактором изъятия природной ренты на данный момент все равно остается экспортная пошлина. Так, мы смотрели для новых месторождений - даже если мы полностью обнуляем для них НДПИ, то все равно экономики нет", - сказал он.
Представитель Минэнерго отметил, что изменения в налоговый режим, предлагаемые Минэнерго, являются первым этапом на пути формирования новой налоговой системы, предполагающей, в частности, введение налога на дополнительный доход (НДД). "Эти процессы все увязаны вместе, и чтобы ввести НДД в налоговой системе, нам нужно оптимизировать действующий режим", - сказал он.
Собеседник агентства напомнил, что ведомство планирует ввести НДД для новых месторождений уже с 2012 года. "Мы сохраняем план по введении. НДД до 2012 года, но это будет именно для новых месторождений. То есть под такую систему попадает около 40-50 млн тонн нефти новых проектов. Действующие, развитые месторождения будут пока попадать под действие режима 60/66", - сказал он.
Как сообщалось, в конце декабря было принято решение о поэтапном сближении ставок пошлин на темные и светлые нефтепродукты. Так, в 2011 году пошлина на темные нефтепродукты выросла с 40 до 46,7% от пошлины на нефть, на светлые - снизилась с 70 до 67% от нефтяной пошлины. В 2012 году, по данному решению, пошлина на темные нефтепродукты должна составить 52,9% от пошлины на нефть, а на светлые - 64%. В 2013 году пошлины должны выровняться на уровне 60% от нефтяной пошлины.
Ранее Минфин выступал с инициативой повысить уравненные экспортные пошлины на нефтепродукты до 85-90% от пошлины на нефть.
Правительство РФ с осени 2008 года устанавливает экспортные пошлины на нефть на основе месячного мониторинга цены российской нефти на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) . Мониторинг проводится с 15-го числа месяца по 14-е число следующего месяца.
При сложившейся за период мониторинга средней цене на нефть на европейских рынках до $109,5 за тонну (включительно) - устанавливается нулевая пошлина. При цене от $109,5 до $146 за тонну - в размере, не превышающем 35% разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой нефти и $109,5.
Если цена на нефть сложилась в диапазоне от $146 до $182,5 за тонну, то размер пошлины не должен превышать $12,78 за тонну и 45% разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой и $146. При цене выше $182,5 за тонну пошлина не должна превышать $29,2 за тонну и 65% разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти и $182,5.