Кто и как компенсирует ущерб
Пассажиры авиакомпании "Трансаэро", застрявшие в аэропорту перед Новым годом, начали получать денежные компенсации. Юристы пока не уточняют, о каких точно суммах идет речь
Москва. 19 января. INTERFAX.RU - Адвокат Сергей Жорин, представляющий интересы пострадавших пассажиров, сказал "Интерфаксу", что он встречался с руководством авиакомпании "Трансаэро". "Там готовы возместить все убытки, понесенные пассажирами, плюс 50 рублей за каждый час ожидания и компенсацию морального вреда", - заявил Жорин.
По его словам, заявления о компенсации можно подать через сайт авиакомпании или в письменной форме. "Создана специальная комиссия, которая будет рассматривать заявки. Компания тем самым не говорит о признании своей вины перед пассажирами, но клиенты тем более не виноваты",- сказал Жорин. Он не стал уточнять, о каких суммах компенсации идет речь, но сказал, что пассажиры, которым уже выплатили компенсацию, получили не менее 10 тыс рублей.
Ранее представители ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" заявили, что пассажирам, испытавшим проблемы с вылетом из Москвы в конце декабря, будет предложен сертификат на бесплатный перелет в течение года, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе перевозчика. "Пассажиры могут обратиться за сертификатом до 28 февраля. Он действителен до конца 2011 года", - сказал представитель компании. Список из порядка 198 рейсов, в который вошли поздние рейсы 25 декабря, будет опубликован на сайте "Аэрофлота" в ближайшее время. Только пассажиры указанных в списке рейсов смогут обратиться за ваучером.
По словам компании, эта "акция репутационной поддержки" является той самой компенсацией, которую обещал выплатить авиаперевозчик в конце прошлого года всем пассажирам задержанных рейсов из Москвы. На эти цели компания была готова направить $20 млн, заявлял представитель "Аэрофлота" в конце декабря.
"$20 млн - это зарезервированная сумма, может быть нам потребуется меньше. И эти средства можно считать затратами на маркетинг, поскольку акция является рекламной с целью восстановления доверия к компании", - сказал представитель компании, добавив, что сертификат - "эквивалент деньгам, поэтому его можно считать денежной компенсацией". В компании считают, что ваучер на бесплатный перелет "безусловно выгоден пассажирам". Ваучеры смогут получить те пассажиры, которые ожидали своих рейсов и вылетели в конечном итоге из Москвы. Пассажиры, ожидавшие самолеты "Аэрофлота" в аэропортах других стран, на сертификат рассчитывать не могут.
Представитель авиакомпании подчеркнул, что если пострадавшие от авиаколлапса пассажиры все же решат требовать компенсацию не бесплатным перелетом, а деньгами, то "Аэрофлот" будет выплачивать их только по решению суда. Согласно российскому законодательству, ее размер равен 25 рублям за час ожидания. По словам представителя "Аэрофлота", причиной коллапса стали аномальные погодные условия, компания со своей стороны предлагала пассажирам, ожидавшим своих рейсов в аэропорту "Шереметьево", питание и проживание в гостинице.
Затем министр транспорта РФ Игорь Левитин в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщил, что пассажирам, пострадавшим во время декабрьского коллапса в аэропорту "Шереметьево", возможно, будет выплачена стоимость их билетов в один конец. "Аэрофлот" решил вернуть пассажирам стоимость билетов в один конец. Это будет сделано, если в январе совет директоров компании утвердит это решение", - заявил он.
Правда, если судить по записям в блогах и активности в соцсетях, некоторые из пассажиров уже готовы к тому, что отстаивать право на компенсацию в суде, чтобы получить достойное возмещение моральным и материальным потерям. Пассажиры указывают, что несмотря на то, что с момента коллапса прошло уже несколкьо недель, единственное, что они получили от "Аэрофлота" - это письмо с извинениями шаблонной формулировки.
В частности, пострадавшие люди создали группу в Facebook. "Эта группа создана для защиты интересов людей, рейсы которых были отложены на беспрецедентно длительное время в предновогодний период и которые пострадали от действий/бездействия авиакомпании Аэрофлот в те дни", - говорится на ее титульной странице. Согласно информации, содержащейся на странице, ее создатели и присоединившиеся к ним готовят коллективный иск против "Аэрофлота". "Мы делаем это, потому что убеждены, что граждане должны научиться отстаивать свои интересы, и делаем это бесплатно. Мы убеждены, что вместе мы сможем восстановить нарушенную справедливость и получить адекватную компенсацию", - указывают создатели группы. Помимо этого в Интернете распространяется и еще одно обращение, где всем, чьи планы были нарушены из-за сбоя работы "Аэрофлота", предлагается собрать претензии и подготовить коллективный иск к авиакомпании. "Если "Аэрофлот" не желает самостоятельно озаботиться культурой обслуживания своих клиентов, то нам придется озаботить его в установленном законом порядке. Мы подаем в суд коллективный иск. Приглашаем всех, кто пострадал от некомпетентности менеджеров "Аэрофлота" в период с 24 по 30 декабря, присоединиться к нам и получить настоящие компенсации материального и морального ущерба", - говорится в размещенном в Сети тексте, где также указывается контактный адрес, на который все "застрявшие" пассажиру могут прислать свои претензии к авиакомпании с их предполагаемой материальной оценкой.
За неделю до наступления нового года над московским регионом прошел ледяной дождь, создавший проблемы с электроснабжением столицы и близлежащих областей. В аэропортах столицы сложилась непростая ситуация: была практически парализована работа "Домодедово" и "Шереметьево". Сотни рейсов были задержаны, в аэропортах находились тысячи людей, ожидающих вылета. Пассажиры жаловались на отсутствие еды, а также на плохую организацию вылета самолетов. По указанию генпрокурора РФ московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства об авиаперевозках и обслуживании пассажиров авиакомпаниями и аэровокзальными комплексами "Домодедово" и "Шереметьево".
Позже официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева сообщила, что генпрокурор Юрий Чайка по поручению президента Дмитрия Медведева взял на контроль прокурорскую проверку в связи с массовыми задержками рейсов. Проверялось соблюдение прав пассажиров на обеспечение их питанием, водой, предоставлением комнаты матери и ребенка, мест для багажа в камере хранения, номеров в гостинице. В ходе проверки Генпрокуратура сообщила о многочисленных нарушениях законодательства в сфере обслуживания пассажиров в аэропорту "Домодедово" со стороны авиакомпаний "Трансаэро", "Сибирь", "ВИМ-Авиа", "Оренбургские авиалинии", "Ютэйр".
Проверка показала, что указанные авиакомпании не в полной мере предоставляли пассажирам задержанных рейсов услуги, установленные Федеральными авиационными правилами. Так, люди не могли получить напитки и горячее питание. Большинство граждан не имели возможности воспользоваться комнатой матери и ребенка, гостиницей, говорится в сообщении. В ряде случаев обеспечение продуктами пассажиров взяли на себя аэропортовые службы. Между тем, именно авиакомпании, которые имеют лицензии на право перевозки пассажиров, обязаны выполнять указанные требования, подчеркивают в прокуратуре.
За перечисленные нарушения в отношении авиакомпаний "Трансаэро" и "Оренбургские авиалинии" были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей).
После коллапса в московском авиаузле Роспотребнадзор также провел проверку аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево". Как сообщил глава ведомства Онищенко, на основании полученных обращений от потребителей было возбуждено 14 административных дел в сфере защиты прав потребителей в части недоведения необходимой достоверной информации. Онищенко также сказал, что у Роспотребнадзора есть претензии к авиакомпаниям "Аэрофлот" и "Трансаэро".
Ситуация в московском авиаузле стабилизировалась только к 30 декабря, сообщили в Росавиации. К этому дню аэропорты и авиакомпании вошли в расписание. Представитель ведомства отметил, что все задержанные рейсы за 26, 27 и 28 декабря были выполнены.