Мрачнее только египтяне

Уровень потребительского оптимизма в России ниже, чем в других странах БРИК, Индонезии и Саудовской Аравии, свидетельствуют данные Credit Suisse. Среди жителей 7 государств, которые приняли участие в исследовании, мрачнее настроены лишь египтяне

Цюрих. 18 января. FINMARKET.RU - Исследование, проведенное банком Credit Suisse, показало: в целом потребители в развивающихся странах смотрят в будущее с оптимизмом. Более трети респондентов ожидают улучшения состояния собственных финансов в ближайшее полгода. Россияне, однако, демонстрируют самый низкий уровень потребительской уверенности среди жителей стран БРИК. Из семи государств, в которых проводилось исследования, по уровню потребительского пессимизма РФ переплюнул лишь Египет.

В ходе подготовки обзора Emerging Consumer Survey эксперты Credit Suisse изучили настроения и профиль расходования средств потребителей из государств БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также Египта, Индонезии и Саудовской Аравии. В целом население этих развивающихся стран составляет около 3 млрд человек, на их долю приходится совокупный объем ВВП, превышающий $10 трлн. В опросе, проведенном специально для Credit Suisse компанией AC Nielsen, приняли участие 13 тыс. респондентов с разным уровнем дохода.

Исследование показало, что прогноз потребителей из развивающихся стран на ближайший год является довольно позитивным - 38% респондентов ожидают некоторого улучшения в состоянии их личных финансов в течение следующих шести месяцев по сравнению с 9%, которые ожидают его ухудшения.

В России финансовый пессимизм оказался чуть выше среднемирового и составляет 10%, при том что оптимистов, ожидающих улучшения своего финансового положения в ближайшие полгода, больше четверти - 27%.

Хуже прогнозы на ближайшее будущее лишь у жителей Египта, оказавшегося единственной страной в исследовании, где негативные ожидания превосходят позитивные (38% против 12%).

Главные оптимисты развивающегося мира живут в Бразилии и Китае - здесь 63% и 45% позитивно настроенных потребителей против 4% и 6% пессимистов соответственно.

Как отмечают эксперты Credit Suisse, на настроениях россиян сказалось снижение реальных доходов в течение последних 12 месяцев. "Относительно высокая инфляция, похоже, продолжит оказывать негативное влияние на среднее увеличение реальных доходов в течение следующего года", - говорится в исследовании. В нем отмечается, что большое влияние здесь имеет продовольственная инфляция, особенно в свете неурожая 2010 года. Негатив, который выразили участники опроса с низким уровнем дохода, вероятно, отражает значительное воздействие на них роста продуктовых цен, отмечают эксперты.

Однако для россиян с высоким уровнем доходов картина выглядит намного лучше. Рост реальных доходов этой категории граждан объясняет, почему именно они чаще других российских участников опроса заявляют о намерении приобрести автомобиль или недвижимость и отдохнуть за границей.

Кроме того, экспертов Credit Suisse удивила крайне низкая вовлеченность российских потребителей в пользования банковскими услугами и финансовыми продуктами. Так, лишь 24% домохозяйств в России имеют банковские счета по сравнению с 37% в Индонезии и 80% в Китае.

Как говорится в исследовании, по многим показателям инфраструктура в России гораздо более продвинута, чем во многих других развивающихся государствах. Однако, когда речь идет о финансовой инфраструктуре, оценки являются крайне низкими. Эксперты отмечают, что возможности для банковского сектора в сфере расширения охвата и числа предлагаемых продуктов кажутся значительным.

Новости по теме

Потребитель испугался

Новости