Меньше БАДа

Правительство разрабатывает законопроект об ограничении рекламы биологически активных добавок, которая околпачивает пенсионеров и заставляет их покупать пищевые добавки вместо лекарств

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 января. INTERFAX.RU – Реклама биологически активных добавок (далее БАД) к пище, возможно, будет ограничена. С целью пресечения недобросовестного распространения информации Минздравсоцразвития разработало законопроект, усиливающий контроль за рекламой БАД. Это уже не первый раз, когда деятельность, так или иначе связанная с продажей добавок, не идентифицируемых как лекарство или продукт питания, питательные свойства которого, собственно, не доказаны, пытаются ограничить.

Так, в ноябре 2009 года в Госдуму был внесен законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за производство, хранение и сбыт фальсифицированных лекарственных средств и БАД, если такие действия причинили вред здоровью или привели к смерти человека. "Производители фальшивых лекарств и биодобавок сядут в тюрьму надолго", - заявил тогда "Интерфаксу" автор этой законодательной инициативы, член фракции "Справедливая Россия" Антон Беляков.

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко подчеркнул, что при производстве и обороте БАД чаще всего выявляются такие нарушения, как неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных помещений, отсутствие документов, подтверждающих безопасность сырья, производство БАД без свидетельства о госрегистрации, отсутствие производственного контроля за выпускаемой продукцией, несоблюдение условий хранения БАД. Кроме того, вне установленных нормативов зачастую ведется розничная торговля БАД, в том числе путем дистанционной продажи или через дистрибьютеров. Также во многих случаях продажа БАД осуществляется без документов, подтверждающих их госрегистрацию, а информации, наносимая на этикетку не соответствует требованиям. Отмечаются случаи отсутствия на этикетке ингредиентного состава БАД, сведений о биологически активных веществах, источником которых является БАД к пище, противопоказаний к применению БАД, информации о том, что БАД к пище не является лекарством.

Так же в декабря 2009 года в Госдуму внесли другой законопроект, связанный с БАД: он запрещал продавать БАД вне аптек. По утверждению Белякова, "так называемые специализированные магазины через СМИ заманивают покупателей пестрой рекламой "чудо-таблеток" и сбывают свой, нередко фальсифицированный, товар". Законопроект также вводит для аптечных работников обязанность информировать покупателя о том, что БАД не обладает лечебными свойствами, отметил Беляков. "За нарушение данной нормы устанавливается административная ответственность", - добавил он. Как заметил парламентарий, по данным социологических опросов до 60% россиян считают, что "биодобавка является или лекарством, или даже "сильнее лекарства", и это значит - подобное просвещение просто необходимо".

По словам депутата, законопроект предъявляет и ряд жестких требований к инструкциям биодобавок. "Производители не должны упоминать в инструкции названия заболеваний или их симптомы, так как это создает у потребителя иллюзию того, что добавка предназначена для излечения от этой болезни; то есть должна исчезнуть формулировка "помогает от", что в сознании потребителя тоже связано с лечебными свойствами", - подчеркнул депутат.

В марте 2010-го глава Миндравсоцразвития Татьяна Голикова, отвечая на вопросы сенаторов в рамках обсуждения законопроекта об обращении лекарственных средств, сообщила, что в настоящее время БАДы не регулируются законодательно, поскольку не являются лекарствами. "Сейчас разрабатывается технический регламент по безопасности пищевых продуктов, и в соответствии с этими регламентами будет отдельное регулирование по БАДам и будет ужесточена их регистрация", - сообщила Голикова. В октябре она прибавила, что БАДы вообще не относятся к ведомости, регулирующей оборот лекарственных средств, просто потому что это пищевые добавки "и их обращение регулируется законодательством о пищевых продуктах и соответствующим техническим регламентом о безопасности пищевых продуктов, который в настоящее время разрабатывается". Министр также отметила, что этот техрегламент должен быть гармонизирован с законодательством Таможенного союза.

Однако, несмотря на то, что все эти дебаты в правительственных кругах и на высшем уровне обсуждаются уже не один год, к какому бы то единому мнению чиновники, как ни странно, не пришли, и с кого Таможенному союзу придется взымать квоту – с БАДа как пищевого продукта или как с лекарственного, неизвестно. Известно только, что последний законопроект об ограничении рекламы БАД разработан в связи с многочисленными жалобами, которые поступали от потребителей в Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзор в связи с недобросовестной практикой рекламы и распространения БАД.

Новости