Мы уверены, что ООН признает независимость Палестинского государства
Председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, какие, по его мнению, шаги, необходимы для урегулирования отношений ФАТХ и ХАМАС
В преддверии первого визита в Палестинскую автономию президента России Дмитрия Медведева председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас дал интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" Андрею Барановскому
Москва. 13 января. INTERFAX.RU - Г-н Аббас, как Вы оцениваете роль России в урегулировании ближневосточного конфликта и какое значение для мирного урегулирования имеет визит президента РФ Дмитрия Медведева на Ближний Восток?
- Россия – великая страна, она является постоянным членом Совета Безопасности ООН и одним из основателей Организации Объединенных Наций, образованной после Второй мировой войны, в которой был разгромлен нацизм и фашизм. Со времен Советского Союза и до наших дней России принадлежала и принадлежит важнейшая роль на Ближнем Востоке, где присутствие России имеет огромное значение. Россия стремится к претворению в жизнь положений Устава ООН, к реализации резолюций, отвергающих агрессию и твердо защищающих права народов на самоопределение, что, в первую очередь, касается нашего палестинского народа, находящегося под самой длительной и самой жестокой поселенческой оккупацией за всю современную историю.
Россия, возглавляемая ее нынешним руководством, стремится продвинуть вперед мирный процесс и делает это на различных уровнях – как на уровне личном, так и в рамках ближневосточного "квартета" и через различные международные организации. Мы горячо приветствуем визит Президента Д.А.Медведева в Палестину, который будет дорогим гостем для меня и для всего нашего народа. Мы совершенно уверены, что этот исторический визит станет большим вкладом в усилия по установлению справедливого и долгосрочного мира, обеспечивающего нашему народу его право на самоопределение и на создание своего независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
- Какова Ваша оценка контактов российских официальных лиц с деятелями движения ХАМАС? Считаете ли Вы, что подобные контакты способствуют урегулированию внутрипалестинских противоречий, а также урегулированию отношений между ХАМАС и ФАТХ?
- Российское руководство, как и мы, стремится положить конец расколу, ослабляющему палестинскую позицию, и вести диалог с ХАМАС, убеждая их подписать документ, выработанный нашими египетскими братьями. К этому же призываем и мы, и российские друзья работают в полной координации с нами и на всех уровнях. Мы в курсе вопросов, обсуждаемых российскими официальными лицами с представителями движения ХАМАС, мы поддерживаем такое обсуждение, согласны с ним и надеемся, что искренние усилия России и других региональных сторон, заинтересованных в справедливом решении палестинской проблемы и не имеющих никаких других мотивов, кроме прекращения внутрипалестинского раскола, приведут к формированию правительства национального единства из независимых деятелей, на которое будет возложена ответственность за проведение президентских и парламентских выборов в Палестине, с тем, чтобы сам народ по своему желанию выбрал себе руководство и программу.
- Какие, по Вашему мнению, нужно предпринять шаги с тем, чтобы урегулировать отношения между ХАМАС и ФАТХ?
- Первый шаг – как я уже сказал, - это подписание Египетского документа, как это уже сделало движение ФАТХ. Затем идет формирование правительства национального единства из независимых деятелей – специалистов в области экономики, и далее – прекращение блокады сектора Газа и подготовка к президентским и парламентским выборам.
- В какой, на Ваш взгляд, ближайший временной период возможно достижение соглашения с Израилем по вопросу доставки партии российских БТР в Палестину? И какие вопросы необходимо для этого решить с израильской стороной?
- С временным периодом нет проблем, настоящая проблема существует с отказом израильской стороны от своих обещаний, с ничем не мотивированным отказом от своих же решений. И такая противоречивая израильская позиция повергла в недоумение нас, наших российских друзей, а также и американцев, поскольку практически нет разумных причин отказа израильской стороны, по сей день не пропускающей БТР. Таким же образом Израиль отказывается пропустить автоматы и боеприпасы для наших служб безопасности.
- Российская сторона выразила готовность продолжать поставлять в Палестину спецтехнику. Какого рода эта спецтехника?
- Спецтехника - это БТРы. Мы достигли соглашения по вопросу особенностей и рода вооружения этих БТР с прежним израильским правительством во времена Эхуда Ольмерта, затем - Ципи Ливни, однако это соглашение не было выполнено. А сейчас, при новом израильском правительстве, возглавляемом Нетаньяху, этот вопрос, равно как и многие другие вопросы, были заморожены или от них израильское правительство просто отказалось.
- Ранее сообщалось о Вашем намерении обратиться в ООН с требованием признать Палестинское государство в границах 1967 года в случае провала переговоров с Израилем. Когда палестинская сторона могла бы обратиться в ООН с подобным требованием?
- Мы сейчас работаем над тем, чтобы Совет Безопасности принял резолюцию (на основе многочисленных прежних резолюций), в которой бы отвергался поселенческий процесс и признавалась его незаконность на всех палестинских территориях, оккупированных в 1967 года, включая Восточный Иерусалим. Мы осуществляем политические и дипломатические контакты с различными государствами мира для получения признания ими нашего палестинского государства в границах 4 июня, и недавно мы получили такое признание от ряда латиноамериканских стран. В случае невозможности принятия такой резолюции Советом Безопасности, мы намерены обратиться с этим вопросом в Генеральную Ассамблею ООН.
- Насколько, по Вашему мнению, вероятен успех подобного обращения в Генассамблею ООН? Рассчитываете ли Вы на признание Палестинского государства ведущими державами и на достижение окончательного урегулирования отношений с Израилем?
- Все великие державы, в том числе США, не только согласны на это, более того - именно они выдвинули план "дорожная карта", в котором говорится об окончании израильской оккупации, совершенной в 1967 году, и о создании жизнеспособного, географически единого палестинского государства. Россия, Китай, государства Евросоюза и многие другие государства неоднократно поддерживали создание палестинского государства, отвергая и осуждая поселенческую политику Израиля — это показали результаты голосования, прошедшего в Генассамблее ООН, когда подавляющее большинство государств мира поддержало права нашего палестинского народа… Более того, весьма значительная часть израильского народа поддерживает мир и решение о существовании двух государств. Таким образом, поскольку израильское правительство продолжает упорно отказываться от выполнения решений международной законности, мы будем вынуждены обратиться в Генеральную Ассамблею ООН, и мы уверены в успехе такого шага, благодаря широкой международной поддержке по созданию независимого палестинского государства. Мы также убеждены, что близок конец оккупации, и она не может длиться вечно.
- Как Вы оцениваете отказ Соединенных Штатов оказать давление на Израиль для прекращения поселенческой деятельности? Какова, на Ваш взгляд, степень эффективности посреднической роли администрации Барака Обамы в урегулировании палестино-израильского конфликта?
- Всем известно, что Соединенные Штаты Америки потерпели неудачу в попытке убедить израильское правительство заморозить строительство поселений, хотя бы на 3 месяца, и упорство Израиля показало, насколько необходимо добавить международные усилия к усилиям США для того, чтобы остановить поселенческую политику Израиля, и самую опасную ее составляющую – то, что происходит в оккупированном Восточном Иерусалиме.
Президент Обама и американская администрация продолжают прилагать усилия, но они постоянно наталкиваются на два препятствия: – это упорство израильского правительства, с одной стороны, и наличие влиятельного давления определенных сил в американском Конгрессе, занимающих произраильскую позицию. Мы убеждены, что для снижения внутреннего давления на американскую администрацию, ей необходима сильная международная поддержка, с тем, чтобы мы могли выйти из нынешней ситуации стагнации.