Не так написали про посадку
Ряд польских должностных лиц хотел бы видеть в докладе МАК о катастрофе самолета Качиньского указания на ответственность российских диспетчеров. В Варшаве готовят собственный вариант расследования
Москва. 13 января. INTERFAX.RU – Варшава довольна публикацией доклада о результатах расследования причин крушения под Смоленском самолета Леха Качиньского, однако имеет к нему ряд замечаний и надеется на продолжение расследования. По мнению ряда польских чиновников, в докладе не хватает указания на ответственность российской стороны за трагедию.
Напомним, самолет президента Польши Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля прошлого года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский в сопровождении официальной делегации летел на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД в 1940 году.
В среду, 12 января, представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК) огласили окончательные результаты расследования трагедии. Из доклада следует, что непосредственной причиной катастрофы стало "непринятие экипажем решения об уходе на запасной аэродром". По словам председателя МАК Татьяны Анодиной, экипаж неоднократно и своевременно получал данные о фактических метеоусловиях на аэродроме "Смоленск-Северный". Самолет же продолжал снижение, несмотря на постоянные предупреждения об опасности столкновения с землей. При заходе на посадку он снижался с вертикальной скоростью в два раза больше расчетной. При этом экипаж не сделал предупреждения "Крутое снижение" и сохранял скорость до начала маневра по избежанию столкновения с препятствием. После того, как самолет достиг минимальной безопасной высоты снижения 100 метров, "анализ фактических метеоусловий показал, что установление визуального контакта с огнями светосигнальной системы или наземными ориентирами было невозможно". Однако никаких докладов от экипажа не поступило, диспетчер не давал разрешения на посадку, и в этих условиях экипаж был обязан инициировать уход на второй круг, однако самовольно продолжил снижение с включенным автопилотом и автоматом тяги.
Официальная Варшава довольна публикацией документа. "Необходимо радоваться тому, что этот доклад есть. Это переход к следующему этапу - выяснению обстоятельств, приведших к трагедии", - заявил глава МВД Польши Ежи Миллер на пресс-конференции в Варшаве. По его словам, замечания Польши в России поделили на две категории - технические и другие. "Все замечания были учтены, но не все опубликованы в докладе", - сказал он.
В настоящее время польская комиссия пишет свой доклад о причинах катастрофы, но неизвестно, когда ее закончит. Миллер призвал всех проявить терпение. "Обе стороны не вполне были приготовлены к этому рейсу. Посадка самолета Як-40, приземлившегося ранее, могла закончиться совсем иначе. "Нет главной причины, а несколько причин трагедии. Поэтому это исследование (обстоятельств) идет так долго", - объяснил он.
По словам министра, МАК принял к рассмотрению все замечания Польши, однако не все из них опубликовал в докладе, а документ польской комиссии будет более "суровым" по отношению к Польше по сравнению с докладом МАК.
Премьер-министр Польши Дональд Туск вернулся в Варшаву, прервав отпуск после доклада Межгосавиакомитета, сообщает сайт "Газета выборча" со ссылкой на заявление информцентра польского правительства. Ожидается, что позже в четверг Туск встретится с Миллером для консультаций, а также проведет пресс-конференцию, на которой прокомментирует данный доклад.
Специальный представитель Польши при МАК Эдмунд Клих считает, что итоговый доклад содержит ошибки. "Этот доклад является неполным и содержит ошибки. Было сказано, что если бы экипаж выполнил команду "Горизонт", то они могли бы безопасно уйти (на запасной аэродром), что неправда. Команда была подана слишком поздно, и шансов уйти уже не было", - считает он.
Клих хочет увидеть в докладе информацию о переговорах диспетчеров. "Я хотел бы, чтобы в докладе была точная информация о том, что происходило в комнате диспетчеров", - сказал Клих. По его мнению, диспетчеры могли закрыть аэродром в связи с погодными условиями. Миллер также считает, что диспетчеры не должны были е разрешать посадку. "Реакция диспетчеров на попытку посадки должна быть однозначной", - сказал Миллер. Однако эксперт, знакомый с ходом расследования, заявил журналистам, что правилами не предусмотрена возможность диспетчеров запрещать посадку.
"Неоднократно было сказано, и сказано было аргументировано, что диспетчер не имел права запретить посадку Ту-154. Он имел право это сделать, если были бы препятствия в воздухе или на взлетной полосе, и самостоятельные действия экипажа это подтверждают, - сказал специалист. - Господин Клих с завидным упорством говорит о якобы имевшейся возможности у российских диспетчеров запретить посадку. В то же время Клиху, как уважаемому авиаэксперту, понятно, что у диспетчеров не было такой возможности, поскольку она не предусмотрена правилами".
Депутат Сейма от Союза демократических левых сил (СДЛС) Рышард Калиш считает, что отчет МАК подготовлен в соответствии с требованиями Чикагской конвенции и объясняет, прежде всего, технические обстоятельства крушения лайнера. "Таковым (с указанием главных причин - погодные условия, подготовка пилотов и самого рейса, внешнее давление на экипаж) его должна принять польская сторона - и власти, и все политические силы и общественное мнение, - сказал Калиш. - И это не зависит ни от политических оценок и аспектов, ни от состояния польско-российских отношений. О вине тех или иных лиц скажут другие структуры, ведущие расследование (прежде всего польская прокуратура)".
Он выразил сомнения относительно степени готовности аэродрома и действий диспетчеров. "Надо внимательно изучить документ и польские к нему комментарии", - заключил Калиш.
По словам его коллеги по СДЛС, депутата Станислава Взентека, представленная в отчете "холодная" оценка того, что предшествовало полёту, произошло в ходе него и в конце, "обнажила все слабости, особенно при попытке посадки". "Понятно, что произошло нарушение процедур, пилоты взяли на себя непомерную ответственность - фактор внешнего давления тут очевиден. Создается впечатление, что во всём виновата польская сторона - было понимание, куда и в каких условиях самолёт садится. Но это не так. Есть вопросы относительно действий авиадиспетчеров", - заметил Взентек.
Брат Леха Качиньского, лидер польской оппозиции Ярослав Качиньский, также недоволен результатами работы МАК. "Этот доклад - оскорбление для Польши", - сказал он. По его мнению, неудача расследования катастрофы "вызвана тем, что оно было оставлено под контролем России". "В докладе ответственность за произошедшее возлагается на пилотов и на Польшу. Такие заявления субъективны и бездоказательны. Многие вопросы остались без ответа", - считает Качиньский.
МАК не считает возможным в настоящее время прокомментировать реакцию польской стороны на опубликованный отчет МАК. "МАК рассчитывает на то, что польская сторона тщательно и беспристрастно изучит отчет, неотъемлемой частью которого являются замечания польской стороны", - заявил в среду "Интерфаксу" официальный представитель комитета Олег Ермолов.
Министр транспорта Игорь Левитин не намерен вступать в полемику с польскими коллегами по поводу причин катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском 10 апреля 2010 года. "Вижу, что у польских коллег остаются еще вопросы. Не хочу вступать в полемику, поскольку, напомню, ведется уголовное расследование, и в его рамках можно прояснить любые вопросы, если у кого-то они остаются", - заявил Левитин в ответ на просьбу СМИ прокомментировать высказывания польских официальных лиц после публикации окончательного отчета технической комиссии МАК.