СНВ с поправками

Как и ожидалось, Госдуме будет рекомендовано дополнить законопроект о ратификации Договора о СНВ рядом положений, призванных гарантировать интересы национальной безопасности РФ

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 12 января. INTERFAX.RU – Ратификация Договора о СНВ Госдумой безоговорочной не будет: текст закона во втором чтении, вероятнее всего, расширят несколько подготовленных депутатами-единороссами тезисов, являющихся, по сути, ответом на дополнения американского сената. При принятии Госдумой в первом чтении ратификационного законопроекта, он состоял из одной статьи, в которой говорилось о ратификации этого документа без всяких оговорок и уточнений. Авторы поправки - Константин Косачев, Виктор Заварзин, Андрей Кокошин и Анатолий Стародубец - предлагают дополнить документ пятью новыми статьями.

Эти уточнения в среду днем рассмотрел на закрытом заседании комитет Госдумы по международным делам, который внесет рекомендации на заседание Совета Думы, намеченное на четверг.

"Сегодня наш комитет одобрил единственную внесенную поправку к тексту законопроекта, которая завтра будет представлена совету палаты", - сообщил журналистам глава международного комитета Константин Косачев.

"Это единственная поправка фактически заново переписывает текст ратификационного законопроекта, в котором мы максимально подробно оговариваем условия, на которых Россия может оставаться в режиме договора, прописываем полномочия президента, правительства и палат Федерального собрания, перечисляем исключительные условия, при наступлении которых Российская Федерация может заявить о выходе из договора, а также прописываем понимание того, как дальше вести сторонам переговорный процесс по сокращению всех ядерных вооружений, а не только стратегических", - пояснил Косачев.

Он напомнил, что это было пятое заседание международного комитета по данному документу, однако впервые были проанализированы тексты поправок, интепретаций и заявлений к нему.

В то же время Косачев подчеркнул, что все рассмотренные на сегодняшнем заседании комитета тексты не меняют характер и суть самого договора, а носят лишь разъяснительный характер, а часть из этих поправок, которые предлагается включить в текст законопроекта, приобретут юридическую силу в случае его принятия обеими палатами Федерального Собрания и подписания президентом.

Косачев сообщил, что "все последующие разного рода интерпретации и разночтения предлагается рассматривать двусторонней российско-американской консультационной комиссией, что и было предусмотрено договором".

Условия Госдумы

Согласно поступившему ранее в распоряжение "Интерфакса" тексту поправок, ратификационный законопроект предлагается дополнить второй статьей. Здесь говорится, что "реализация нового договора о СНВ осуществляется при соблюдении следующих условий: поддержание потенциала стратегических ядерных сил РФ на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности РФ, в том числе путем разработки, испытаний, производства и развертывания новых типов и новых видов стратегических наступательных вооружений, имеющих преимущества по преодолению противоракетной обороны".

Среди других условий названо "поддержание боевой готовности стратегических ядерных сил РФ при любом развитии стратегической обстановки, сохранения и развития необходимых научно-исследовательной и опытно-конструкторской базы, а также производственных мощностей".

Еще одним условием предлагается определить "финансирование в соответствии с уровнем имеющихся потребностей стратегических ядерных сил РФ, мероприятий по сохранению и развитию необходимых научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы и производственных мощностей, а также работ по безопасной ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений". В числе таких условий названо также "обеспечение безопасных условий эксплуатации, хранения, ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений РФ". При этом подчеркивается необходимость "учета взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических вооружений и того, что стратегические оборонительные вооружения одной из сторон не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений другой стороны".

Возможно и внесение нормы о том, что "распространение положений нового договора о СНВ, в том числе касающихся засчета боезарядов и средств доставки, в соответствии с его условиями на любые стратегические наступательные вооружения, а также на новые виды наступательных вооружений стратегической дальности". Помимо этого возможно и включение в текст данной статьи и оговорку о том, что "вопрос о распространении положений нового договора о СНВ на новый вид стратегических наступательных вооружений должен быть разрешен в рамках двусторонней консультативной комиссии, созданной до того, как данный новый вид будет развернут". Предлагается говорить, что "предоставление Соединенным Штатам Америки телеметрической информации о пусках существующих типов межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок РФ, только до момента отделения автономного блока разведения или полезной нагрузки от последней ступени межконтинентальных баллистических ракет или баллистических ракет подводных лодок и непредоставление Соединенным Штатам Америки телеметрической информации о пусках новых типов межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок РФ".

Авторы поправок также выдвинули идею записать в тексте законопроекта, что реализация договора о СНВ может осуществляться только при условии "эффективного использования, совершенствования и развития средств контроля, в том числе национальных технических средств контроля РФ за соблюдением США нового договора о СНВ".

По их мнению, возможно также дополнить текст ратификационного законопроекта новой статьей, в которой оговаривается, при каких обстоятельствах Россия вправе выйти из договора. К таким обстоятельствам могут относиться "существенное нарушение США обязательств по новому договору о СНВ, способное привести к возникновению угрозы национальной безопасности РФ; развертывание США, другим государством или группой государств системы ПРО, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил РФ". Помимо этого в подобную категорию могут быть включены и "наращивание США, другим государством или группой государств стратегических наступательных вооружений, либо принятие ими решений в области военного строительства, а также иные обстоятельства, которые могут создать угрозу национальной безопасности РФ". К исключительным обстоятельствам также предлагается отнести и "развертывание США, другими государствами и группой государств вооружений, препятствующих функционированию российской системы предупреждения о ракетном нападении".

Напомним, что в резолюцию сената США о ратификации договора об СНВ с Россией в последние минуты перед голосованием была внесена поправка о том, что данный договор не может быть интерпретирован как средство сдерживания планов создания американской ПРО. Глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая в декабре прошлого года на первом чтении ратификационного законопроекта, высказался против его корректировки, подчеркнув, что в документе, одобренном сенатом США, нет поправок, меняющих текст договора. "Таких поправок там нет. Их действительно вносили республиканцы, они хотели менять сам договор. Этого не произошло. Все эти поправки были отбиты", - сказал тогда Лавров. По словам главы МИД РФ, "ни единой буквы в договоре решения сената не меняют".

Одиночество оппозиции

Между тем вчера на заседании Госдумы коммунисты высказались вновь против ратификации документа. Член фракции КПРФ Николай Коломейцев, в частности, заявил: "Призываю всех честных депутатов голосовать против этого договора. Понимаю, что он будет ратифицирован, но пусть хотя бы там, в Америке, знают, что не все в России мыслят категориями национальной измены". "В этом договоре для американцев важны не столько количественные сокращения, сколько меры контроля, позволяющие им непрерывно отслеживать состояние российских стратегических ядерных сил. Мы согласились на обмен телеметрической информацией по испытательным пускам ракет, но надо отметить, что сегодня мы проводим такие испытания, а США в обозримом будущем делать этого не собираются", - заявил депутат-коммунист. Он отметил, что во фракции КПРФ категорически не согласны с утверждением российских экспертов о том, что режим взаимного контроля по новому договору СНВ значительно слабее, чем был по договору СНВ-1. "Это не так. Кроме получения из рук в руки телеметрической информации, американцы смогут заглядывать в наши бункеры и считать боеголовки прямо на ракетах, установленных в шахтах. Поэтому все рассуждения о том, что этот договор станет шагом на пути всеобщего ядерного разоружения - это не более чем безответственные словесные упражнения наших штатных политтехнологов", - полагает Коломейцев. Он отметил, что этот процесс, "напротив, побудит пограничные с Россией страны на разработку собственного ядерного оружия".

"Российская сторона согласилась с предложением США сократить только оперативно развернутые носители и ядерные боеголовки, но перевод их в категорию неразвернутых разрешается путем прямого складирования. Для США эта процедура не будет связана с ликвидацией сколько-нибудь значительного количества пусковых установок, носителей и ядерных боезарядов. Поэтому американцам не составит труда вернуть их в строй. Для нас же складировать - это все равно, что потерять, ведь возвратный потенциал США - это одно, а наш - нечто совершенно иное", - подчеркнул представитель фракции КПРФ.

Возражения коммунистов, по прогнозам думских наблюдателей, не повлияют на ход ратификации Договора о СНВ.

Во втором чтении ратификационный законопроект палата рассмотрит в ближайшую пятницу.

По словам спикера Бориса Грызлова, третье, заключительное, чтение данного закона предварительно планируется на 25 января. Накануне он сообщил, что параллельно, в этот же день, будут приняты два заявления - первое Госдума направит в конгресс США - оно непосредственно связано с ратификацией договора СНВ, а второе заявление, которое будет носить внутренний характер, касается укрепления обороноспособности страны. "Ратификация данного договора не должна снизить нашу обороноспособность", - подчеркнул Грызлов.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости