Выход из ледяной тюрьмы
Началась операция по извлечению из льдов нескольких судов, застрявших в Охотском море еще в конце 2010-го, но сообщивших о своей беде только в канун Нового года. На помощь скованным льдами отправились два ледокола
Москва. 6 января. INTERFAX.RU – Спасательная операция по выводу рыболовецких судов, находящихся в ледяном плену Охотского моря, стартовала. Ледокол "Адмирал Макаров", взяв на буксир рыболовецкое судно "Профессор Кизеветтер", начал ледовую проводку по каналу до зоны легко проходимых льдов, сообщила пресс-служба Минтранса РФ.Следующим судном будет "Берег надежды". И последнее судно - плавбаза "Содружество". В пресс-службе Минтранса отмечают, что в связи с приливом наблюдается большая скованность льда в районе операции, что затрудняет ее. На подмогу "Адмиралу Макарову" вышел ледокол "Красин".
Утром в четверг ледкол "Адмирал Макаров" начал обкалывать лед для вывода застрявших в мерзлоте рефрижератора ТР "Берег Надежды", научно-исследовательского судна "Профессор Кизеветтер" и плавбазы "Содружество". Они в числе других судов были скованы льдами в конце 2010 года, и теперь операция по освобождению близится к завершению.
Ситуация сложилась в акватории северо-западной части острова Сахалин езе 27 декабря, но о случившемся экипаж суден не объявлял, напротив, утверждал в своих уведомлениях о том, что все под контролем – так что правда стала известно только 31 декабря в полдень. когда владивостокские "Содружество" и "Профессор Кизеветтер" обратились за помощью в морской спасательный подцентр (МСПЦ) "Южно-Сахалинск". На их борту находится более 400 человек. Эти суда дрейфуют в 12-13 милях от побережья материковой части РФ со скоростью 1,2 узла. Об этом "Интерфаксу", в свою очередь, сообщили в подцентре: по словам собеседника агентства, все суда вели в Охотском море промысел, на время шторма зашли в Сахалинский залив для перегруза выловленной рыбы на транспортные суда. В ходе перегрузки шуга в Сахалинском заливе смерзлась и превратилась в лед, и все суда (поначалу предполагали, что их 10) оказались обездвиженными.
На момент подачи сигнала оба судна, обратившиеся за помощью, находились во льдах в 12 милях от материковой части РФ, остальные - в 35 милях северо-восточнее от этих судов. На всех судах находилось примерно 555 человек. По словам источника, проблем с питанием у экипажа не было, погода в данном районе нормальная, и угрозы крушения судов и жизни моряков нет. Однако собеседник отметил, что в районе, где застряли 10 судов, образовались довольно мощные льды.
В первый день 2011-го г. Министр транспорта РФ Игорь Левитин доложил премьер-министру Владимиру Путину о том, что к 2 часам ночи 2 января к оказавшемся в ледяном плену в Охотском море трем рыболовецким судам должен был подойти ледокол "Магадан". По его данным, толщина льдов вокруг судов, находящимся в зоне подвижных вод, составила приблизительно 30 см. Он отметил, что к ним направлялись два ледокола – "ледокол "Магадан" должен быть там к 2 часам ночи 2 января, большой ледокол "Макаров" будет идти двое суток и должен прибыть в ночь с 3 на 4 января". Как сообщил министр, 2 января ледокол "Магадан", который первый подойдет к месту происшествия, постарается освободить рыболовецкие суда. Кроме того, по его словам, там работала большая плавбаза, на которой 348 человек, и в случае необходимости есть возможность осуществить эвакуацию людей. Левитин подтвердил, что со всеми судами есть связь, у них работает полное жизнеобеспечение: на всех судах - питание, вода и медобслуживание; оперативных мер не требуется, но в случае необходимости, плавбаза позволяет осуществить эвакуацию.
В понедельник к "Содружеству" и "профессору Кизеветтеру" присоединился сейнер "Мыс Елизаветы", экипаж которого составляет 78 человек, во вторник – рефрижератор "Антон Гурин". В среду утром именно эти два судна были первыми выведены в зону разряженного льда ледоколом "Адмирал Макаров". Тогда же капитан ледокола доложил, что для подстраховки хода спасательной операции по распоряжению федерального агентства морского и речного транспорта РФ в Сахалинский залив был направлен еще один ледокол "Красин", который, как и "Адмирал Макаров", находился в оперативном управлении FESCO. Ледокол вышел в четверг утром (05:30 местного времени) из порта Де-Кастри (Хабаровского края), его прибытие в район спасательной операции ожидается через двое суток ("Красин" идет на полном ходу).
В данный момент в районе разряженных льдов находится ледокол "Магадан". Туда "Адмирал Макаров", взяв на "усы" (короткий буксир) одно из застрявших во льдах судов, доставит его и передаст "Магадану". Тот, в свою очередь, на буксире будет выводить суда из района разряженных льдов к чистой воде (к участку моря, где нет льдов). Таким образом, поочередно планируется вызволить из ледового "капкана" все 3 судна. Как сообщил "Интерфаксу" глава Рослыболовства Андрей Крайний, по плану через час после начала операции первым "Адмирал Макаров" потащит "Профессора Кизеветтера" как наиболее узкое и лёгкое судно из трёх заблокированных. Затем - рефрижератор "Берег Надежды", а потом "Содружество". Таким образом, через час начнётся проводка первого заблокированного судна в район разряженного льда в сторону чистой воды.
По данным отраслевого Центра системы мониторинга рыболовства и связи к 9:00 (мск) ледоколу "Академик Макаров" уже удалось пробить десятибалльную ледовую блокаду, которой уже неделю скованы рыболовецкие суда. Кроме того, Крайний сообщил, что в четверг в Баренцевом море подало сигнал бедствия рыбопромысловое судно "Нимб". "К нему направлен наш спасатель "Мурманрыба". Уверен, всё завершится благополучно, но недаром тост "за тех, кто в море" звучит как молитва", - сказал он.