Итоги года: Путин-мобиль, ё-мобиль и другие

Российский авторынок постепенно приходит в себя. "АвтоВАЗ" получил огромную поддержку в виде программы утилизации и поездки Владимира Путина на Lada Kalina. А миллиардер Михаил Прохоров представил свой Ё-мобиль

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 декабря. FINMARKET.RU - Российский авторынок после глубочайшей депрессии конца 2008 - 2009 годов постепенно приходит в себя - программа утилизации старых машин, восстановление платежеспособного спроса и оживление кредитования, а также расширение модельного ряда помогли отыграть большую часть кризисного падения. Однако, даже несмотря на быстрый отскок - продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2010 г вырастут на 30%, до 1,9 млн штук - уровень последнего года эпохи благоденствия достигнут не будет.

Иностранные гиганты на временные трудности смотрят философски, с позиции долгосрочных инвесторов. В 2010 году в России заработал совместный завод PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi в Калуге, а также предприятие Hyundai Motor в Санкт-Петербурге, расширены производственные мощности заводов Volkswagen в Калуге и Renault в Москве.

Отечественный флагман - "АвтоВАЗ" - вспоминал 2009 год как страшный сон. Утилизация плюс неожиданный, но яркий product placement автомобиля Lada Kalina в исполнении премьера Владимира Путина помогли увеличить продажи автомобилей производства волжского завода до 555 тыс. автомобилей, что выше показателей 2009 года в полтора раза. В 2011 году продажи могут вырасти до 700 тыс. штук, в том числе за счет продления программы утилизации, по которой тольяттинское предприятие продает значительную часть своих автомобилей.

В 2010 году о строительстве завода в РФ объявил альянс FIAT-Sollers, о покупке "ИжАвто" у дочки Сбербанка в конце года договорился "АвтоВАЗ", группа "ГАЗ" и концерн Daimler AG достигли взаимопонимания по сборке LCV Mercedes-Benz Sprinter в Нижнем Новгороде.

СП группы "Онэксим" Михаила Прохорова и ЗАО "Яровит моторс" (ООО "ё-авто") в 2010 году разработало и представило прототипы трех моделей гибридных автомобилей собственной разработки. Серийное производство автомобиля, получившего несколько провокационное название "ё" планируется во второй половине 2012 года.

Рекорды авторынка

Продажи новых легковых автомобилей в 2010 году после нескольких месяцев инерционного падения со второго квартала начали рост. В апреле, после запуска программы утилизации, он составил 20%, в мае - 31%, в июне - 45%, в июле - 48%. В августе продажи выросли в 1,5 раза, до 168,6 тыс. машин, и к ноябрю рост достиг 80% (до 190 тыс. штук).

"Во II квартале ситуация на автомобильном рынке кардинально изменилась, спрос вырос и продолжает расти. Рост обусловлен не только премией по утилизации, но и общим улучшением макроэкономической ситуации и повышением покупательского оптимизма. Теперь успех каждого бренда зависит от того, сможет ли он оперативно увеличить производство и поставки. Мы ожидаем некоторого дефицита автомобилей в третьем квартале и резкого роста продаж под конец года", - еще летом говорил вице-председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Мартин Ян.

Рост продаж новых автомобилей в середине года привел к увеличению цен на рынке подержанных машин.

"Резкий скачок связан с тем, что в мае кризисного 2009 года свежие машины подешевели, в этом же году цены растут, так что можно констатировать: на вторичном авторынке кризис закончился", - отмечали эксперты SmartUs.ru. К концу года цены на вторичном рынке замедлили рост из-за увеличения поставок новых автомобилей.

Эксперты АЕБ в 2010 году несколько раз пересматривали в сторону улучшения прогноз по емкости авторынка. Еще в апреле продажи по итогам 2010 года ожидались в размере 1,6 млн автомобилей, осенью прогноз был повышен до 1,7 млн штук, в октябре - до 1,8 млн. По итогам ноябрьских результатов представители АЕБ снова улучшили прогноз, до 1,9 млн автомобилей.

"Ноябрь продемонстрировал самый высокий рост рынка с декабря 2008 года, и рынок продолжает расти, стремясь к показателю 1,9 млн проданных машин за год, что значительно выше всех предыдущих прогнозов комитета. В годовом исчислении рост может составить 30%. Очевидно, что программа утилизации старых автомобилей, а также повышенная доступность кредитов совпали с ростом потребительской уверенности, приведя к росту продаж во всех сегментах и по всем маркам", - констатировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.

Между тем, управляющий директор Ford в России Марк Овенден отмечал, что "рассматривая продолжающийся рост рынка, необходимо не забывать анализировать данные также без учета действия программы утилизации - только тогда мы сможем точно заявить, что кризис остался позади". "Ситуация выглядит обнадеживающе, но для продолжения устойчивого восстановления после окончания действия программы утилизации необходим дальнейший рост экономики", - говорил Мрак Овенден.

Около 35% продаж на авторынке страны придется на сборочные заводы по производству иномарок, около трети автомобилей будет импортировано. Два года назад на импорт приходилось более половины (53%) российского авторынка, а сборочные заводы обеспечивали лишь порядка 20% общего объема продаж новых автомобилей.

В будущее авторынок смотрит с надеждой. Регулятор - министерство промышленности и торговли - ждет, что к 2020 г. объем продаж автомобилей в России достигнет 3,6 млн штук.

"К середине 2013 года рынок полностью восстановится, а в 2014 году станет рынком номер 1 в Европе, преодолев отметку в 3 млн автомобилей", - не скрывает оптимизма глава министерства Виктор Христенко. По его словам, в 2010 году производство автомобилей в России достигнет 1,3 млн штук.

Новые заводы …

Французский концерн PSA Peugeot Citroen и японская Mitsubishi Motors Corporation в апреле запустили автозавод в Калужской области - ООО "ПСМА Рус".

Завод начал серийный выпуск автомобилей с модели Peugeot 308. План по выпуску Peugeot на российском предприятии на 2010 год составляет 15-20 тыс. автомобилей при первоначальной мощности завода 45 тыс. машин в год..

Автомобиль под маркой Citroen модели C4 выпущен на российском заводе в июне, с 2012 года планируется начать сборку этого автомобиля по полному циклу. В сентябре предприятие приступило к сборке внедорожников трех марок Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Производство внедорожников по полному производственному циклу начнется в конце 2012 - начале 2013 гг. Инвестиции в завод составили 470 млн евро.

Председатель совета директоров PSA Peugeot Citroen Филипп Варен отмечал, что предприятие в Калуге в 2012 году перейдет на производство полного цикла и планирует выпускать 125 тыс. автомобилей, из них 85 тыс. седанов Peugeot и Citroen и 40 тыс. полноприводных автомобилей всех 3 марок. "Верим в потенциал роста российского автомобильного рынка и готовимся к его подъему", - сказал Варен. Ему вторил вице-президент Mitsubishi Осаму Масуко, который оценил потенциальную емкость российского рынка в 5 млн автомобилей в год.

Включение автомобилей производства "ПСМА Рус" в государственные программы утилизации и льготного кредитования позволило Citroen увеличить продажи автомобилей за 11 месяцев на 36%, до 15,420 тыс. автомобилей. У Peugeot этот показатель вырос на 15%, до 32 тыс., у Mitsubishi - на 3%, до 40,2 тыс.

Hyundai в сентябре запустила тестовое производство на предприятии в Санкт-Петербурге. Инвестиции в проект составят около 500 млн евро. В 2011 году на заводе планируется произвести 105 тыс. автомобилей, в 2012 году - выйти на проектную мощность в 150 тыс. автомобилей.

Производство начнется с бюджетной модели Solaris, которую компания хочет видеть "народным автомобилем".

… И новые альянсы

В начале 2010 года FIAT и Sollers договорились о создании российского СП, в рамках которого будет работать 2 автозавода (в Набережных Челнах и ОЭЗ "Алабуга") и парк автокомпонентов в "Алабуге".

На максимальную производственную мощность - 500 тыс. автомобилей в год - СП планирует выйти к 2016 г.

Общие инвестиции в проект составят 2,4 млрд евро. Участники проекта рассчитывали на поддержку ВЭБа, однако пока о деталях участия банка в проекте договориться не удалось. Дело в том, что Sollers не представил ВЭБу уточненный бизнес-план СП и другие необходимые документы для рассмотрения на наблюдательном совете, объяснил глава ВЭБа Владимир Дмитриев. "Бизнес-план, который представлен нам, не дает возможности структурировать сделку", - говорил он.

Под занавес года Сбербанк, который является основным кредитором "ИжАвто" (находится в процедуре банкротства) и управляет им, определился и сделал выбор между потенциальными партнерами ижевского завода. На эту роль претендовали Hyundai-KIA и "АвтоВАЗ". Патриотизм оказался сильнее гостеприимства - борьбу выиграл российский завод.

На площадке "ИжАвто" в 2011 году может быть выпущено около 126 тыс. автомобилей, к 2014 году производство может возрасти до 300 тыс. машин в год, половину из этого объема производства составят автомобили Renault и Nissan. Эти цифры предусмотрены бизнес-планом, предложенным Сбербанком, "АвтоВАЗом" и его акционером - госкорпорацией "Ростехнологии".

В уходящем году окончательно оформился семейный союз альянса Renault-Nissan и "АвтоВАЗа".

Renault подписал соглашение о покупке 25%+1 акции "АвтоВАЗа" у инвесткомпании "Тройка Диалог" и ФГУП "Рособоронэкспорт" за $1 млрд в феврале 2008 года, на докризисном пике фондового рынка. Вся компания, с учетом заложенной в договор опции отложенного платежа, была оценена в сумму, близкую к $5 млрд..Трем крупнейшим акционерам "АвтоВАЗа" - Renault, "Тройке" и госкорпорации "Ростехнологии" (создана на базе активов "Рособоронэкспорта") - принадлежит по 25% + 1 акция "АвтоВАЗа". Однако скоро конструкция изменится: акционеры "АвтоВАЗа" в сентябре одобрили допэмиссию, после первого этапа которой доля "Ростехнологий" вырастет до 29% уставного капитала (36% обыкновенных акций), после второго - до 40% (36%).

В начале октября глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов заявил, что "Тройка" готова свой пакет в "АвтоВАЗе" обменять - на пакет акций либо Renault, либо Nissan. "Renault вряд ли согласится, а Nissan, в принципе, пододвигается к этому", - сказал тогда он. Речь идет об акциях Nissan, принадлежащих Renault, пояснял "Интерфаксу" управляющий директор "Тройки" Сергей Скворцов.

Впервые вариант с обменом акций "АвтоВАЗа" возник в июне этого года. Тогда Владимир Путин заявил, что РФ готова обменяться акциями с французским правительством, которое владеет 15% Renault (столько же у Nissan).

"Если есть необходимость, желание расширить свой (Renault) пакет (в "АвтоВАЗе"), мы готовы и к этому. В том числе даже и готовы обменяться определенными пакетами и с правительством Франции, которое там сидит на небольшом проценте в самом Renault, мы это обсуждали совсем недавно. Это была бы любопытная, мощная кооперация", - сказал премьер. Впрочем, этот вариант, как признавал тогда Сергей Чемезов, крайне "сырой" и всерьез пока не обсуждался.

Незадолго до ноябрьской поездки главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона в Москву Чемезов сообщил, что "Ростехнологии" могут продать 4% акций "АвтоВАЗа" Nissan после первого этапа допэмиссии акций российского автозавода, сократив тем самым свою долю в капитале после допэмиссии до 25%.

Позднее Чемезов заявил, что Nissan может приобрести за денежные средства 10% акций "АвтоВАЗа" в первом-втором квартале 2011 г.

Параллельно Renault расширяла производственные мощности на своем заводе в Москве - "Автофрамос". Инвестиции в расширение завода с 80 тыс. до 160 тыс. автомобилей в год составили $150 млн - дополнительно к $250 млн, изначально вложенным в строительство предприятия.

Наконец, в декабре Daimler, который сотрудничает с "КАМАЗом" по ряду СП в России, а также владеет его акциями, достиг взаимопонимания с группой "ГАЗ" по выпуску легких коммерческих автомобилей в Нижнем Новгороде.

Инвестиции Daimler в производство Mercedes-Benz Sprinter на предприятии группы "ГАЗ" превысят 100 млн евро. Ежегодный объем производства Sprinter составит около 25 тыс. в год.

Ё-Мобилизация

Владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров, который, как и подавляющее большинство российских богачей, сделал состояние на commodities, в последнее время активно занимается проектами, скажем так, неоднозначными.

Есть ли перспективы вывести в прибыль медиаактивы "Онэксима"? Возможно. Все ли риски учтены в проекте по производству светодиодов? Не исключено. Заиграет ли в хороший баскетбол "Нью-Джерси" (правда, недоброжелатели заокеанский проект Прохорова клеймят как сугубо девелоперский, а вовсе не спортивный)? Все может быть. Но самый жирный знак вопроса - это, безусловно, гибридный "ё-мобиль". В России, как известно, делать хорошие автомобили пока удается в основном методом крупоноузловой сборки иномарок. Создание "народного автомобиля" командой энтузиастов, у которых нет за спиной технологического ресурса глобальных концернов - это похоже на шутку или в лучшем случае сказку.

Проще всего было решить, что Михаил Прохоров после суперуспешной продажи пакета акций "Норникеля" несколько утратил чувство реальности. Однако спешить с выводами не стоит - заявленная сумма первоначальных инвестиций (150 млн евро), конечно, не так уж и велика по меркам состояния Прохорова, но и не столь мала, чтобы просто так выбросить ее на ветер.

Пока самого Прохорова, судя по всему, вполне устраивает скептическое и даже юмористическое отношение к "ё-мобилю". По крайней мере, на такую мысль наталкивают его собственные комментарии.

"Приехал парень из Сибири, привез роторно-лопастный двигатель и показал, как можно сделать так, чтобы цилиндры не касались поршня. Это значит, что масло можно заливать один раз. Мы тихо обалдели. Теперь он наш партнер, все у него хорошо в жизни - он будет иметь процент от продаж. А если получится сделать керамический поршень, то масло вообще не нужно будет", - в таком былинном стиле рассказывал владелец "Онэксима" о своем проекте в интервью "Ведомостям".

Уже в начале 2011 года запланированы первые ходовые испытания нового автомобиля. Возможно, тогда станет понятно, чем будет завоевывать сердца покупателей "ё-мобиль". Ведь одним ценником привлечь массы вряд ли удастся - в максимальной комплектации машина будет стоить 450 тыс. рублей. Не самая демократичная цена для "народного автомобиля".

Новости