Итоги года: Российские IPO - большие надежды и скромные результаты
Российский взнос в мировой рынок IPO в 2010 году оказался весьма скромным - всего 2,3% от общего объема размещений. Ключевой сделкой года многие участники рынка называют размещение на Лондонской фондовой бирже Mail.ru Group
Москва. 30 декабря. FINMARKET.RU - 2010 год обещал быть событийным с точки зрения сделок по привлечению акционерного капитала российскими компаниями. Еще осенью 2009 года на рынке прошло несколько размещений - производителя алкоголя "Синергия", ритейлера "Магнит", перевозчика Globaltrans, которые показали: среди инвесторов, изголодавшимся по российским размещениям, есть интерес к нашим активам.
В 2010 году экономисты заговорили об умеренном росте экономики, компании и банки медленно, но верно стали приходить в чувство. Настало время принимать витамины - поднимать деньги на пополнение оборотных средств и улучшение структуры капитала, потрепанного за последние два года. Некоторые инвестбанкиры в начале года делали оптимистичные прогнозы, согласно которым объем российских размещений в 2010 году мог составить $8-10 млрд. Более осторожные прогнозы находились на уровне $5-8 млрд.
И действительно: весна и осень на рынке российских IPO и SPO выдались жаркими по сравнению с глухими 2008-2009 годами - в совокупности прошло 12 первичных размещений, объем которых превысил $5,35 млрд, и 4 вторичных на общую сумму около $750 млн. Оживление налицо, но все же прошедший год нельзя признать однозначно успешным - из-за волатильности на рынках и несговорчивости потенциальных инвесторов в оценке компаний сорвались три уже запущенных российских IPO и еще около десятка, бывших в высокой степени готовности, автоматически перенеслись на 2011 год.
Доля России в общем объеме IPO в мире ($232 млрд по состоянию на 23 декабря) составила всего 2,3%. Это очень скромный результат по сравнению с масштабами сделок, например, американских компаний. Согласно исследованию ИК "Ренессанс Капитал", в 2010 году прошло 154 первичных размещения компаний из США, объем вырученных ими средств составил $38,7 млрд. Согласно прогнозам "Ренессанса", активность американских компаний будет только возрастать благодаря прояснению вопросов, связанных с налоговыми ставками, второму раунду "количественного послабления", а также общей лояльности к бизнесу американского правительства.
Но у России есть шанс догнать соперников. Этому могут способствовать программа приватизации госактивов, планируемое вступление в ВТО, подготовка к Олимпиаде в Сочи-2014, а также победа в конкурсе на право принимать чемпионат мира по футболу в 2018 году - все это должно подстегнуть инвестиции в экономику. Аналитик по стратегии на рынке акций "Ренессанса" Ованес Оганисян отмечает, что количество запланированных российских IPO уже позволяет говорить об общем объеме размещений в 2011 году до $30 млрд.
Не год Гонконга
Этот год по всем статьям должен был стать годом Гонконга. Официально о своем намерении провести IPO на Гонконгской фондовой бирже заявляли в 2009 году "РусАл" и лизинговая "дочка" "Объединенной авиастроительной корпорации" "Ильюшин-Финанс". А по неофициальным данным Eurasia Strategics, консультирующей эмитентов по вопросам листинга на этой азиатской площадке, подготовку к размещению вели 8-9 российских компаний.
"РусАл" под занавес прошлого года объявил о запуске IPO в Гонконге, которому суждено было стать самой громкой сделкой в горнодобывающем секторе в 2010 году.
Алюминиевому гиганту Олега Дерипаски, обремененному серьезными долгами, удалось привлечь на азиатском рынке $2,24 млрд. Помимо Внешэкономбанка, который приобрел 3,15% акций компании, акционерами "РусАла" стали государственный инвестфонд Ливии Libyan Investment Authority, инвесткомпания Натана Ротшильда NR Investments, управляющая компания американского миллиардера Джона Полсона Paulson & Co. и структуры азиатского бизнесмена Роберта Куок Хок Неня, а также еще более 220 инвесторов.
Позднее топ-менеджеры "БазЭла" О.Дерипаски заявляли, что за "РусАлом" могут последовать другие компании холдинга. В частности, первой на очереди была Strike Force and Mining (SMR).
Кроме того, по горячим следам "РусАла" в Гонконг в первом полугодии собирался "Металлоинвест" Алишера Усманова, а в конце года - "Золото Камчатки", объединяющее золоторудные активы группы "Ренова" и Berkley Investments.
Однако чаяния российских компаний не оправдались - карты смешала пресловутая волатильность, которая особенно неприятна на новом и незнакомом пока азиатском рынке. Кроме "РусАла", в Гонконге с трудом разместила акции только "дочка" Petropavlovsk - IRC, железорудный бизнес которой тесно связан с Китаем. Компании пришлось снизить цену ниже ценового ориентира, отсрочить день прайсинга и сократить объем предлагаемых к размещению акций. В итоге IRC выручила меньше, чем рассчитывала, - $205 млн.
Гонконгское IPO входящего в "БазЭл" "Евросибэнерго", запущенное в ноябре, было отложено на первый квартал 2011 года в связи с необходимостью одобрения участия в IPO китайского якорного инвестора.
"В Гонконге хватало своих желающих разместиться - чуть ли не на $100 млрд за год. Так что русские добавки им совсем не к месту", - полагает начальник управления аналитических исследований УК "Уралсиб" Александр Головцов. "Гонконг будет оставаться площадкой для азиатских компаний прежде всего, у них с LSE (традиционной биржей для российских компаний) разные ниши", - сказал он агентству "Интерфакс".
Скромность украшает
В начале года на рынке чувствовался осторожный оптимизм в отношении перспектив мировой экономики. В первом полугодии компании слишком дорого себя оценивали, рассчитывая на интерес инвесторов, давно не видевших новых имен и IPO-stories из России, полагает портфельный управляющий Prosperity Asset Management Денис Евстратенко. Но инвесторы, наученные ошибками кризиса, были довольно придирчивы к кредитному качеству эмитентов.
По мнению А.Головцова, российские IPO в 80% случаев были переоценены. "Во втором полугодии недорогие сделки случались немножко чаще обычного, примеры - "Мостотрест" и "Трансконтейнер". Сделка "Евросибэнерго" тоже была бы недорогой, и, скорее всего, будет такой в первом квартале", - сказал он.
Самым успешным размещением первых шести месяцев года с точки зрения привлечения, помимо "РусАла", стало апрельское IPO "Протека", который получил по итогам $400 млн, установив цену акций выше нижней границы ценового диапазона ($3,5 за акцию при диапазоне $3,1-4,5). Но вот с точки зрения поведения акций на вторичном рынке успешным его никак не назовешь. По итогам года "Протек" вошел в десятку мировых IPO, упавших больше остальных (на 42% по сравнению с ценой размещения).
Все остальные сделки прошли смазанно. В частности, ГК "Русское море" разместилась по низу диапазона ($6-8 за акцию), а объем размещения был ужат до $90 млн, хотя изначально планировалось привлечь $130,2-173,5 млн. "Кузбасской топливной компании" (КТК) пришлось не только сократить количество предлагаемых акций, но также значительно снизить ценовой диапазон. В результате КТК смогла разместиться по $6,5 за акцию против первоначального диапазона в $7,7-10,4, а объем размещения составил лишь $163 млн по сравнению с $295-398 млн, на которые компания рассчитывала, объявляя об IPO.
В апреле и мае от завершения IPO вынуждены были отказаться "УралХим" и "РусАгро", по итогам премаркетинга и road show c топ-менеджментом вообще не набравшие заявок инвесторов по предлагаемой цене.
Во втором полугодии компании умерили свои аппетиты, и до понижения ценовых диапазонов уже не доходило. Свою роль в этом сыграла высокая волатильность рынков, которая держалась весь год, а также усугубившийся кризис суверенного долга и бюджетного дефицита стран Европы.
"Трансконтейнер" в ноябре разместил свои акции близко к нижней границе ценового диапазона ($80 за штуку при диапазоне в $79-99), сумев привлечь FESCO Сергея Генералова в качестве якорного стратега. Объем привлеченных "дочкой" ОАО "Российские железные дороги" средств составил $400 млн.
"Мостотрест" в ноябре разместился по нижней границе ценового ориентира - $6,25. Компании удалось привлечь $388 млн.
Более удачным было ноябрьское размещение петербургского ритейлера "О‘Кей": инвесторы показали спрос по середине ценового диапазона ($11 за акцию при ориентире в $9,9-12,9). В итоге с учетом частично использованного опциона на переподписку объем размещения составил $428 млн. Сама компания заработала $176 млн.
Не обошлось без отмены сделок и во втором полугодии. В середине октября производитель светодиодов "Монокристалл" решил отложить IPO, сославшись на волатильность на мировых рынках.
Российская почта с английским акцентом
Ключевой сделкой не только второго полугодия, но и всего 2010 года многие участники рынка называют размещение на Лондонской фондовой бирже Mail.ru Group. Предложение акций вызвало небывалый спрос западных инвесторов - он был настолько высок, что топ-менеджмент компании решил не проводить встреч с российскими инвесторами в Москве.
Подписка на акции превысила объем предложения в 20 раз. В основном инвесторы в Mail.ru - из Великобритании и США, причем это фонды, специализирующиеся на вложениях в интернет-технологии.
Всего Mail.ru удалось привлечь $1 млрд (с учетом опциона на переподписку), баснословные деньги для компании, не имеющей ничего общего с традиционными ценностями российской экономики - углеводородами и металлами. Цена размещения была определена по верхней границе ценового диапазона - $23,7-27,7 за 1 GDR.
"Это было одно из очень немногих российских IPO, после которого акции на вторичном рынке не падали", - сказала агентству "Интерфакс" управляющий директор Wermuth Asset Management Елена Суслова.
По мнению других участников рынка, IPO "РусАла" тоже может претендовать на знаковость, поскольку это первая российская сделка в Гонконге. К тому же "РусАл" дебютировал не только в Гонконге, но и в Москве - в декабре компания выпустила первые на российском фондовом рынке российские депозитарные расписки (РДР), стремясь таким образом увеличить ликвидность и заодно попасть в один из ключевых для вкладывающих в развивающиеся рынки инвесторов индекс - MSCI Russia.
Pipeline-2011: глаза боятся, а руки делают
По мнению председателя и главного исполнительного директора The PBN Company Питера Некарсулмера, несмотря на беспрецедентный успех Mail.ru Group, сырьевые компании в 2011 и следующем году останутся в числе лидеров рынка IPO. Но в любом случае нас, вероятно, ждет повторение успеха Mail.ru Group, ведь в списке претендентов на IPO - долгожданный "Яндекс".