"Булава-2010": продолжение следует

2010-й год не поставил точку в эпопее с испытаниями новой российской морской стратегической ракеты "Булава". А ведь такая задача перед создателями ракеты стояла

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU - Военно-морской флот ждет "Булаву" с 2007 года. Именно тогда, как первоначально планировалось, эта ракета должна была поступить на вооружение. Однако череда неудачных испытательных пусков скорректировала планы. Ракета оказалась не готова ни в 2008-м, ни в 2009-м годах.

Недовольство военного руководства вынудило Роскосмос, который отвечает в том числе и за ракетостроение, прибегнуть к оргвыводам. Генконструктор ракеты Юрий Соломонов после очередного неудачного испытания лишился поста генерального директора Московского института теплотехники (МИТ). На Воткинском заводе, где собираются ракеты "Булава", был ужесточен технологический и производственный контроль. Эффекта от принятых мер ждали в 2010-м году. За год "Булава" должна была выполнить четыре испытательных пуска, в том числе со своего штатного носителя – атомного подводного ракетоносца нового поколения "Юрий Долгорукий". В случае успеха ракету можно было с чистой совестью зачислять в состав морских стратегических ядерных сил России. Но не тут-то было.

Ракету в 2010 году пустили лишь два раза. Причем с борта старой подлодки "Дмитрий Донской", специально доработанной под "Булаву". По докладам испытателей, оба пуска были успешными – боевые блоки "Булавы" долетели из Баренцева моря до камчатского полигона и поразили там то, что было нужно. Но на этом испытания морского ракетного комплекса прекратили. Как заявили разработчики ракеты, на этот раз план испытаний сорван не по их вине, а из-за неготовности "Юрия Долгорукого".

В свою очередь, судостроители – северодвинское предприятие "Севмаш" - наличие проблем с подлодкой отрицают и ссылаются на сложную ледовую обстановку в Белом море. Мол, полуметровый лед на маршруте движения подводного крейсера сорвал испытания. Многие морские эксперты подобные доводы всерьез не восприняли и посчитали отговоркой.

Итак, многострадальная история испытаний "Булавы" не окончена. Как заявил главком ВМФ Владимир Высоцкий, испытания комплекса могут возобновиться уже весной 2011 года. А впереди самые сложные ответственные этапы испытаний – залповый пуск с борта подлодки и пуск на максимальную дальность. Словом, интрига с новой ракетой сохраняется. Накопленная с 2004 года статистика испытательных пусков показывает: вслед за двумя успешными пусками всегда следовала серия из трех неудач. Удастся ли разработчикам побороть эту грустную тенденцию, покажет весенний пуск, который последует за двумя успешными стартами 2010 года.

По оценке ряда экспертов, ситуация с "Булавой" давно уже требует самого взыскательного анализа на государственном уровне. Налицо явный срыв выполнения важнейшего оборонного заказа. Нанесен ущерб безопасности страны. Затягивание испытаний привело к значительному (в разы) увеличению трат бюджетных средств, первоначально выделенных на программу. При этом сам собой возникает вопрос: как же так вышло, что фирме, которая практически никогда не занималась морскими стратегическими комплексами, поручили их создавать? Почему разработчики проигнорировали научный и технологический задел, имеющийся у других российских фирм, в том числе миасского ракетного центра имени Макеева, чьи ракеты до сих составляют основную ударную мощь нашего флота? Почему с самого начала МИТ не использовал 30-летний российский опыт разработки и, главное, испытаний морских ракет?

Словом, вопросов много. Берясь в свое время за трудновыполнимую, как оказалось, задачу создания "Булавы", Московский институт теплотехники обещал создать ракету быстро и дешево, используя собственные наработки по твердотопливным ракетам наземного базирования – известным "Тополям-М". При этом разработчики чудо-оружия клялись, что выдадут на гора унифицированную ракету – и для морских, и для наземных стартов. Задача, как оказалось, нереализуемая.

Казалось бы, налицо явный авантюризм разработчиков, за который приходится сегодня расплачиваться всем налогоплательщикам. Заставило ли все это задуматься об ответственности конструкторов МИТ? Похоже, что нет. По крайней мере, Ю.Соломонов на своей итоговой пресс-конференции в конце года сосредоточился не на просчетах фирмы, а на новых наполеоновских планах. По его мнению, Московский институт теплотехники должен взять на себя ответственность чуть ли не за весь стратегический потенциал страны. Хочется надеяться, что при рассмотрении подобных "заявок" будут приняты более взвешенные решения, чем те, что появились почти десять лет назад в отношении "Булавы".

Новости