То ли фильм о революции, то ли фильм ужасов. Фото

Анархии в московском аэропорту "Домодедово" приходит конец. Однако вряд ли кто-то компенсирует людям потерянное время и нервы. Вопрос "кто виноват и что делать" остается открытым

Фото: Интерфакс

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU – Ситуация в аэропорту "Домодедово", где из-за сбоев в энергоснабжении и массовых отмен авиарейсов царил хаос, во вторник днем заметно улучшилась, передает корреспондент "Интерфакса". Хотя в зале регистрации на первом этаже по-прежнему остается необычайно большое количество людей и табло так же закрашено красным цветом, обозначающим отложенные и отмененные рейсы, внутри, после прохождения зоны таможенного и паспортного контроля, заметны серьезные изменения.

Здесь соблюдается порядок, у подходов к стойкам паспортного контроля дежурят сотрудники ведомственной охраны, тогда как в понедельник толпы разъяренных пассажиров прорывали заслоны из нескольких сотрудниц, не имевших никаких средств, чтобы сдержать напор толпы.

Кроме того, в транзитной зоне аэропорта уже не видно людей, лежащих вповалку в коридорах, нет дыма курильщиков, которые демонстративно не соблюдали правила, разрешающие курение лишь в строго отведенных местах, нет заставленных бутылками проходов. Работают все кафе и магазины, в них нет толчеи и нервозности, все внутри напоминает обычную жизнь международного аэропорта.

Внутренние холлы "Домодедово", где пассажиры ждут рейсов, демонстративно контролируют сотрудники службы охраны аэропорта "Аэрогард". Пассажиры относятся к этому позитивно, поскольку присутствие сотрудников охраны настраивает людей на то, что ситуация контролируется. Накануне, когда людей в форме вообще не было видно, у людей складывалось впечатление полной анархии в аэропорту, отмечает корреспондент "Интерфакса".

В свою очередь, пресс-секретарь аэропорта Елена Галанова сообщила "Интерфаксу", что "Домодедово" уже переходит на штатный режим работы. По ее словам, запланировано, что аэропорт во вторник обслужит 350 рейсов. "На 15:30 125 рейсов мы уже приняли, 129 вылетело. Я думаю, что мы эту цифру даже перевыполним", - сказала она. Как заявила Галанова, вторничные рейсы вылетают по расписанию либо с минимальной задержкой в 10-15 минут. "Сегодняшние рейсы вылетают практически все по расписанию, но некоторые с минимальными задержками не более 15 минут", - сказала она.

Между тем, количество пассажиров в аэропорту с полудня сократилось примерно на треть. "В аэровокзальном комплексе находится примерно 5 тыс. человек, что является абсолютно нормальным количеством пассажиров в предновогодних условиях", - говорится в сообщении компании. Ранее, около полудня, руководитель пресс-службы "Домодедово" Елена Галанова заявляла примерно о 8 тыс. человек, на тот момент находившихся в аэропорту.

Компания отмечает, что по состоянию на 15:00 мск, в аэропорту задерживаются 7 воскресных рейсов и 20 понедельничных рейсов (ранее Галанова сообщала "Интерфаксу", что по состоянию на 12:30 мск задерживались 7 и 25 рейсов за прошлые дни, соответственно). "Аэропорт готов их выпустить по мере готовности", - отмечается в сообщении.

В то же время компания не приводит информацию о числе задерживающихся вторничных рейсов. Ранее Галанова сообщала агентству, что после полудня их было 63, уточняя при этом, что в отношении 12 из них авиакомпании не определили время вылета, на 22 рейса не заявлена регистрация пассажиров. В обоих случаях возможна их отмена, говорила представитель аэропорта.

Сейчас компания лишь сообщает, что "большая часть рейсов, запланированных на 28 декабря, выполняется без задержек или с небольшими задержками (от 10 минут до нескольких часов)".

Всего во вторник, по состоянию на 15:00 мск вылетело 125 рейсов, принято 119.

Третий день блэкаута

Ранее наш корреспондент сообщал, что электричество в здании аэропорта было подключено только во вторник утром; благодаря этому наконец-то заработали электронные табло. Кроме того, за ночь работники аэропорта провели большую работу по поиску пропавшего багажа. Пассажиры отмечают, что многие из тех, кто накануне потерял багаж, утром нашли его аккуратно сложенным на специальных платформах.

Рано утром во вторник в здании аэропорта по-прежнему находилось большое количество людей, которые не первый день ожидают вылета; рейсы, назначенные на 28 декабря, также отменяются. Из-за больших очередей пассажиры отмененных рейсов не могли проставить отметки о том, что их рейс не будет совершен. Отсутствие мест в аэровокзале вынуждает людей размещаться на полу, а также на тележках, которые предназначены для багажа. Среди пассажиров очень много детей. В основном все рейсы, как показывает табло, несмотря на открывающуюся регистрацию, впоследствии отменяются.

В свою очередь, представители авиакомпаний, рейсы которых откладываются или отменяются, предлагают пассажирам воспользоваться услугами других аэропортов. В частности, по имеющейся информации, из "Внуково" рейсы вылетают в штатном режиме, без задержек.

Те пассажиры, которым удается найти подходящие рейсы, перебираются в другие авиавокзалы.

Между тем, в Росавиации "Интерфаксу" сообщили, что аэропорт "Домодедово" с 00.00 до 7.40 вторника обслужил 150 рейсов. Как отметил представитель ведомства, на вылет обслужено 70 рейсов, на прилет - 50.

Ранее глава Росавиации Александр Нерадько сообщал, что аэропорт во вторник планирует обслужить 350 рейсов. Приоритет по обслуживанию рейсов отдается крупным базовым авиакомпаниям и перевозчикам с воздушными судами большой вместимости.

Пассажиры, находящиеся в аэропорту, по-прежнему жалуются на отсутствие еды в кафе аэропорта. "После того, как некоторое время назад в терминале появился свет, заработали и торговые автоматы, где продаются напитки, шоколадки, чипсы и печенье, однако в кафе нет пищи с 22 часов понедельника", - сообщил "Интерфаксу" один из пассажиров, ожидающих на протяжении многих часов вылета из "Домодедова".

Очевидец событий рассказал также, что пассажирам было крайне тяжело получить какую-либо информацию о времени вылета своего рейса, та как людям очень сложно найти представителей авиакомпании или аэропорта в терминале. "На табло регулярно высвечивается какой-то бред, в котором очень сложно разобраться, а та информацию, которую удается получать, не отражает действительности", - сказал очевидец.

Он сообщил также, что, по мнению многих пассажиров, работа по организации вылета самолетов носит стихийный характер. Кроме того, многих пассажиров приглашают на посадку, сажают в автобусы, которые везут их к бортам, однако затем людей возвращают обратно в здание и просят ждать дальше.

В связи с обострившейся ситуацией, прокуратура начала проверку деятельности авиакомпаний и аэровокзалов "Домодедово" и "Шереметьево". Помощь аэропорту предложили и столичные власти. Я попрошу любые предложения, просьбы областных властей или из (аэропорта - ИФ) "Домодедово" удовлетворять незамедлительно", - сказал Собянин на заседании столичного правительства во вторник.

Понедельник в "Домодедово"

Накануне в середине дня корреспондент "Интерфакса" прибыл в пострадавший от стихии аэропорт и увидел там следующую картину: "Свет в залах потушен, эскалаторы не работают, организовано все крайне плохо". Также не работали и шлагбаумы на въезд на территорию аэропорта. Корреспондент уточнил, что не функционируют багажные транспортеры, а сотрудники аэропорта предупреждают, что багаж сразу не будет доставлен – его будут досылать позже. Пассажиров ставили в известность и о том, что расписание аэропорта на табло не соответствует действительности, самолеты отправляются по фактической готовности.

Перед паспортным контролем весь день пассажиры всех рейсов стояли все вместе вне зависимости от класса обслуживания, периодически представители аэропорта голосом выкрикивали отправляемый рейс, после чего отбывающие этим бортом через толпу начинали "прорыв" в зону отправки.

Перед паспортным контролем изначально было выставлено ограждение и скопились огромные толпы людей, которые требовали, чтобы к ним вышли представители авикомпаний с разъяснениями относительно режима отправки рейсов. "Это похоже то ли на фильм о революции, то ли на фильм ужасов", - резюмировал корреспондент "Интерфакса".

Чуть позже многотысячная толпа пассажиров прорвала ограждение, выставленное на подходах к зоне паспортного контроля, и начала скапливаться у стоек, сообщил корреспондент "Интерфакса" из аэропорта. Во внутренних залах "Домодедово" их ждала следующая картина - сотни или даже тысячи людей, сидящие на эксалаторах, лежащие на полу. Общее настроение, пожалуй, можно описать как отрешенное: паники нет, все просто ждут. Спящих и просто лежащих людей на полу настолько много, что местами сложно пройти. Люди спят, едят, лежат обнявшись, пьют лимонад, воду и вино, читают книги.

Информация о режиме отправки рейсов во внутренних залах также практически отсутствовала, голосовые объявления по внутренним репродукторам было слышно очень плохо.

Пассажир Ирина, пытавшаяся с 26 декабря вылететь из "Домодедово" во Францию, сообщила "Интерфаксу", что главной проблемой стало полное отсутствие информации и организации. По ее словам, в течение 26 и 27 декабря она неоднократно пыталась дозвониться в справочную аэропорта и отправляющей ее авиакомпании, однако ни разу не смогла дождаться соединения с оператором – было либо занято, либо звонок сбрасывался. За более чем сутки ей ни разу не была предложена гостиница, питание или вода. Ирина указала, что в европейской практике пассажирам предоставляют полную информацию о рейсах, чтобы пассажир мог либо отказаться от вылета, либо изменить время и дождаться вылета в гостинице, здесь же отсутствие информации полностью разрушает планы пассажиров и заставляет их терять время.

Очевидцы сообщили также "Интерфаксу", что пассажирам, находящимся в аэропорту, питание и напитки не предоставляются. "Табло с расписанием не работает, пассажиры не оповещаются о статусе своих рейсов. Люди залезли на транспортные ленты и пытаются самостоятельно грузить свой багаж", - рассказал очевидец ситуации.

В аэропорту, по словам находящихся там людей, продолжается регистрация на рейсы. Как сообщили пассажиры, после регистрации их собирают в накопителе, где не предоставляют ни горячую еду, ни воду. "Между тем, ждать нам здесь приходится уже вторые сутки, люди на грани истерики и взрыва", - сообщил "Интерфаксу" один из зарегистрированных пассажиров. По его словам, в накопителе также есть иностранцы с уже истекшими визами. "Представители авиакомпаний и аэропорта не могут изменить ситуацию, хотя, по их словам, у иностранцев с истекшими сроками визы могут быть серьезные проблемы", - добавил пассажир. Также он рассказал, что в накопителе не работают кондиционеры, а также с перебоями работает освещение.

Аэровокзал в течение дня был настолько переполнен людьми, что это затрудняло посадку даже на те рейсы, которые готовы к отправлению. Как передал корреспондент "Интерфакса", по громкой связи в здании аэропорта объявлено, что рейс британской авиакомпании British Airways ВА-873, который задерживается вылетом с 17:00, готов принять пассажиров, однако объявить посадку мешает загруженность людьми коридоров и проходов к выходу номер 18. "Авиакомпания считает нереальным объявить посадку", - объявили в аэропорту.

Вечером стало очевидно, что ситуация остается напряженной, в здании аэровокзала, и без того переполненном, скапливалось все больше пассажиров. Администрация же аэропорта, по некоторым признакам, не владела информацией о реальной ситуации.

Корреспондент агентства "Интерфакс" проверил информацию о том, что заполненность коридоров мешает посадке, посетив ряд выходов (gates). Вывод был таков: хотя все проходы, действительно, запружены людьми, в целом они вели себя корректно, никаких эксцессов не наблюдалось, проход на посадку был возможен. Вместе с тем, обращало на себя внимание, что среди толп ожидающих пассажиров не было видно ни милиции, ни сотрудников охраны аэропорта, ни вообще людей в форме, которые могли бы навести хоть какой-то порядок. Это привело к нарушению принятых в аэропорту правил поведения - люди курили где попало, пили спиртное напитки. Создавалось впечатление, что если администрация аэропорта не примет конкретные меры по отправке тех пассажиров, самолеты которых готовы к вылету, ситуация может выйти из-под контроля.

Корреспондент агентства отмечал, что вечером пассажиры - как и ранее - были полностью лишены информации о перспективах своих рейсов. В частности, вылет рейсов германской авиакомпании Lufthansa отложен на вторник, хотя багаж у пассажиров принят и самолеты прибыли в аэропорт. Причину дальнейшей задержки рейсов сотрудники на стойках регистрации объяснить были не в состоянии, представители авиаперевозчика предпочли не выходить к пассажирам. Не предоставляла информацию пассажирам и компания "Ист Лайн", управляющая аэропортом.

Одна из пассажирок, долгое время находящаяся в здании аэропорта, рассказала, что пассажирам "Домодедово", ожидающим свои рейсы, стали вызывать кареты скорой помощи. "Систему вентиляции за сутки так и не наладили. Из-за этого многим людям в залах ожидания стало плохо, они вынуждены были вызывать "скорую", - сообщила пассажирка. По ее словам, среди ожидающих вызовов достаточно много детей и людей пожилого возраста. "Безусловно, этим людям сложнее всего переносить создавшиеся условия. Из-за проблем с энергоснабжением не работает не только система вентиляции, но и была нарушена система подачи воды. В туалетах постоянно отключается свет, есть перебои с водой, в туалетах не работает слив", - добавила она.

Собеседница агентства рассказала, что на отдельные рейсы началась посадка пассажиров, однако пока пассажиры на протяжении длительного времени сидят в самолетах, взлеты которых случаются редко. "Ко всему прочему нужно добавить недостаточное внимание, если не сказать жестче, авиакомпаний по отношению к своим пассажирам. На протяжении длительного времени пассажирам не было предоставлено горячее питание, а со слов представителей авиакомпаний, которые общались с пассажирами в аэропорте, ни на какую компенсацию рассчитывать не приходится", - сказала она. Как утверждает собеседница агентства, пассажиры, ожидающие вылет из аэропорта, крайне взволнованы, утомлены и рассержены. "Люди находятся на грани истерики и взрыва. Пассажиры озлоблены до такой степени, что к представителям авиакомпаний в залы ожидания вышли сотрудники службы охраны аэропорта", - отметила она.

К множеству проблем у пассажиров, ожидающих свои рейсы в аэропорту "Домодедово", добавилась новая беда: стало невозможным найти свой багаж. Как сообщил корреспондент "Интерфакса", из-за того, что багаж со всех рейсов побросали в общий транспортер, образовалась полная неразбериха. Ситуацию усугубила давка пассажиров, желающих заполучить свои чемоданы и сумки. Разгрузка багажа службами аэропорта как таковая отсутствовала. С пассажирами по-прежнему не общались ни представители аэропорта, ни представители авиакомпаний. Их попросту нет.

Около полуночи отчаявшиеся люди решились на еще один прорыв. Как сообщил корреспондент "Интерфакса", находящийся в "Домодедово", пассажиры авиакомпании "Трансаэро", просидевшие в самолете, который должен был выполнить рейс Москва - Бангкок, пытались вырваться из зоны стерильного контроля. В то же время, пограничные службы пытались всеми силами их не выпустить. Разгорелся скандал. Пассажиры утверждали, что они просидели в самолете, в котором не было электричества, отопления и экипажа, несколько часов.

Некоторым пассажирам удалось вырваться, однако, по их словам, они не знают, что им дальше делать, потому что представителей авиакомпании попросту нет, и никто не может объяснить им последовательность их дальнейших действий.

В то же время, некоторые пассажиры рассказывали, что, после того как они вышли из стерильной зоны "Домодедово", подошли к стойкам "Трансаэро" и задали вопрос относительно судьбы их багажа, представители компании не смогли им ответить, добавив, что весь багаж, вышедший из стерильной зоны, будет направлен в "бюро находок", где нет электричества. Поэтому, по словам пассажиров, авиакомпания не ручается за сохранность этого багажа и возврат его хозяевам.

Примерно половина терминального комплекса в "Домодедово" освещена. Огромное количество пассажиров ждет информации о своих рейсах. Наблюдается огромная очередь к зонам регистрации и информации.

Судя по онлайн-табло "Домодедово", примерно половина рейсов задержана или отменена.

Новости