Нефтяники "зажимают" дизель

ФАС обеспокоена снижением выпуска дизельного топлива и может возбудить дела в отношении двух нефтяных компаний "большой четверки". Пользуясь разницей в экспортных пошлинах на светлые и темные нефтепродукты, эти НК снизили выпуск дизеля и увеличили выпуск мазута, создав дефицит дизтоплива на рынке

Москва. 27 декабря. FINMARKET.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ обеспокоена ситуацией на рынке дизельного топлива и не исключает возбуждения в отношении двух крупнейших нефтяных компаний дел о нарушении конкуренции, чреватых оборотными штрафами.

Антимонопольный орган расценивает ситуацию на рынке дизтоплива как создание искусственного дефицита, который привел к резкому росту цен, сказал журналистам руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Признаки нарушений ФАС находит в действиях двух нефтяных компаний, которые И.Артемьев не назвал. "Пока мы видим только по двум (из четырех крупнейших - "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", ТНК-BP), другие две этого не делали. По одной совсем ясно, по другой - менее", - сказал глава ФАС.

По предварительным данным ФАС, пользуясь разницей в экспортных пошлинах на светлые и темные нефтепродукты, нефтяные компании снизили выпуск дизеля и увеличили выпуск мазута, создав дефицит дизеля на рынке. "Они делают искусственный дефицит, потом идет совершенно сумасшедший рост цены из-за возросшего спроса. Причем зимой, когда наоборот должен быть сезонный спад цен", - сказал И.Артемьев.

"Сейчас пошлина на темные нефтепродукты маленькая, поэтому нефтяные компании увеличивают производство темных нефтепродуктов, гонят их за границу в огромном количестве, пользуясь тем, что пошлины на темные и светлые еще не сравнялись. И здесь на рынке резко сократилось предложение светлых нефтепродуктов", - сказал И.Артемьев.

В ХМАО дизтопливо стоит дороже Аи-95, привел данные глава ФАС.

Повышение цен на дизтопливо не связано с грядущим с 1 января ростом акцизов на нефтепродукты, считает глава ФАС.

Нефтяные компании мотивируют свою политику тем, что не нашли потребителей для заключения договоров по светлым нефтепродуктам, и снизили выпуск топлива на 45%. Глава ФАС в связи с этим отметил, что для компаний, доминирующих на рынке, ограничение выпуска прямо запрещено законом, и карается оборотными штрафами.

Окончательное решение о том, возбуждать ли дело или нет, ФАС может принять в понедельник, по итогам анализа трендов цен на дизтопливо, уточнил И.Артемьев.

"Мы надеемся в понедельник досчитать по дизельному топливу, и возможно, что-то объявим. Там есть предмет. По графикам, которые я смотрел, я не исключаю третьей волны дел против нефтяных компаний", - сказал И.Артемьев. "Таких диких случаев, как сейчас, у нас еще не бывало", - подчеркнул он.

"Мы должны все перепроверить. Может быть, мы ограничимся предупреждением этим компаниям, а дело будем возбуждать уже в январе. Не исключаю, что мы вообще дела не будем возбуждать, ограничимся предупреждением, если они быстро отреагируют и все вернут назад", - сказал И.Артемьев.

Новый механизм расчета экспортных пошлин на нефтепродукты вступит в силу с февраля 2011 года. Как заявил в пятницу директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Виталий Гудин, Минэкономразвития внесло в правительство проект постановления о размере экспортных пошлин на нефтепродукты на январь по старой схеме.

"Новый механизм расчета вступит в силу в феврале", - сказал он.

В.Гудин отметил, что с февраля 2011 года экспортная пошлина на светлые нефтепродукты будет составлять 67% от пошлины на нефть, на темные - 46,7%.

В 2012 году пошлина на светлые нефтепродукты будет составлять 64% от нефтяной пошлины, на темные - 52,9%.

"С 2013 года произойдет выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты. Будет применяться единый коэффициент 0,6 (то есть 60% от пошлины на нефть)", - заявил представитель Минэкономразвития.

Между тем, по оценкам "ОМТ-Консалт", оптовые цены зимних сортов дизтоплива продолжат расти на основных рынках РФ. Как пояснили "Интерфаксу" эксперты компании, в случае появления ДТЗ в свободной продаже, рост его цен будет очень значительным. Цены ДТЛ все так же сильно зависят от динамики стоимости газойля на европейском рынке нефтепродуктов (после резкого роста в начале декабря цены газойля в Европе уже примерно две недели колеблются в диапазоне $755-775 за тонну).

В розничном секторе рынка моторного топлива столичного региона, вероятнее всего, сохранятся примерно на прежнем уровне, поскольку заметных изменений стоимости нефтепродуктов на нефтебазах Москвы и Московской области не произошло.

Тенденция к повышению цен всех нефтепродуктов, скорее всего, сохранится в ближайшее время на спотовом рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга и Ленобласти. Прежде всего, это связано с повышением акцизов на нефтепродукты с 1 января 2011 года. При этом зимние сорта дизтоплива продолжат активно дорожать ввиду их дефицита на рынке, а стоимость бензинов, по-видимому, изменится незначительно.

На оптовом рынке средних дистиллятов повысилась средняя стоимость зимних сортов дизтоплива - из-за высокого потребительского спроса на них при недостаточном уровне их предложения. Причем, их дефицит ощущается как в данном регионе, так и по всей стране в целом.

Как пояснили эксперты, трейдеры, у которых сейчас есть объемы зимнего дизтоплива, стараются придержать их до января 2011 года, чтобы реализовать их после повышение акцизов на нефтепродукты по более высоким ценам. Это в свою очередь приводит к еще более существенной нехватке их объемов в регионе. Некоторые участники рынка уже называли предварительную стоимость январских объемов зимнего дизтоплива: 29-31 тыс. руб./т.

Новости по теме

А что с бензином

Новости