Ударный труд во имя экономики
Госдума резко активизировала свою работу. Депутаты усовершенствовали и приняли целый ряд законов, которые призваны по-новому регулировать экономические отношения в обществе
Москва. 21 декабря. FINMARKET.RU - Во вторник Госдума работала ударными темпами. В частности, депутаты одобрили закон о пониженных страховых взносах для малого бизнеса в 2011-2012 годах. Под занавес уходящего года постоянными стали действующие нормы о направлении средств материнского капитала на погашение ипотеки (в предыдущей версии закона срок использования на эти цели был ограничен 31 декабря 2010 года). Кроме того депутаты разрешили продавцам спрашивать паспорт при продаже алкоголя и пива. Также Госдума повысила прозрачность работы госкорпораций и госкомпаний, усовершенствовала оборот сельхозземель и ограничила срок получения дивидендов акционерами. Был принят закон об операторе единого реестра сведений о банкротстве.
Льготы "малышам"
Госдума на заседании во вторник приняла в первом чтении и в целом внесенный группой депутатов закон о пониженных страховых взносах для малого бизнеса.
Соответствующие изменения вносятся в закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с документом в 2011-2012 годах устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в размере 26%. Переход к общеустановленному тарифу в размере 34% предусматривается с 2013 года.
Согласно документу льгота коснется организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах.
О необходимости подготовки такого законопроекта заявил президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре в послании Федеральному Собранию.
Льготы предусмотрены для 26 видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг. К ним отнесены: производство пищевых продуктов; производство минеральных вод и других безалкогольных напитков; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство изделий из дерева; обработка вторичного сырья; строительство; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность; предоставление персональных услуг и другие.
Для признания соответствующего вида экономической деятельности основным размер удельного веса выпущенной продукции и оказанных услуг по данному виду деятельности должен составлять не менее 70% в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке и по форме, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что реализация норм потребует осуществления трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ в 2011 году в размере 78,48 млрд рублей, в 2012 году - 86,42 млрд рублей.
"Малышей" освободят от аудита
Кроме того Дума освободила от обязательного ежегодного аудита предприятия малого бизнеса, внеся соответствующие изменения в статью 5 закона "Об аудиторской деятельности".
В соответствии с действующим законодательством обязательный аудит проводится в том случае, если объем выручки организации за предшествующий отчетному год превышает 50 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн рублей.
Законом увеличивается с 50 млн рублей до 400 млн рублей показатель по выручке, для порогового значения суммы активов бухгалтерского баланса он повышается с 20 млн рублей до 60 млн рублей.
Таким образом, под действие закона подпадут субъекты малого бизнеса, созданные в форме ООО (ОАО в силу своего публичного статуса подлежат обязательному аудиту независимо от финансовых показателей), в том числе микропредприятия.
Кроме того, в законе прописывается, что обязательному аудиту подлежит организация, если она представляет или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Также обязательному аудиту подлежат профучастники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, валютные биржи, негосударственные пенсионные и другие фонды, акционерные инвестфонды и их управляющие компании (УК), а также УК паевого инвестфонда или негосударственного пенсионного фонда, за исключением государственных внебюджетных фондов.
"Материнский капитал" и ипотека неразлучны
В целом был принят внесенный группой депутатов закон, которым предусматривается сделать постоянно действующими нормы о направлении средств материнского капитала на погашение ипотеки.
Соответствующие изменения вносятся в закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Законом предусматривается исключить норму, согласно которой использовать средства "материнского капитала" на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору, можно только по 31 декабря 2010 года включительно.
С предложением сделать эту норму постоянно действующей выступил в ходе послания Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев.
Госкорпорациям добавили прозрачности
Был усовершенствован правовой режим деятельности госкорпораций и госкомпаний и повышена прозрачность их работы.
Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельны законодательные акты Российской Федерации" внесли депутаты Госдумы Владимир Головнев, Ильдар Гималетдинов, Хафиз Салихов.
Положения документа касаются деятельности госкорпораций, сохраняющих свою организационно-правовую форму, в частности Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, "Ростехнологий", "Росатома", Фонда содействия реформированию ЖКХ, "Олимпстроя", а также госкомпании "Российские автодороги".
Как сообщил ранее журналистам глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, принятие поправок будет способствовать повышению эффективности работы госкорпораций в части закрепленных за ними полномочий и функций. "Законопроектом предложены единые требования к госкорпорациям и госкомпаниям. Госкорпорации попадают в сферу особого контроля со стороны государства, даже более пристального, чем по отношению к ФГУПам", - пояснил он.
В соответствии с документом в состав высшего органа управления госкорпораций и госкомпаний могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Положение о представителях государства устанавливается правительством РФ.
В документе определяется компетенция высшего органа управления госкорпораций и госкомпаний, который обязан утверждать долгосрочную программу деятельности и развития компании. Высший орган управления также вправе создавать комитеты (комиссии) по вопросам, отнесенным к его компетенции, для предварительного рассмотрения и проработки таких вопросов. Он также принимает решение о передаче части имущества ГК в государственную казну.
Устанавливаются требования проведения ежегодных проверок бухгалтерской отчетности независимой аудиторской организацией, отобранной на конкурсной основе наблюдательным советом госкорпорации и госкомпании.
В документе содержатся требования к годовому отчету госкорпораций и госкомпаний. Уточняется, что правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к этим отчетам, в том числе в части инвестиционной деятельности. Кроме того, отчеты должны размещаться на официальном сайте в Интернете не позднее 2 недель с момента утверждения.
В соответствии с поправками инвестирование временно свободных средств осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. Правительство вправе установить перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования, порядок и механизмы контроля за инвестированием.
Решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются госкорпорацией в порядке, установленном правительством РФ.
В соответствии с документом Счетной палате РФ и иным государственным органам в соответствии с законодательством РФ предоставляются дополнительные права осуществлять контроль за деятельностью госкорпораций и госкомпаний.
Документом устанавливается правовой статус работников этих организаций. На них будет распространяться большинство ограничений и запретов, установленных для государственных гражданских служащих, а заработная плата будет рассчитываться исходя из общих подходов к расчету зарплаты госслужащих.
Алкоголь по паспорту
Дума во вторник приняла законопроект, закрепляющий право продавца спрашивать удостоверение личности у покупателей алкогольной и слабоалкогольной продукции, а также пива. Автором документа является депутат Виктор Звагельский.
В соответствии с документом в случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец может потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, позволяющий установить возраст покупателя.
Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти.
В пояснительной записке к документу говорится, что проблема подросткового алкоголизма в России перестала быть сугубо медицинской или правоохранительной, она достигла уровня государственной. В российском законодательстве есть запрет на продажу алкогольных напитков несовершеннолетним, но это требование выполняется крайне редко, отмечается в пояснительной записке. Одной из главных причин сложившейся ситуации является доступность алкоголя для несовершеннолетних - практически любой подросток до 18 лет может купить алкогольный напиток в торговой точке, так как продавец даже не имеет права потребовать удостоверение личности и опирается только на субъективное мнение при определении возраста покупателя, полагает автор.
В пояснительной записке также говорится, что зарубежный опыт свидетельствует о том, что в большинстве цивилизованных стран продажа любых алкогольных напитков несовершеннолетним категорически запрещена, и этот запрет неукоснительно выполняется, в том числе благодаря норме, по которой продавец имеет право требовать удостоверение личности, подтверждающее возраст покупателя.
Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 году до 10,1 литра в 2009 году. Кроме того, объем производства слабоалкогольных напитков в 2008 году по сравнению с 1998 году вырос почти в 6 раз, продажи пива - в 3 раза.
По данным Роспотребнадзора, более 28 млн россиян вовлечены в пьянство, а из 10 млн подростков в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво.
Банкротов в один реестр
Сразу во втором и третьем чтении был принят депутатский закон, которым предлагается создать оператора единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Соответствующие изменения вносятся в законодательство о банкротстве по предложению депутатов Виктора Плескачевского и Мартина Шаккума.
В соответствии с документом оператор будет формировать и вести единый реестр банкротств. Оператором этого реестра станет российское юридическое лицо, которое владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение реестра в электронной форме. Порядок отбора оператора утверждается регулирующим органом и должен обеспечивать возможность участия в таком отборе всех соответствующих требованиям юрлиц.
Минэкономразвития должно будет утвердить оператора до 1 января 2012 года.
Документ также касается изменения ряда норм закона о банкротстве, касающихся продажи предприятия должника. В соответствии с поправками проект договора купли-продажи предприятия, подписанный электронной цифровой подписью организатора торгов, а также проект договора о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр банкротств без опубликования в официальном издании.
Документом также предлагается дополнить перечень лиц, услуги которых оплачиваются за счет средств должника в размере фактических затрат и привлечение которых обязательно. Помимо услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, должник обязан будет оплатить услуги оператора электронной площадки.
Саморегулируемые организации арбитражных управляющих получают право проводить аккредитацию операторов электронных площадок.
В законе уточняется порядок опубликования сведений о должнике, предусмотренных законом о банкротстве. Так, проверка достоверности этих сведений осуществляется посредством их сопоставления с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в законе о банкротстве уточняется, что федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности могут устанавливаться дополнительные требования к имущественной ответственности арбитражного управляющего.
Документ вступит в силу со дня официального опубликования, за исключением ряда норм.
Совершенство оборота сельхозземель - штрафы всем
Принятый закон совершенствует процедуру оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также порядка оформления прав на них. Изменения вносятся в ряд законодательных актов РФ.
Документом корректируются нормы о принудительном изъятии и прекращении прав на земельные участки из земель сельхозназначения. В соответствии с документом возможно в судебном порядке принудительное изъятие участков при их нерациональном использовании, которое повлекло существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии снижений плодородия и ухудшения экологической обстановки установит правительство РФ.
В настоящее время принудительное изъятие происходит в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи такого ненадлежащего использования определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Законом сохраняется срок в три года нецелевого использования земель, при котором происходит изъятие. Однако уточняется, что участок может быть изъят, если он не используется для ведения сельхозпроизводства и иной, связанной с сельхозпроизводством, деятельности. Признаки такого неиспользования устанавливаются правительством РФ. При этом срок в три года не включает в себя срок освоения сельхозземель, который не может составлять более чем два года.
Документом предусматривается продажа с публичных торгов изъятых участков в течение шести месяцев после вступления в силу решения суда. Если торги признаны несостоявшимися, такой участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. Средства от продажи выплачиваются бывшему собственнику.
Поправки также касаются предоставления в собственность и аренду государственных и муниципальных сельскохозяйственных земельных участков, выделенных в счет земельных долей. Предусматривается возможность предоставления таких земель сельхозорганизации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству без проведения торгов. В документе прописаны условия такого предоставления участков. Цена такого участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Законом вводится возможность отказа от права собственности на земельную долю в праве общей собственности на земельный участок. Урегулированы также нормы о невостребованных земельных долях. Документом также уточняются действующие положения об образовании земельного участка из участка, находящегося в долевой собственности. Отдельной статьей вводится норма о проекте межевания земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельных долей.
Во втором чтении была исключена поправка в Налоговый кодекс РФ об увеличении ставки земельного налога в качестве санкции за неиспользование земель сельхозназначения. Она должна была составлять 1,2% кадастровой стоимости земельного участка. Теперь в качестве санкции устанавливается административная ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Срок давности для дивидендов
Во вторник Дума приняла закон, ограничивающий тремя годами предельный срок обращения акционеров в компанию за получением объявленных дивидендов.
Изменения в законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Налоговый кодекс (НК) РФ вносятся по предложению членов думского комитета по собственности во главе с его председателем Виктором Плескачевским.
В соответствии с законом, уставом акционерного общества может быть предусмотрен и более продолжительный срок для обращения с требованием о выплате дивидендов. Однако он не должен превышать пять лет.
В документе также уточняется, что срок для обращения с требованием о выплате объявленных дивидендов в случае его пропуска восстановлению не подлежит. Это положение не распространяется на случаи, если лицо, имеющее право получения дивидендов, не подавало заявление под влиянием насилия или угрозы.
По истечении установленных сроков начисленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества.
Аналогичные нормы устанавливаются и для обществ с ограниченной ответственностью в отношении распределения прибыли среди их участников.
Документ также содержит поправки, в соответствии с которыми АО не вправе предоставлять преимущество в сроках выплат дивидендов отдельным владельцам акций одной категории. Выплата объявленных дивидендов по акциям каждой категории должна осуществляться одновременно всем владельцам.
Кроме того, внесены поправки в НК, которыми предлагается расширить перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. К таковым отнесены доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала или фондов, соответствующими акционерами или участниками.
Это правило также распространяется на случаи увеличения чистых активов с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства общества или товарищества перед акционерами или участниками, если такое увеличение явилось следствием волеизъявления акционера или участника. Правило также распространяется на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества невостребованных дивидендов.
В пояснительной записке к документу отмечается, что закон направлен на защиту прав и законных интересов добросовестных участников гражданского оборота, обеспечение их финансовой стабильности, а также содействие развитию экономики страны, отмечается в пояснительной записке к документу.
Российские АО и ООО, которые приняли решение о выплате дивидендов (распределении прибыли), в некоторых случаях фактически не имеют возможности осуществить объявленные выплаты. Происходит это в большинстве случаев по вине самих акционеров (участников), которые не обращаются за выплатами.
"В результате компании аккумулируют значительные денежные средства, правовой режим которых в настоящий момент не определен", - отмечают авторы законопроекта. Эта неопределенность приводит к тому, что денежные средства, с одной стороны, квалифицируются в ряде случаев как внереализационный доход и повторно облагаются налогом на прибыль. С другой стороны они в любой момент могут быть истребованы акционерами (участниками) в полном размере. Это влечет возникновение убытков для компаний, которые добросовестно исполнили все свои обязанности.
"Кроме того, в существующей ситуации эффективное инвестирование указанных средств в экономику также невозможно. Невостребованные акционерами (участниками) денежные средства хранятся на счетах обществ и никак не используются для получения прибыли. Их фактическое исключение из гражданского оборота негативно сказывается на интересах иных акционеров (участников) общества, бюджета и экономике страны в целом", - говорится в записке.
Закон вступит в силу со дня официального опубликования, за исключением ряда положений. Поправки в НК распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.