Среди воспоминаний о хорошем кино
Завершился "Артдокфест", вручена премия "Лавровая ветвь2, осталось пережить "Сталкер" - и можно считать документальный год законченным. Ко всеобщему облегчению
Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU – Если честно, очень хотелось, чтобы этот год поскорее завершился. Фестиваль за фестивалем мучаться от серости большей части документальных фильмов, сделанных за последнее время в России, очень тяжело. Остается только уповать на то, что заграница нам поможет. Это упование на "Артдокфесте" всегда обнаруживается наиболее сильно. Даже сам формат фестиваля, позволяющий принимать к конкурс любые фильмы на русском языке, где бы они ни были сделаны, настраивает на благодушное ожидание. Пусть не чуда, но хотя бы ощущения не напрасно проведенного времени.
"Год на год не приходится", - как заклинание повторяем мы уже не первый раз. Не помог "Артдокфест". Кризис захватил нас и понес в какую-то неизвестную даль, от которой хорошего ждать не приходится. То, что мы увидели, если и понравилось, то воспоминаниями о похожих, но лучших работах, которые мы когда-то видели. Некоторым людям приятно поностальгировать. Но любая затянувшаяся ностальгия чревата раздражением и фрустрацией.
Например, получил датский фильм "Танкоград" (режиссер Борис Бертрам) приз за лучший полнометражный фильм, а мы вспоминаем другой датский фильм на русском материале – "Монастырь", хит последних нескольких лет. Или, скажем, сравниваем этот фильм с другими фильмами о танцах – Фреда Уайзмена или Клер Дени. В этом есть элемент игры, шарады, поначалу интересно. Или вот наблюдаем мы за переживаниями автора Максима Васяновича в фильме "Мама умерла в субботу на кухне" и думаем о том, что в личной документалистике есть фигуры (тот же Макэлви или Берлинер), о которых Васянович не знает, иначе он по-другому организовал бы драматургию фильма, более внимательно отнесся бы к образу своего отца и был бы менее претенциозен. Скромность вообще хорошее качество, а когда для нее есть все основания, то тем более. Конечно, любые представители личной документалистики нуждаются в поддержке, и Васянович получил ее в виде гигантского приза в 500 000 рублей от "Новой газеты", но помогут ли эти деньги сделать из любительского кино профессиональное? Я не уверен. Васянович молод и не лишен таланта, а рефлексивность можно развить со временем. Когда мы смотрим замечательный фильм "Прiма" Георгия Параджанова, то вспоминаем удивительные произведения его великого дяди. Фильм Outro Юлии Панасенко, обладатель гран-при фестиваля и фаворит большинства критиков в этом году, должен вызывать в памяти фильм Вима Вендерса "Молния над водой". Что еще? "День шахтера" Андрея Грязева – это не продолжение "Сани и воробья", а скорее вариация на тему "Жара нежных", "Бродвея. Черного моря" и подобных им фильмов.
Только фильм, который понравился, кажется, лишь мне одному, "Фрагменты интимной жизни Натальи Расстригиной" Александра Белобокова, не похож ни на что, кроме фильмов того же автора, горячим поклонником которого я являюсь после знакомства с его шедевром "Зина. Жила-была". Многие дразнят его формалистом и еще более многие не принимают другого его фильма этого года, "Сегодня за окном туман", но мне он кажется одним из самобытнейших и интереснейших современных режиссеров России. Его сентиментально-трагическое отображение обыденной жизни с помощью игривого монтажа фотографий и любительских кинопленок – это фирменный стиль, доступный любой аудитории и вместе с тем глубоко оригинальный. Белобоков ничего не получил на "Артдокфесте" и, наверное, в этом году ему наград ждать уже не приходится. Оригинальным же произведением я считаю "Читаем блокадную книгу" Александра Сокурова, который был награжден "Лавровой ветвью" почему-то в номинации "Лучший документальный сериал, цикл документальных телепрограмм".
В остальном - все те же воспоминания и мечты о прекрасном будущем нашей документалистики, которое когда-то же должно наступить. Мы-то понимаем, что все призы "Артдокфеста", "Лавра" и всех остальных фестивалей не приведут к тому, что простой зритель сможет посмотреть эти фильмы в соседних кинотеатрах. И так же понимаем, что только нас трясет, когда теленачальники заводят разговор о «документалке». Документальное кино все еще в катакомбах. Теперь вопрос в том, чтобы было, кому из них выбираться, чтобы остаться людьми, а не превратиться, как в каком-нибудь Fallout, в страшных мутантов, на которых глядеть тошно.
Обозреватель Сергей Сычев