Трасса через лес
Участок скоростной автотрассы Москва-Санкт-Петербург все-таки пройдет через Химкинский лес и будет построен к концу 2013 года. Таково решение правительственной комиссии, которой вступит в силу, если его одобрит президент
Москва. 14 декабря. INTERFAX.RU - Итак, спорам и дебатам о судьбе скоростной трассы Москва-Петербург положен конец: вице-премьер Сергей Иванов сообщил сегодня, что дорога пройдет через Химкинский лес. На заседании правительственной комиссии по транспорту и связи он также сказал, что участок трассы в районе леса не предусматривает дорожной инфраструктуры. Правительственная комиссия приняла решение пятикратно увеличить лесонасаждения для компенсации вырубки леса - со 100 до 500 Гектаров. "На протяжении того участка дороги, который идет через Химкинский лес и составляет по длине восемь километров, не будет никакого строительства придорожной инфраструктуры@, - сказал Иванов.
"Только дорога. Прямой, как стрела, участок дороги, и вдоль этого участка на протяжение восьми километров везде будут поставлены шумозащитные экраны, а также прорыты под дорогой места миграции возможной представителей животного мира", - отметил вице-премьер. По оценке Иванова, компенсация экологического ущерба, связанного с прокладкой автотрассы через лес составит 4 млрд рублей.
Как сообщил министр транспорта Игорь Левитин, участок скоростной автотрассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес будет построен к концу 2013 года. "В существующем варианте дата окончания строительства трассы - 2013 год, в альтернативном варианте - был бы 2017", - сказал Левитин на пресс-конференции по итогам заседания правительственной комиссии, обсуждавшей маршрут прокладки трассы Москва-Санкт-Петербург.
В администрации Подмосковья удовлетворены решением правительственной комиссии о прохождении трассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. "Конечно мы довольны этим решением", - заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь губернатора Подмосковья Андрей Барковский. Он отметил, что более подробные комментарии на эту тему даст сам Борис Громов.
Теперь правительственная комиссия, принявшая решение о прокладке автотрассы Москва-Петербург через Химкинский лес, направит соответствующий доклад президенту РФ Дмитрию Медведеву. Решение о начале строительства будет принято, как только его одобрит президент.
Президент считает, что любые крупные проекты, затрагивающие интересы граждан и экологии, должны быть обязательным предметом диалога гражданского общества, власти и бизнеса, сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. "Изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к московскому правительству", - сказала Тимакова.
"Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен стать уроком того, что такой диалог необходим", - сказала Тимакова. Она добавила: глава государства считает, что "любые крупные проекты, затрагивающие интересы граждан и экологии, должны быть обязательным предметом диалога власти, бизнеса и гражданского общества".
По ее словам, прежние поручения президента по вопросу строительства трассы, были важным сигналом гаранта Конституции, данным "представителям власти и бизнеса: диалог обязательно должен быть". "И до таких конфликтных ситуаций, конечно, доводить нельзя", - сказала она.
Защитники возмущены и не остановятся
Защитники Химкинского леса не исключают, что обжалуют решение о строительстве трассы в судах в том случае, если вердикт правительственной комиссии о прохождении трассы через лесной массив будет одобрен президентом РФ. Лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова. напомнила, что один иск защитников лесного массива уже рассматривается в Европейском суде по правам человека.
Чирикова отметила также, что защитники Химкинского леса будут ожидать решения главы государства. "Именно президент приостановил постановление правительства о строительстве трассы Москва - Санкт-Петербург. Поэтому кабинет министров не может перепрыгивать через голову главы государства", - сказала она. "По этому решению мы будем оценивать реальное отношение президента к населению, поскольку большинство поддерживает защитников Химкинского леса", - подчеркнула экозащитница. "Решение президента будет для нас лакмусовой бумажкой, в том числе и в вопросе о том, как мы будем голосовать в 2012 году", - сказала Чирикова.
Решение правкомиссии встречено возмущенными откликами экологов и части общественности, рассчитывающих, что президент не согласится с выводами чиновников.
Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин подверг резюме правкомиссии резкой критике. "Я считаю этот проект абсолютно нецелесообразным, коррупционным и не решающим никаких проблем. Были действительно нормальные альтернативные варианты, в том числе возможное расширение Ленинградского шоссе со сносом незаконно построенных торговых точек, но власть лишний раз подтвердила, что коррупционное решение проблем для нее является единственным вариантом", - сказал Митрохин во вторник "Интерфаксу".
Комментируя слова вице-премьера Сергея Иванова о том, что "на протяжении того участка дороги, который идет через Химкинский лес и составляет восемь километров, не будет никакого строительства придорожной инфраструктуры", Митрохин заметил: "Пусть не будет дорожной инфраструктуры здесь, значит она планируется на других участках: кафе, заправки, магазины. Так что нажива олигархов является главной целью строительства этой трассы".
Решение правительственной комиссии является политическим, оно опасно для Московского региона, считает известный эколог, советник РАН, лидер фракции "Зеленая Россия" в партии "Яблоко" Алексей Яблоков. "Я думаю, что это решение неправильное, решение политическое, оно никак не оправдано экологически. Оно опасно для Москвы, для Подмосковья и выгодно только для строителей, потому что они будут осваивать эти огромные деньги", - заявил он. По мнению Яблокова, Химкинский лес - ценная природоохранная территория, потому что это один из немногих больших лесных массивов, которые окружают Москву. "Его экологическая роль в очистке воздуха, в защите от загрязнений, в производстве кислорода огромная", - подчеркнул эколог. Он также выразил недоумение по поводу планов высадить на северном участке Москвы в районе МКАД 500 га леса взамен вырубленных 100 га под строительство трассы: "Это абсолютно нереальная компенсация, для этого просто нет места".
Главный редактор газеты "Химкинская правда" Михаил Бекетов, боровшийся за сохранение леса, глубоко огорчен решением комиссии, сообщил его адвокат Андрей Столбунов. "Ему уже сообщили об этом, он сильно расстроен", - сказал Столбунов "Интерфаксу" во вторник.
ОП берет дорогу под контроль
Между тем Общественная палата берет под контроль дальнейшее строительство скоростной автотрассы. "Мы договорились, что Общественная палата совместно с экологическими движениями, с гражданами будет осуществлять общественный контроль за тем, как будут развиваться события", - заявил член Общественной палаты Анатолий Кучерена на пресс-конференции по итогам заседания правительственной комиссии. Как подчеркнул Кучерена, "мы договорились, что там (на участке через Химкинский лес) не будет никакого сервиса - никаких хачапурен и даже заправок".
Кучерена уверен, что допущенные ранее ошибки при определении проекта прокладки автотрассы "на сегодняшний день устранены". "Сегодня в этом обсуждении нужно поставить точку", - сказал он.
Окончательное решение вопроса, по-видимому, дело ближайших дней. Дмитрию Медведеву в самом коротком времени направят доклад правительственной комиссии.
"Мы ждем, что президент примет решение, на чьей он стороне - чиновников или народа. 65% россиян против трассы через Химкинский лес. Решение о строительстве трассы через Химкинский лес, оглашенное вице-премьером Сергеем Ивановым, принято вопреки воле президента, - считает защитник Химкинского леса Ярослав Никитенко. - Фактически обсуждения не было. Если Медведев это начал, он должен проявить политическую волю и принять свое решение".
Предыстория
Ранее вице-премьер Сергей Иванов заявил, что необходимость строительства скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург понимает все российское общество. "В целом необходимость строительства этой дороги, по моему мнению, поддерживается всеми. Никто не оспаривает нужность этого строительства", - заявил Иванов во вторник на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи, посвященному проблеме прокладки автотрассы через Химкинский лес. Он отметил, что, "по мнению Минтранса, реальных вариантов строительств трассы всего два". "Другие варианты, как я понимаю, относятся к сфере футурологии", - подчеркнул Иванов.
По его словам, консенсус по вопросу строительства "проистекает из того ужаса и кошмара, который происходит на нынешней трассе Москва - Санкт-Петербург, на участке через Химки, в районе Шереметьево". "Жители Зеленограда часами стоят в пробках, эта ситуация известна миллионам москвичей, которые едут в аэропорт Шереметьево", - сказал вице-премьер.
Вместе с тем он отметил, что правительственная комиссия должна "сформулировать окончательную позицию правительства по известному всем вопросу - строительство скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 километр, то есть в начале трассы Москва - Санкт-Петербург".
Иванов напомнил, что 26 августа президент РФ Дмитрий Медведев принял решение о приостановке строительства автотрассы и дал поручение провести общественные слушания по данному резонансному вопросу. "Такая работа Минтрансом и другими организациями проведена, прошли общественные слушания в округе Химки, расширенные совместные заседания общественных советов Минтранса и Росавтодора, слушания в Общественной палате, круглый стол в Госдуме", - сказал Иванов. В целом необходимость строительства этой дороги поддерживается всеми", - подытожил он.
По словам Иванова, решение о строительстве трассы Москва - Петербург должно приниматься с учетом комплекса факторов, таких как экология, финансовые затраты и сроки строительства. "Сегодня мы должны выслушать мнения всех сторон и принять во внимание не только транспортные проблемы, но и проблемы экологические, социальные, финансово-экономические, юридические и вопросы времени строительства, потому что при разных вариантах сроки строительства тоже разные", - заявил вице-премьер во вторник на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи, посвященном проблеме прокладки автотрассы через Химкинский лес. "Поэтому я прошу сегодня заинтересованных (лиц) на совещании высказаться по каждому аспекту данной проблемы, и решение мы должны принимать, исходя из комплекса всех факторов, а не одного", - сказал Иванов.
Он подчеркнул также, что решение по строительству автомагистрали должно предусматривать "разумные варианты сроков" прокладки автотрассы и что разные варианты строительства предусматривают и различные сроки. "И от этого будет зависеть, сохранится ли нынешняя ситуация на дороге через Химки дольше или меньше", - сказал Иванов.
Как сообщалось, решение о строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Против прокладки трассы через лес высказались экологи и общественность. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста.
26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал поручение премьеру Владимиру Путину и руководителю администрации Кремля Сергею Нарышкину о приостановлении строительства автодороги через Химкинский лес до проведения дополнительных общественных слушаний по этому вопросу. Среди альтернативных вариантов трассы были предложены проекты прокладки трассы через поселки Вашутино (Химки) и Молжаниново (Москва). В случае реализации этих проектов, сносу будут подлежать около 50 жилых домов, поэтому этот вариант вызвал протест со стороны жителей поселков.
В минувший четверг Путин заявил, что окончательное решение по строительству трассы через Химкинский лес будет принято после заключения по данному вопросу Минтранса и министерства природных ресурсов РФ. "Министерство транспорта и министерство природных ресурсов России должны будут сделать совместное заключение, и после этого будет принято окончательное решение по самой трассе", - сказал Путин на пресс-конференции по итогам российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества.
Вечером того же дня общественные активисты, протестующие против прокладки магистрали Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес, передали петицию против строительства в приемную президента РФ на Старой площади в Москве. Накануне глава движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова выразила обеспокоенность ситуацией, складывающейся вокруг инжиниринговой фирмы, принадлежащей ее супругу Михаилу Матвееву. "Недавно сотрудники милиции запросили из банка все выписки со счетов компании моего мужа. После этого банк, в котором компания моего супруга обслуживается вот уже 16 лет, отказал нашей компании в выдаче кредита", - отметила она. По ее словам, представители правоохранительных органов также пытаются всячески навредить репутации фирмы. "Наша фирма занимается настройкой микрочипов и другого инженерного оборудования, работает при помощи амперметров, вольтметров и других сертифицированных приборов. Между тем они (сотрудники правоохранительных органов - ИФ) разослали нашим клиентам письма, в которых обвиняют нас в использовании пиротехники", - сказала Чирикова. При этом в результате происходящих вокруг компании событий она терпит серьезные убытки, уточнила общественница.
Чирикова связывает складывающуюся ситуацию с активным участием ее супруга в протестных мероприятиях против строительства магистрали "Москва - Санкт-Петербург" через Химкинский лес. "Михаил очень активное участие принимает в наших акциях, даже ездил представлять наши интересы в Брюссель. Мы уверены, что оказываемое на нас давление связано с нашей гражданской деятельностью", - подчеркнула она. Чирикова напомнила, что защитники Химкинского леса временно приостановили блокирование строительства автодороги. "До ответа президента РФ на наше обращение мы не будем предпринимать никаких действий", - добавила она.
Обозреватель Владимир Шишлин