Турфирмам стоит защищать интересы российских туристов, иначе их ждут суды - Онищенко

Москва. 11 декабря. ИНТЕРФАКС - Роспотребнадзор обещает найти юридические стимулы, чтобы заставить российские туристические компании возвращать гражданам РФ полную стоимость путевок в Египет, аннулируемых из-за угрозы нападения акул.

Накануне Ассоциация туроператоров России (АТОР) заявила, что туристические компании не согласны выполнить это требование. В заявлении АТОР говорится, что тогда следует обязать авиакомпании, отели Египта и страховые компании сразу же по получении от туроператора аннуляции тура в Шарм-эш-Шейх, возвращать денежные средства, уплаченные по данной заявке.

"Заявление ассоциации - абсолютно безграмотное и безответственное, и само по себе требует юридической оценки. Наши люди, поехав отдохнуть, становятся инвалидами, а туроператоры говорят, что они не причем", - заявил в субботу "Интерфаксу" глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Геннадий Онищенко.

"Заявление ассоциации и ее руководителей свидетельствует о несостоятельности российского туристического бизнеса и о его нежелании соблюдать действующее в стране законодательство", - сказал Г.Онищенко.

По его словам, статья 14 федерального закона "Об основах туристической деятельности" гласит, что в случае появления обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туриста угрозы жизни и безопасности, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристического продукта или его изменения.

"Это значит, что обязанности по возврату соответствующих денежных средств, в случае реализации туристом своего законного права на одностороннее расторжении договора, лежит на туроператоре, как стороне договора, реализующего туристический продукт", - пояснил Г.Онищенко.

"Вместо этого, демонстрируя попрание закона и нежелание его исполнять, руководители ассоциации утверждают, что они лишь оказывают услугу по приобретению билетов или бронированию мест в гостиницах и предлагают потребителю этой услуги напрямую иметь дело с авиакомпанией или гостиничным комплексом", - сказал главный госсанврач РФ.

"Туристический продукт является комплексной услугой, за которую несет ответственность лишь одна сторона - туроператор. По российскому законодательству, это не механическое объединение различных услуг, где туроператор выполняет лишь посредническую функцию", - отметил глава Роспотребнадзора.

"Туроператоры думают иначе. С подобными явлениями мы сталкивались, когда, благодаря безответственному отношению наших туристических организаций, дети завозили в Россию свиной грипп. Тогда нам говорили, что компании лишь оказывали услугу по приобретению билетов. С такими же явлениями мы сталкивались, когда наши туристы подолгу задерживались в аэропортах за рубежом и не были защищены. Наши туристы, в отличие от туристов из других стран, не получали ни гостиничные услуги, ни услуги по питанию - они были брошены в зарубежных аэропортах на выживание", - сказал Г.Онищенко.

Он заявил, что Роспотребнадзор "всеми цивилизованными средствами, в том числе судебными", будет помогать защитить права российских граждан, которые захотят вернуть деньги за путевки в Египет, где участились случаи нападения акул.

"Туристическим компаниям следует брать на работу квалифицированных и грамотных управленцев, которые будут считать своей главной задачей неукоснительное соблюдение российского законодательства. А это означает полную правовую защиту наших граждан", - сказал Г.Онищенко.

"Я заключил с тобой договор. Я к тебе прихожу в турфирму и жалуюсь на авиакомпанию, а ты мне говоришь: "Нет, я тут причем. Иди и судись с авиакомпанией сам. Я только билет покупал". Туристическая услуга должна предоставляться на цивилизованном уровне - туроператор должен иметь дело с авиакомпанией на стороне российского туриста, и не должен стоять в стороне", - сказал глава Роспотребнадзора.

"Или как они сейчас говорят: "Судись с отелем, который оказал некачественную услугу". Все эти обстоятельства еще раз подтверждают мысль о том, что сегодня нашим гражданам не стоит пользоваться услугами российских операторов при выезде в Доминикану. Она находится в эпицентре масштабной эпидемии холеры. Наш турист заболеет, а туроператор скажет: "Знаешь, судись с отелем, в котором ты жил, потому что они не поменяли и не продезинфицировали воду, и ты заболел холерой. Я тут не причем", - пояснил Г.Онищенко.

"Туроператор должен так составить договор с гостиницей, что она будет отвечать перед туроператором, а туроператор будет отвечать перед российским туристом. Ехать в Доминикану, чтобы пытаться отстоять свои права, изъясняясь на испанском, - не моя задача. Я деньги вношу в кассу российской туристической компании", - добавил он.

Накануне АТОР выразила несогласие с позицией главы Роспотребнадзора о том, что туристические компании должны возвращать полную стоимость аннулированных туров в Египет.

"Никто из туроператоров не виноват в том, что в Красном море неожиданно появились акулы. Мы считаем, что исполнение рекомендаций Роспотребнадзора возможно только в ситуации, когда аналогичные требование будут выдвинуты к поставщикам услуг, из которых туроператор формирует турпродукт", - говорится в сообщении Ассоциации.

По данным АТОР, из совокупной стоимости турпакета на долю оператора приходится не более 10%. Таким образом, туроператору, решившему исполнить рекомендацию главы Роспотребнадзора, придется отдавать туристу денежные средства из оборота, предназначенного для оплаты отдыха других туристов. Очевидно, что это может привести к банкротству многих туроператоров, в результате чего могут пострадать потребители, собиравшиеся отдохнуть в других странах.

Новости