Первый блин КОМом?
"Системный оператор" подвел итоги первого конкурентного отбора мощности (КОМ) в рамках долгосрочной модели рынка. Свободное ценообразование происходило лишь в двух из 29 зон свободного перетока. Однозначной оценки КОМа среди генкомпаний нет
Москва. 10 декабря. FINMARKET.RU - "Системный оператор" подвел итоги первого конкурентного отбора мощности в рамках долгосрочной модели рынка - закончился он вовремя, хоть и начался с опозданием на месяц.
Свободное ценообразование происходило лишь в двух из 29 зон свободного перетока, а о соперничестве станций за право работать в 2011 году не было и речи - все генкомпании так или иначе получат плату за свои мощности и никто выведен из эксплуатации не будет.
В то же время однозначной оценки КОМа среди генкомпаний нет: кого-то сложившиеся цены на мощность вполне устраивают, но преимущественно генераторы сетуют на ограничение ценообразования.
Свободу ценам!
В среду диспетчер российской электроэнергетики - "Системный оператор" - сообщил, что в ЗСП Центра и Урала прошедшая отбор мощность будет продаваться по 123 тыс. рулей за 1 МВт в месяц, в остальных ЗСП европейской части РФ и Урала (первая энергозона) - по 118,125 тыс. рублей. Кроме того, единая цена установлена для всей ценовой зоны Сибирь (вторая энергозона) - 126,37 тыс. рублей за 1 МВт в месяц.
Конкурентный отбор мощности на 2011 год, как известно, стартовал 18 октября, прием заявок закончился 8 ноября, еще месяц регуляторы считали цену КОМа для каждой зоны свободного перетока (ЗСП).
Считать оказалось несложно: сначала "Системному оператору" было необходимо определить цену для трех ЗСП - Центр, Урал и Сибирь, а впоследствии из этого списка была исключена и Сибирь. То есть свободное ценообразование на энергорынке планировалось только в трех из 29 ЗСП.
Решение о том, в какой ЗСП цена на мощность будет ограничена, еще до начала приема заявок принимала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) исходя из соображений конкуренции. Оказалось, что в трех ЗСП уровень концентрации - умеренный, то есть он позволяет не вводить "потолок" цен, но за ФАС остаются полномочия выдавать компаниям предписание снижать стоимость в своей заявке. Предписание может быть выдано после проведения анализа заявок на предмет соответствия антимонопольному законодательству и уровню экономической обоснованности.
Так вот под влиянием рыночных механизмов первоначально, по информации "Интерфакса", цена в ЗСП Центра сложилась на уровне 125 тыс. руб./МВТ, в ЗСП Урала - 127 тыс. руб./МВт, в ЗСП Сибири - около 200 тыс. руб./МВт.
Минэкономразвития решило, что сформировавшиеся цены повлекут за собой резкое увеличение стоимости электроэнергии и мощности для конечных потребителей и темп роста превысит 15%, ожидаемые в следующем году. Позицию ведомства поддержала Федеральная служба по тарифам (ФСТ).
Выбирая между желанием уложиться в озвученные прогнозы социально-экономического развития на 2011 год и конкуренцией на энергорынке, ведомства все же решили не поступаться ранее озвученными планами и предложили правительству РФ распространить price cap на весь энергорынок.
Однако против этой инициативы выступила ФАС, считая, что у нее есть рычаги воздействия на энергокомпании для недопущения необоснованного завышения цен. Служба, проведя анализ, выдала предписание генкомпаниям уточнить свои заявки и в результате цены сложились на уровне 123 тыс. руб./МВт в месяц для ЗСП Центра и Урала, а также на уровне "170 тысяч с копейками" - в Сибири, знали источники "Интерфакса".
Именно такая цена была зафиксирована в двух ЗСП первой энергозоны, однако стоимость мощности в Сибири все же не устроила регуляторов и price cap отдельным постановлением правительства был распространен на всю вторую энергозону.
В зоны со свободным ценообразованием попали некоторые мощности ОГК-1 (Верхнетагильская, Пермская, Ириклинская ГРЭС), ОГК-2 (Троицкая ГРЭС), ОГК-3 (Костромская, Черепетская, Печорская Южноуральская ГРЭС), ОГК-4 (Смоленская и Яйвинская ГРЭС), "Энел ОГК-5" (Рефтинская и Среднеуральская ГРЭС), ОГК-6 (Рязанская ГРЭС).
Также в ЗСП Центра вошли вся ТГК-4, частично ТГК-2 (станции в Костромской, Тверской, Ярославской областях) и ТГК-6 (во Владимирской, Ивановской и Нижегородской областях).
На Урале - "Башкирэнерго", ТГК-9 (станции в Пермском крае), ТГК-5 (в Кировской области), ТГК-7 (в Оренбургской области), ТГК-9 (в Свердловской области), ТГК-10 (в Курганской и Челябинской областях).
Без исключений
Механизм конкурентного отбора мощности ориентирован на две глобальные цели: снижение цен за счет конкуренции поставщиков и вывод из эксплуатации неконкурентоспособного оборудования.
Первая цель была достигнута частично, так как рыночный механизм ценообразования работал только в двух зонах свободного перетока. Вторая цель не была достигнута вовсе.
"Системный оператор" отказался сообщать, все ли станции были отобраны по итогам КОМ. Однако глава "Совета производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики" Игорь Миронов сообщил "Интерфаксу", что на 2011 год были отобраны все мощности, участвовавшие в отборе. Это подтвердили и генераторы, опрошенные "Интерфаксом".
"У нас большинство станций прошли КОМ, а некоторые будут работать в вынужденном режиме, так как затраты на производство электроэнергии на них выше price cap и не были отобраны", - сообщил "Интерфаксу" замглавы "Сибирской угольной энергетической компании" Сергей Мироносецкий. СУЭК принадлежат "Кузбассэнерго" и "Енисейская ТГК (ТГК-13)".
Вынужденный режим - это так называемый технологический минимум, когда станция работает лишь для поддержания готовности к выработке, но реального производства электроэнергии не осуществляет.
Генерирующая единица признается вынужденным генератором, если мощность, с одной стороны, не прошла конкурентный отбор, а с другой - не может быть выведена из эксплуатации. В этом случае генератор может получать оплату вынужденных режимов одним из двух способов: либо он продает по тарифам ФСТ как электроэнергию, так и мощность, либо же он продает на бирже (рынок на сутки вперед и балансирующий рынок, где торгуются отклонения электропотребления) только электроэнергию, но при этом не получает плату за мощность.
По существующему регламенту, компания до начала КОМ должна определиться со статусом "вынужденный генератор" и подать в ФСТ заявку на установление соответствующих тарифов на электроэнергию и мощность. Тарифы для таких станций служба опубликовала накануне.
"В этом году все генкомпании (не прошедшие КОМ) получат плату за мощность, так как до 2011 года не была отработана процедура принятия решения о выводе оборудования из эксплуатации", - сообщили "Интерфаксу" в "Совете рынка". Собеседник пояснил, что решение о выводе оборудования должна принимать специальная правительственная комиссия, которую не удалось созвать до проведения отбора.
"Поэтому станции автоматически были отнесены к числу вынужденных генераторов", - резюмировал представитель "Совета рынка".
Суммарно
Всего по результатам КОМ было отобрано 288 станций 48 генкомпаний. Суммарная мощность прошедших отбор генераторов составила около 162 ГВт, из которых 138 ГВт - в первой ценовой зоне, 24 ГВт - во второй.
Кроме того, 78 станций 29 владельцев в 2011 году, скорее всего, будет работать в вынужденном режиме (плату за мощность они получат из минимума заявки и тарифа ФСТ).
"В целом мы довольны результатом КОМа, они оказались ожидаемыми", - сказали "Интерфаксу" в "Совете рынка". Отобранные мощности с учетом вынужденных генераторов полностью покрыли спрос.
По материалам "Системного оператора", прогнозная потребность в мощности на 2011 год составляет 184,6 ГВт с учетом коэффициента резервирования на уровне 19,9%. В первой ценовой зоне спрос составит 145 ГВт (коэффициент - 19,8%), во второй - 39,6 ГВт (19,9%).
В то же время опрошенные "Интерфаксом" эксперты считают, что показательным для работы энергосистемы станет конкурентный отбор на 2012-2015 гг. "В долгосрочных КОМах на 2012-2015 гг., когда увеличатся и объемы новых вводов, будет больше стимулов к конкуренции и выводу старого оборудования", - уверен И.Миронов.
"Проведение КОМ по правилам долгосрочного рынка мощности завершает формирование конкурентного рынка электроэнергии и мощности", - сообщил "Интерфаксу" генеральный директор ТГК-2 Владлен Александрович.
В "Квадра" также считают, что показательным будет предстоящий КОМ на четырехлетний период, "который должен дать реальные долгосрочные ценовые сигналы инвесторам о целесообразности инвестирования в энергетику и реальных сроках возврата инвестиций, вложенных в генерирующие мощности".
"Мы довольны, что первый конкурентный отбор мощности с использованием рыночных механизмов в принципе состоялся, цена на мощность в нашей ЗСП сформировалась по рыночным принципам и оказалась не такой высокой, как опасались потребители", - оптимистично рапортует "Квадра", все мощности которой вошли в зону со свободным ценообразованием.
Однако те генкомпании, мощности которых попали в 27 зон с действующим price cap, жалуются на ограничение ценообразования, так как ожидают, что установленные предельные уровни не покроют их затраты. То есть можно считать, что борьба за конкуренцию и свободное ценообразование на рынке мощности была проиграна со счетом 27:2.