ОСК в погоне за двумя зайцами
Госхолдинг ОСК стал совладельцем компании, строящей одни из лучших в мире суда ледового класса. Задачей СП будет локализация производства на верфях в России
Москва. 24 ноября. FINMARKET.RU - ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) стало совладельцем лидирующего мирового судостроительного предприятия. Таким образом компания хочет "убить двух зайцев одним выстрелом" - обеспечить себя новыми технологиями в строительстве ледокольного флота, а группу "Совкомфлот" - современными ледоколами.
Финские мощности
О том, что ОСК закрыла покупку 50%-ной доли в верфи STX Europe в Хельсинки за 150 млн евро "Интерфаксу" сообщил источник, знакомый со сделкой. Покупка будет профинансирована за счет будущей прибыли верфи, то есть ОСК приобрела ее фактически задаром.
Помимо доли в судостроительном предприятии корпорация также приобрела 20,4% акций конструкторского бюро Aker Arctic Technology Inc., которое входит в STX Europe.
По словам источника, ОСК получит свою долю в этих компаниях в рамках СП, которое будет создано в ближайшее время.
В пресс-службе ОСК информацию подтвердили.
"Одним из главных параметров соглашения, - продолжает источник, - передача технологий строительства таких судов. Российские судостроители будут проходить обязательное обучение на финской верфи".
Русские заказы
Интерес STX Finland и Aker Arctic Technology в этой сделке вызван не получением сиюминутных доходов (их и не может быть при условии оплаты за счет будущей прибыли), а долгосрочными контрактами с российскими судоходными компаниями. Так, президент группы "Совкомфлот" Сергей Франк в среду озвучил намерение компании заказать два дизель-электрических ледокола мощностью по 12 МВт каждый для работы на проекте "Сахалин-2" со сроком поставки к 1 мая 2013 года на верфи в Хельсинки.
Скорее всего, на двух ледоколах сотрудничество не закончится - программа развития пароходства до 2015 года предусматривает инвестиции в размере порядка $2 млрд для обновления ледокольного флота. Причем эти суда должны отвечать требованиям крупнейших нефтегазовых компаний, разрабатывающих шельф, в частности Exxon Mobil, Shell, "Газпрома" и т.д.
Другая крупная российская судоходная компания - ОАО "Дальневосточное морское пароходство" - в этом году размещать заказы на ледоколы не собирается, однако рассматривает такую возможность в 2011-2012 гг. Ледокольный флот компании пока состоит из четырех судов, которые работают на Дальнем Востоке.
Между тем программа Минтранса РФ по развитию арктического транспортного флота до 2020 года предполагает поставку около 60 судов, 18 из которых - танкеры. Только для эксплуатации на трассах Северного морского пути необходимо как минимум 9 новых ледоколов, в том числе 3 атомных. Существующие российские мощности по строительству ледокольного флота с этой задачей справиться не смогут, говорят в ОСК, а STX Finland и Aker Arctic Technology - одни из лучших в мире по судам ледового класса.
Задача в масштабах страны
Собеседник "Интерфакса" в министерстве промышленности и торговли РФ отметил, что главной задачей создания СП является развитие и модернизация отечественных судостроительных заводов. "Если и входить в СП, то так, чтобы мы смогли пробрести дополнительные компетенции в части строительства судов и получить новые заказы, которые мы уже можем строить или еще не можем, но могли бы. Главное для нас - получить опыт, знания и, может, даже технологии", - сказал он.
По его мнению, основной задачей СП будет локализация производства на верфях ОСК в России, "то есть одна секция, например, с двигателем, будет собираться на одном заводе, другая - на другом и так далее". "Денежный поток будет распределяться соответствующим образом. Например, за секцию с двигателем - большая часть, за окончательную сборку - меньшая". По его словам, за тезисом "получение опыта и технологий" стоит гораздо более серьезный смысл - важно, чтобы денежные потоки приходили в страну и работали на восстановление отрасли, а не наоборот. "Если можно строить у нас, надо строить у нас", - констатировал представитель Минпромторга.