Желтый свет для IPO

Планирующим IPO компаниям и инвесторам СНГ следует действовать с осторожностью, считают в компании PBN. Размещения акций многих компаний не оправдали ожиданий, и светофор IPO "продолжает показывать яркий желтый свет", отмечают эксперты

Москва. 23 ноября. FINMARKET.RU - "Светофор IPO" все еще показывает компаниям из СНГ в целом и России в частности яркий желтый свет, отмечают эксперты PBN Company (входит в группу компаний WPP, крупнейший мировой холдинг в сфере коммуникационных услуг). По их мнению, преждевременно говорить о возможности уверенного возвращения государств Содружества на рынок в следующем году, поскольку в сигналах с экономического фронта слишком много неизвестных.

В информационном бюллетене PBN подчеркивается, что компаниям, планирующим IPO, и инвесторам из России и стран СНГ следует "действовать с величайшей осторожностью".

"Картину, складывающуюся по результатам 14 проведенных в этом году компаниями из России и Украины IPO, можно в лучшем случае назвать смешанной, - отмечает председатель и главный исполнительный директор The PBN Company Питер Некарсулмер. - И хотя на сегодняшний день компаниям удалось привлечь уже в общей сложности $5,58 млрд, многие IPO не оправдали ожиданий в том, что касается спроса со стороны инвесторов, достижения запланированных финансовых показателей и удержания котировок акций на привлекательных уровнях".

В этом году на биржу вышли в общей сложности 11 российских компаний: 5 в первой половине года, 6 - во второй. Из всех привлеченных средств на российские фирмы пришлось 95%, отмечают в PBN. Кроме того, на Украине свои акции инвесторам предложили три компании, представляющие сельскохозяйственный сектор. Компании из других стран СНГ в этом году IPO не проводили.

Авторы бюллетеня напоминают, что состоявшееся недавно размещение акций Mail.ru прошло чрезвычайно успешно и собрало около $1 млрд. "Другие IPO, однако, были восприняты инвесторами с меньшим энтузиазмом - более чем в половине случаев организаторы не смогли привлечь ожидавшегося объема средств и/или вынуждены были проводить размещение по нижней границе ценового диапазона", говорится в сообщении.

Так, российский производитель морепродуктов "Русское море" в результате IPO выручил всего $90 млн, тогда как изначально планировалось привлечь $130,2-173,5 млн. Строительная компания "Мостотрест" продала свои акции за $388 млн, то есть значительно дешевле ожидавшихся $496 млн. При этом железорудной компании IRC Ltd пришлось вдвое - до $242 млн - сократить объем своего IPO на фоне низкого спроса на бумаги со стороны инвесторов. Акции IRC, размещавшиеся в Гонконге, в первый же торговый день упали на 8%, а по данным на 22 ноября понизились на 22% по сравнению с первоначальной ценой размещения.

Бесконечно далеки от рекорда

Акции многих вышедших на биржу компаний после размещения также пошли вниз. Так, бумаги российской фармацевтической компании "Протек" с момента размещения в апреле этого года упали на 41% . Акции "Русского моря" за тот же период потеряли 62%. При этом акции "Русала", снизившиеся на гонконгской бирже на 38% по сравнению с ценой размещения, сумели отыграть большую часть потерь, однако 22 ноября все еще торговались на 12% процентов ниже цены IPO - по $1,21.

"Нам кажется, что пока что еще слишком рано говорить о том, что хорошие показатели ноября являются предвестником уверенного возвращения России и других стран СНГ на рынок IPO в следующем году, - комментирует П.Некарсулмер. - В сигналах, поступающих с экономического фронта, слишком много неизвестных. Это касается и общего состояния мировой экономики, и роста российского ВВП в 2010 году, и того, как рынок воспримет объявленную правительством России пятилетнюю программу приватизации, которая должна принести бюджету $55 млрд. На наш взгляд, светофор IPO пока что продолжает показывать яркий желтый свет".

Из 130 российских, украинских, казахстанских компаний и компаний из других стран СНГ, объявивших о своем желании разместить акций в этом году, IPO провели лишь 14. Пять компаний - "Монокристалл", "Русагро", "СУЭК", "Уралхим" и "Олимп" - отложили или отменили запланированные на 2010 год размещения по причине неблагоприятной рыночной ситуации. Еще два IPO - "Фармсинтеза" и "УралСибЭнерго" - должны пройти до конца года, в результате чего общее число достигнет 16.

"И хотя в цифровом выражении 16 IPO этого года выглядят внушительно по сравнению с 2009 годом, когда на биржу вышли всего две компании - Exillon Energy и Институт стволовых клеток человека - и привлекли соответственно $100 млн и $ 5 млн , мы еще бесконечно далеки от показателей 2007 года, ставшего рекордным для рынка IPO", - говорит П.Некарсулмер. В 2007 году 33 компании из России и СНГ привлекли более $34,3 млрд - в семь раз больше, чем за весь 2010 год.

Несырьевые компании вернулись на рынок

В сообщении PBN Company также отмечается, что еще одной отличительной чертой текущего года стал выход на рынок значительного числа компаний несырьевого сектора. Кроме получившего от инвесторов в январе $2,2 млрд "Русала", IPO провели еще две компании сырьевого сектора: производитель энергетического угля "Кузбасская топливная компания" ($163 млн) и IRC ($205 млн).

"Несырьевые компании - в том числе из высокотехнологичного и инновационного секторов - впервые после кризиса выходят на рынки капитала, - заметил П.Некарсулмер. - Растет интерес инвесторов к компаниям с большим потенциалом развития, к тем, кто способен извлечь выгоду из роста благосостояния российских потребителей и стремления руководства страны провести диверсификацию и модернизацию экономики".

В этом году IPO провели три игрока сектора высоких технологий и инноваций и три сельскохозяйственные компании. Кроме того, на рынок вышли по одной компании из розничной торговли, строительства и недвижимости, фармацевтики, транспорта и логистики, потребительские товары. "IPO ведущей российской Интернет-компании Mail.ru оказалось на сегодняшний день наиболее успешным размещением 2010 года. Первой из российских компаний в этом году ей удалось продать акции инвесторам по верхней границе ценового диапазона, при этом цена акций с момента размещения 5 ноября выросла уже на 33%", - подчеркивают в PBN.

Тем не менее, по мнению П.Некарсулмера, сырьевые компании в 2011-12 годах останутся в числе лидеров рынка IPO. Более двух десятков компаний из металлургического, горнодобывающего, нефтегазового и других сырьевых секторов обозначили свое намерение в ближайшем будущем выйти на рынок, в их числе - такие гиганты, как "АЛРОСА", "Газпром нефть", Interpipe, "КазМунайГаз", "ЛУКОЙЛ" и "Металлоинвест".

Лидерами по числу проведенных IPO компаний из СНГ остаются Москва и Лондон. За ними следует Гонконг, представляющий особенный интерес для сырьевых компаний, которым важны близость и доступ к китайским инвесторам и рынкам. Ни одна компания из России и других стран СНГ не проявила интереса к размещению в США, тогда как китайские компании за первые девять месяцев 2010 года разместили в Нью-Йорке акции на почти $1,8 млрд.

Новости по теме

"РусАл": за инвесторами в Россию

Новости