Столица без рекламы

Сергей Собянин на заседании правительства выразил беспокойство количеством наружной рекламы, перекрывающей обзорный вид на Москву, а также самой системой размещения подобной рекламной продукции

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 ноября. INTERFAX.RU – Спустя год после демонтажа рекламных конструкций вокруг исторических зданий Москвы в столице вновь может начаться борьба с изобилем разнообразных внешних баннеров. На этот раз очищению подвергнется, скорее всего, не только Тверская, Кремль и Новодевичий монастырь, но весь город.

Об этом заговорил на заседании правительства во вторник мэр Москвы Сергей Собянин. Он обратил внимание на то, что сама система размещения наружной рекламы непрозрачна: в городе нет публичного реестра объектов рекламы и выданных разрешений на их установку. "Ситуация (с наружной рекламой в городе - ИФ) достаточно проблематична. Город перегружен рекламными конструкциями, которые наносят ущерб архитектурно-художественному облику Москвы", - сказал Собянин. Как сообщил мэр, за последние годы объем рекламы в столице увеличился в 1,5 раза. По его словам, организации выигрывают конкурсы на носители рекламы без указания мест их размещения, в частности, "под видом социальной рекламы размещается коммерческая бесплатно".

Напомним, что еще год назад в сентябре Госдумой были приняты в окончательном чтении поправки в Жилищный кодекс и в статью 19 федерального закона "О рекламе". Так, был введен запрет на размещение рекламы на лесах, растянутых у фасадов жилых многоквартирных зданий без согласия на то жильцов этого здания. По мнению Павла Крашенинникова, председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, этот законопроект являлся чрезвычайно важным, потому что был "направлен на устранение встречающихся в правоприменительной практике нарушений прав и законных интересов собственников жилья в многоквартирных домах".

Он отметил, что, как показывает практика, в нарушение требований Жилищного кодекса во многих городах решения о размещении наружной рекламы на многоквартирных домах принимается не общим собранием собственников, а органами местного самоуправления. "В результате нарушаются права собственников общего имущества многоквартирных домов на получение дохода от размещения наружной рекламы, поскольку эти доходы поступают в бюджет муниципального образования, а не владельцам квартир", - пояснил депутат. Он отметил, что в принятом законопроекте содержится прямое указание на то, что решения размещать рекламу на многоквартирных домах должны приниматься исключительно собственниками квартир, а значит и общего имущества. Так, жильцы многоквартирного сталинского дома, расположенного через дорогу от Дома правительства на другой стороне Нового Арбата, согласились на размещение большого рекламного баннера, закрывающего вид на Смоленскую набережную, в обмен на ремонт фасада.

На заседании во вторник Собянин обозначил генеральную линию предстоящих перемен, сказав, что "общий тренд понятен": "Сокращение объемов рекламы, приведение ее в цивилизованный вид, запрет на рекламные растяжки и т.д." По словам и.о.председателя комитета рекламы, информации и оформления города Владимира Макарова,, к 2012 году истечет срок действия большей части договоров на право размещения рекламы на городских объектах, в связи с чем требуется подготовить новую концепцию размещения рекламы с условием ее обязательного сокращения, а также с установлением современных требований к рекламным поверхностям. Он отметил, что сейчас в Москве насчитывается 19 тыс. 655 рекламных конструкций.

Глава Москомархитектуры Александр Кузьмин на заседании предложил наложить мораторий на размещение новых рекламных конструкций в Москве до утверждения новой концепции размещения "наружки". По его подсчетам, в центре на 10 погонных метров приходится реклама того или иного вида. Он предложил полностью вывести из центра столицы такой вид рекламных поверхностей, как перетяжки, а также рекламы со строительных сеток. Кузьмин так же отметил, что во многих случаях на строительных лесах фасадов зданий висит реклама, однако никакого ремонта под ней не проходит годами.

Помимо этого он предложил вывести из центра Москвы крупногабаритные рекламные конструкции - так называемые щиты 3х6, а также большие видеоэкраны. По мнению главного архитектора города, размещение рекламы в центре возможно лишь на городской мебели, остановках, скамейках, защитных щитках у тротуаров. "При этом, если ширина тротуара менее трех метров, никакой рекламы ставить нельзя", - сказал Кузьмин. Однако это так же может потенциально портить вид – например, реклама, размещенная на лавках улицы Дурова близ Екатерининского парка, отнюдь не спасает облик города.

Кузьмин в свою очередь предложил убрать рекламу с территории объектов культурного наследия, из зоны их видимости, а также из восьми панорамных мест для туристов, таких, например, как вид на Кремль, Театральную площадь, а также место, где Яуза впадает в Москву-реку. Меж тем, в 2009-м году по проекту ЮНЕСКО от рекламных щитов уже должны были быть освобождены исторические постройки Москвы – Кремль, Новодевичий монастырь. Так, наиболее яркой является рекламный щит, скрывающий строительство гостиницы "Россия" на Москворецкой набережной. С Москворецкого же моста, ведущего к храму Василия Блаженного, открывается обзор не только на храм, кремлевские стены и подъем вдоль верхних торговых рядов, но огромный рекламный баннер, за которым спрятано не только демонтаж "России" (ведущийся с 2006 года), но и часть старинных построек 17 века, расположенных вдоль улицы Варварка в районе Зарядье.

Напомним, что еще до смены московского градоначальника Следственный комитет возбудил ряд дел против столичных чиновников. В том числе в сферу внимания правоохранительных органов попал и глава комитета по рекламе города Москвы Владимир Макаров, обвиняемый в превышении должностных полномочий при размещении рекламных площадей города на сумму свыше 130 млн рублей. Макаров с обвинениями согласен не был, а тогда еще мэр Москвы Юрий Лужков поддерживал главу комитета.

Отметим, кстати, что и при Юрии Лужкове, как, собственно, упоминалось, также велась борьба с чрезмерным количеством рекламных конструкций в городе. В частности, в 2008 г. Юрий Лужков предложил создать комиссию, которая бы занималась вопросами освобождения от рекламы исторических мест столицы. Экс-мэр также упрекал Москомархитектуру, которая не уделяла достаточно внимания в вопросах организации размещения рекламы в историческом центре города.

Обозреватель Серафима Скибюк

Новости