Сколько стоит припарковаться?
Interfax.ru попробовал выяснить, насколько легко в центре Москве найти цивилизованную парковку и во сколько это обойдется. Заодно мы побеседовали с экспертами о ценах на паркинг и борьбе с пробками
Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU - Процесс борьбы с московскими пробками уже обрел вполне оформленный характер плана, уже началась дискуссия, а чиновники разных рангов и ведомств начали локальную борьбу с этой московской бедой. В числе прочих мер было принято и решение об упорядочивании паркинга в столицы. Корреспондент Interfax.ru попытался разобраться, легко ли в Москве быть цивилизованным автомобилистом и во сколько это обойдется.
Паркинг: наобум
На запрос "парковки Москвы" в поисковой системе Google в пределах Садового кольца отображается лишь несколько красных точек, что, в отличие от похожих запросов в европейских городах, очень мало – в основном публичные платные стоянки для автомобилей в столице РФ расположены ближе к окраинам, а то и за чертой города. Мы обошли окрестности Триумфальной площади, в попытке, встав на место рядового москвича, приехавшего в центр, попытаться поставить машину на цивилизованную охраняемую парковку.
На улице Гашека удалось найти сразу два въезда на подземные паркинги – у домов 2 (элитный жилой дом) и 6 (офисный центр), оба дома современной постройки – однако оставить там автомобиль не получилось: охрана строго говорит, что въезд только по пропускам для служащих офисов и жильцов дома. Офисное здание, выходящее на 1-ю Тверскую-Ямскую улицу, 1-ю Брестскую улицу и улицу Гашека предлагает сразу несколько парковочных въездов с опущенной "занавеской"-воротами. Здесь тоже только по пропускам.
Наконец, здание "Моспроекта" на 1-й Брестской улице – то здание, где, по бытовой логике, работают люди, которые должны были сделать нашу жизнь в этом городе комфортной и простой. Здесь тоже есть въезд на подземный паркинг. Все та же опущенная металлическая "штора", никаких опознавательных знаков и ни одного человека, который мог бы рассказать нам, где же находится ближайший цивилизованный паркинг.
ЦИТАТА: "Мы хотим приучить автомобилистов пользоваться паркингом и освободить улицы", - заместитель мэра по транспорту Николай Лямов.
"Спасителем" автомобилиста оказался охранник стоянки, находящейся на углу 2-й Брестской улицы и Гашека. Никаких опознавательных знаков, указывающих, что здесь находится паркинг, нет, да и в целом стоянка как таковая не очевидна и напоминает стройплощадку. На огороженном забором пространстве можно с легкостью поставить машину по цене 60 руб. в час или 350 руб. в сутки.
Паркинг: торговые центры, выставочные залы, стоянка за кольцом
Десятого ноября на Тверской улице Москвы от Моховой улицы через памятник Юрию Долгорокому выше, вплоть до Триумфальной площади, где Тверская становится Тверской-Ямской, внезапно стали наводить порядок с парковками: убрали припаркованные здесь машины на стоянку отеля "Ритц-Карлтон", стерли парковочную разметку и установили запрещающие знаки. Цель – обеспечить бесперебойное движение транспорта.
ЦИТАТА: "Принятые меры по эвакуации неправильно припаркованных машин были направлены на обеспечение возможности беспрепятственного движения как общественного транспорта, так и личных автомобилей по Тверской улице", - пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова.
Мы обзвонили несколько платных парковок, которые удалось обнаружить при помощи обычного онлайн-поиска, чтобы узнать, сколько стоит поставить машину в центре города. То, что мы узнали, вряд ли порадует рядового москвича
Например, известная бесплатная парковка перед зданием отеля "Ритц-Карлтон" в самом низу Тверской, близ Моховой улицы, как сообщили в отеле, закрыта. Что касается платной подземной стоянки, то тем, кто захотел бы припарковаться на час, как сообщили Interfax.ru, это обойдется в 50 руб., поставить машину на сутки будет стоить 750 руб., а купить "абонемент" на месяц – 7500 рублей.
Заместитель мэра по транспорту Николай Лямов заявил, что как таковой план по ограничению парковок на проезжей части помимо Тверской улицы отсутствует, однако, по его мнению, "было бы целесообразно ограничить парковки, где есть подземные или надземные паркинги, которые не используются". Например, чуть больше, чем работающим близ "Ритца" повезло людям, обитающим около Новинского пассажа на Новинском же бульваре – для них наземный паркинг предоставляется и вовсе бесплатно, но, как рассказали "Интерфаксу" в отеле, парковка часто бывает занята, а подземный паркинг предоставляется только арендаторам пассажа.
Lotte Plaza на углу Садового кольца и Нового Арбата предоставляет своим клиентам первый бесплатный час на парковку, а дальнейшие часы обойдутся покупателям торгового центра в 100 рублей. Сутки в Lotte Plaza будут стоить 2100 руб., а в случае, если клиент приобрел что-то в магазине, предоставляется скидка в размере 200 рублей. А если парковаться место в Lotte Plaza покажется очень удобным, можно купить абонемент и оплачивать парковку раз в квартал, из расчета 14000 руб. за месяц.
СПРАВКА: Среднедушевой доход в Москве в январе-июле этого года, согласно статистике департамента экономической политики города, составил 44 тыс. 619 рублей. Среднемесячная зарплата горожан составляла в тот же период 33 тыс. 44 рубля.
Первый час подземной парковки в ЦУМе на Неглинной улице предоставляется бесплатно, и далее 100 руб. будет стоить каждый новый час. На сутки оставить машину здесь нельзя – здесь нам ответили, что в 22:30 парковка должна освободиться от автомобилей клиентов.
Парковка в торговом центре Европейский, на которую очередь из машин обыкновенно выстраивается прямо из-под Бородинского моста, если ехать в сторону области, и от Кутузовского проспекта, если ехать в центр города, первые три часа стоит 50 рублей, а после по 100 рублей. Но это мера временная, связанная с новогодней акцией, о которой стало известно во вторник. Согласно сообщению заммэра в правительстве города Юрия Росляка, власти столицы договорились с владельцами ряда паркингов в центре Москвы о снижении стоимости парковки до 50 рублей за час в рамках предновогодней акции. Он отметил, что в результате была достигнута договоренность о снижении стоимости парковки до 50 рублей за час, и продлится она с 15 ноября 2010 года на срок до 1,5 месяцев.
По этой причине цена за час стоянки на подземной парковке при торговом центре "Охотный ряд" (она известна немногим в силу того, что въезд на паркинг организован со стороны гостиницы "Метрополь") снижена до 50 рублей. Когда как обычный прайс составляет 140 рублей за час. Сравнительно недалеко, близ Гостиного двора на ул. Ильинка час парковки обойдется в 200 руб., 2000 руб. в сутки и 20000 в месяц (соответственно, чем больше период единовременной оплаты, тем ниже будет цена за часовую парковку).
Припарковаться на стоянке торгового центра "Атриум" на Курской будет стоить автомобилисту в 100 руб. за два часа. А стоянка в районе комплекса "Красный октябрь" на Болотной набережной, по словам собеседника агентства, "порядка 100 руб. в час" и 12000 руб. в месяц.
В более отдаленных от центра ситуация с ценами за паркинг чуть менее печальная. В торговом центре "Метрополис" на Войковской за 4 часа стоянки автомобилист потратит 100 рублей, а за месяц аренды – 4000 рублей. Стоянка АГС-51 на улице Большая Академическая в районе дома 24А, как ответили на вахте, будет стоить "в среднем 120 рублей в сутки, но это зависит от машины". Если машина требует особого, пристального присмотра (согласно пожеланиям водителя), это, как сообщил источник, будет стоить 150 рублей в сутки, а за час стоянки с владельца автомобиля попросят "примерно 20 рублей".
В бизнес-центре "Рига-Лэнд" на 9-м км Новорижского шоссе месяц стоянки на паркинге будет стоить 3000 рублей, и 1500 руб. на котловане следующего корпуса бизнес-центра.
Паркинг: Европа
Рандомный поиск парковок на выделенной в карте Google территории Парижа, скажем, у Нотр-Дама, выдает очень симпатичный результат – 3 евро в час, и постоянным клиентам парковка обойдется в 144 евро по абонементу на месяц. В целом, в Европе средняя цена на паркинг машины в подземных комплексах варьируется от одного до трех евро, иногда, в зависимости от времени, на которое машина оставляется владельцем на парковке, цена растет.
Однако о горожанах в большинстве европейских городов заботятся очень хорошо: в тарифах большинства парковочных центров предусмотрены гибкие системы абонементной оплаты, а также скидки, например, для владельцев малолитражек. Если говорить о конкретных цифрах, то в Париже стоянка в центре города (в пределах бульварного кольца) обойдет вам в 15 евро за 24 часа. В Ницце на Английской набережной час парковки стоит от двух евро. 165 евро будет стоить абонемент на круглосуточную парковку в рабочие дни.
В Берлине цены варьируются похожим образом, от одного до трех евро в час, абонементы можно купить по цене от 50 евро в месяц. В Мюнхене средняя цена чуть выше (2-3 евро в час, более 100 евро в месяц).
В Праге поставить машину в подземный гараж совсем недалеко от исторического центра будет стоить вам около полутора евро. При желании, конечно, в Европе можно найти и значительно более дорогие паркоместа и парковки. Например, в Италии в Портофино. Оставить там автомобиль на стоянку обойдется вам в 5 евро в час. Однако здесь цена вполне объяснима – это единственная парковка в тупиковой зоне, к тому же вырубленная в скале.
Паркинг: мнения экспертов
Председатель правления Международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин рассказал Interfax.ru, что он, со своей стороны, считает платные парковки хорошей идеей. По его мнению, для решения проблемы пробок "очевидно, что парковки, за исключением спальных районов, должны быть платными". Дмитрий убежден, что платная парковка как мера более эффективна, потому что она "будет стимулировать потребителей на более активное использование общественного транспорта". Дмитрий напомнил, что эффективным было бы и введение зон с парковочными тарифами (в зависимости от близости к центру города, цена парковки, соответственно, увеличивается). Он напомнил, что в свое время подобные меры уже принимались, "но установленные по Москве тарифы были значительно ниже тех, что брали парковщики". В качестве примера адекватных цен за стоянку Янин привел Польшу, потому что, по его мнению, "уровень доходов населения Москвы приблизительно близок к уровню дохода и зарплатам в Польше" (уличная парковка в Варшаве стоит порядка евро за час – ИФ)
Кроме того, Янин одобряет штрафы за неправильную парковку – "с тем, чтобы люди поняли, что это не бесплатный сервис". По его мнению, данная мера будет заставлять автомобилистов перейти на экологичный общественный транспорт. "Это тоже стимул, чтобы куда-то пересесть. Но вопрос в том, чтобы мэр не забыл что-то сделать с троллейбусами, автобусами и трамваями, чтобы было, куда пересесть", - заключил Дмитрий.
ЦИТАТА: "Штраф должен быть настолько высоким, чтобы люди стали пользоваться парковками. Я не могу себе представить, что где-то в европейском городе можно оставить (на обочине) машину", - министра транспорта Игорь Левитин.
Руководитель Московского отделения ФАР Сергей Канаев оценил ситуацию с парковками в Москве в два "непроходных" балла: "Скажем, есть оценка – проходной балл: "три". У нас, в Москве, непроходной балл: "два". Канаев указал, что меры, предпринимаемые по упорядочиванию парковки в настоящий момент, удручают: "Если мы хотим убрать автомобили с Тверской, мы что, для этого сделали парковки? Мы все организовали? А теперь мы действительно имеем моральное право требовать соблюдения правил от автомобилистов? Это создание глянцевой обложки, когда ничего нет. Тверская - не самая узкая улица Москвы. Поэтому говорить о том, что припаркованные автомобили однозначно тормозили движение, я бы не стал", - заявил Канаев. По его мнению, "есть участки, где просто невозможно проехать, и есть более узкие улицы, когда вообще автомобили стоят".
Канаев напомнил, что, еще до того, как мэр Москвы Сергей Собянин заявил о комплексных мерах по предотвращению транспортного коллапса в столице, представители ФАР направили в мэрию письмо с предложением о том, что нужно делать в рамках борьбы с пробками. По словам Канаева, три пункта нашли отражение и в предложенном москвичам городском плане: организация парковочных мест, организация общественного транспорта и пересмотр законодательной базы. "Эти три пункта абсолютно совпадали с базой. Но действия-то каковы? Убрать с Тверской. И что? Они пробовали сначала максимальное количество мест парковочных организовать для водителей. У нас висят знаки "остановка запрещена" – почему она запрещена-то? Вы организуйте правило, чтобы автомобили припарковывались именно правильно. И контролируйте парковки", - посетовал лидер ФАР.
На вопрос корреспондента, есть ли в Москве места, где реально можно было бы устроить парковку без ущерба для движения, Канаев ответил, что "однозначно есть, и даже есть в центре". Однако Канаев уверен, что для осуществления этого плана нужны сотрудники ГИБДД, которые, как говорил и Сергей Собянин, помогали бы автовладельцам. Канаев отметил, что верит словам нового мэра, но не очень верит, что это будет выполняться сотрудниками ГИБДД.
Что касается стоимости платных парковок, то она, по мнению Канаева, слишком завышена. "Парковочное место за 100 руб. в час, я думаю, мало найдется людей, которые смогут позволить себе это. Никак нельзя назвать это "public parking", как это называется в других странах мира. Я считаю, что, с учетом того, что средняя оплата москвича в час 150 рублей, должно быть, как во всем мире: день стоянки примерно исходит из одного часа. Потому что человек не может себе позволить тратить денег больше, чем он потратил на один час. Соответственно, если мы будем говорить о часовой оплате, должна быть, как минимум, меньше в 5 раз. Итого у нас получается итог, что платная парковка на сегодняшний момент должна стоить не больше 30 руб., и исходить она должна в обязательном порядке из наполняемости, а не от цены", - посчитал Канаев. То есть, если люди строят парковки и назначают свободную цену, это, по мнению Канаева, неправильно: парковка должна быть полной. "И это – действительный контроль", - убежден он.
Обозреватель Серафима Скибюк