Где-то посредине лета

Пятый по счету фильм Софии Копполы рассказывает прозрачную историю взаимоотношений заблудившегося в себе голливудского актера и его дочери. Поэзия Копполы никуда не ушла

Москва. 17 ноября. INTERFAX.RU – В сентябре в Венеции "Где-то" Софии Копполы получил "Золотого льва" и был назван жюри, возглавляемым Квентином Тарантино, лучшим фильмом года. Тут же встрепенулась недоброжелательная критика, уверовавшая в то, что Копполе "лев" достался исключительно по старой дружбе. Несколько месяцев спустя российскому зрителю предоставляется возможность самому разобраться в наличии недостатков и достоинств нового фильма Софии, ведь в любви к ее творчеству порой признаются даже самые сдержанные и суровые сердца.

При наличии всего лишь пяти картин в фильмографии, наверное, достаточно сложно было бы оказаться под огнем обвинений в непоследовательности. Коппола никуда не торопится, как не торопилась она и после "Девственниц-самоубийц", как не навязывалась со своими атмосферными "Трудностями перевода", не перегибала шлагбаум исторической достоверности с "Марией-Антуанеттой". Она, с имеющимся послужным списком, казалось, в любой момент могла бы от свежего дыхания полустатичных кадров очаровательных героев сползти в какую-нибудь приторно-ароматную кавайность "девчачьих" недомолвок, полунамеков и вздохов. Но, нет, не случилось и на этот раз. Коппола совершенно точно знает, что делает, а там, где не знает, как будто отступает на полшага в сторону и как бы дает своим героям право немного, самую малость, пожить в кадре самостоятельно. И, о чудо, мы этого отступления, кажется, почти не замечаем.

В "Где-то" Джонни Марко – некий популярный голливудский актер, которых как мы понимаем, там легион, запутался настолько, что феррари и прописка в "Шато Мармон" вот-вот вынут из него всю душу. И называют все его не иначе, - Джонни, ну еще в регулярных смс-сообщениях в вопросительно-оскорбительных интонациях его несколько раз именуют не лестными, но очень емкими для безответственного мужчины словечками. Плюс постоянные и бессмысленные вечеринки, водители, кукольные стриптизерши и пресс-коференции, порядок появления всего этого, как вы понимаете, произвольный и может варьироваться. Это все, как бы, между прочим. В общем, Джонни так запутался, что даже не вызывает никакого сочувствия.

В этой особенной манере выведения главных героев и заключается главная "софиекопполовская" манера, она, кажется, не признает "комиксоподобной" черно-белой морали, палитра, доступная ее мастерству гораздо богаче, тоньше и глубже, поэтому Джонни жалеть совершенно бессмысленно, да режиссер никогда и не позволил бы себе так грубо пришлепнуть зрителя бетонной плитой очевидности. Девочки в картинах Копполы всегда для воздуха и света, вот и у Джонни есть дочь, одиннадцатилетняя Клео, которая прекрасна, как все ускользающие хорошие вещи мира сразу. И пересказ сюжета "Где-то" выглядит сущим избыточным садомазохизмом, потому что происходящее между отцом и дочерью и даже кое-что из их мира выглядит, как неумелое и нелепое насилие школярской прозы над изысканной поэзией. Коппола заплетает очевидное с невероятным абсолютно без помощи всяких фокусов, чудес и вероломных приемов современности. Тем не менее, ее рассказы кажутся гениально выцветшими фотографиями из чужих семейных альбомов, которые уже через полтора часа кажутся твоими собственными воспоминаниями.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости