"Мы привезли вам мир!"

Одной из главный тем G20 стали "валютные войны". Лидеры стран обозначили решимость бороться с этими явлениями, но аналитики не склонны переоценивать вероятностьсерьезных изменений

Фото: Reuters

Сеул. 13 ноября. INTERFAX.RU - Последствия мировой рецессии еще далеко не исчерпаны, а на глобальной повестке дня уже появляются новые вопросы, не связанные напрямую с проблемами восстановления экономики. Одной из главных тем на саммите лидеров G20 в Сеуле были "валютные войны".

За последние недели только ленивый не высказался о том, насколько это вредное явление. И тем не менее формулировки, в которые облекут мировые лидеры свою приверженность валютному перемирию, волновали всех наблюдателей. Финальное коллективное высказывание на эту тему оказалось достаточно четким, и хотя от "перехода на личности" в итоговом коммюнике в последний момент отказались, решимость бороться с вредными явлениями обозначили.

Впрочем, далеко не всегда решимость предотвратить войну на словах гарантирует мир на деле. Если заявления "двадцатки" на тему курсообразования будут реализовываться на практике так же, как в разгар кризиса - декларации о категорическом отказе от протекционизма, то "валютный мир" будет недолгим.

Аналитики по традиции смотрят на решения "двадцатки" с изрядной долей скепсиса, ведь лидеры уже не раз демонстрировали способность быстро забывать о решениях глобальных саммитов, возвращаясь к решению сугубо внутренних проблем. Однако более эффективного инструмента, чем эти встречи, все равно нет и не предвидится, и уже сам факт, что основные проблемы верно идентифицируются и обсуждаются на высшем уровне, безусловно, позитивен, говорят эксперты.

Конкурентной девальвации – нет!

Лидеры стран G20 решили двигаться в направлении повышения гибкости валютных курсов, которые бы отражали основополагающие экономические принципы, а также договорились воздерживаться от конкурентной девальвации валют. Как говорится в коммюнике по итогам саммита, это предусматривает план действий, принятый главами стран "двадцатки" (полный текст итоговой декларации и других одобренных в Сеуле документов опубликован на ленте новостей "Интерфакса").

Страны планируют принять макроэкономические стратегии, в том числе идти по пути бюджетной консолидации, с тем, чтобы "обеспечить непрерывное восстановление и устойчивый рост и укрепить стабильность финансовых рынков, в частности, путем движения в направлении определяемых рынком систем валютных курсов".

Развитые экономики, в том числе страны с резервными валютами, будут внимательно следить за недопущением резких колебаний и беспорядочных изменений валютных курсов, отмечается в коммюнике. Эти действия помогут снизить риск излишней волатильности потоков капитала в странах с развивающейся экономикой.

Когда страны сталкиваются с чрезмерным бременем волатильности валютных курсов, ответные меры политики развивающихся стран, которые располагают надлежащими резервами и гибкие валютные курсы которых продолжают повышаться, могут включать тщательно разработанные макропруденциальные меры, считает "двадцатка".

"Хотя международная валютно-финансовая система оказалась устойчивой, факторы напряженности и уязвимости были очевидными. Мы приняли решение изучать пути дальнейшего совершенствования международной валютно-финансовой системы для обеспечения системной стабильности мировой экономики", - подчеркивается в Сеульском плане действий.

Россия удовлетворена, что в заключительный документ саммита записано положение, осуждающее искусственные девальвации национальных валют, сообщил журналистам помощник президента Аркадий Дворкович.

"Ряд лидеров упоминали, что односторонние действия по накачке денежной ликвидности могут привести к существенному повышению рисков, связанных с рынками капитала в растущих странах. Такие заявления были, но они не были чрезмерно эмоциональными, были достаточно спокойными и конструктивными", - сказал А.Дворкович.

Он отметил, что российская позиция, которая "в полной мере отражена в документах саммита", состоит в том, что в этой сфере действия должны осуществляться скоординировано, и необходимо избегать односторонних шагов, которые могут вызвать чрезмерные риски.

Прямая критика китайской политики слабого юаня из итогового документа были убраны, и этот вопрос будет рассматриваться министрами финансов G20 в первой половине будущего года, сообщил А.Дворкович.

Российский президент Дмитрий Медведев, комментируя итоги саммита, назвал его работу продуктивной и порадовал приверженцев валютного пацифизма фразой о явном снижении "военной угрозы".

"Очевидно, что нет абсолютной уверенности, что все проблемы раз и навсегда в этой сфере сняты, но, с другой стороны, государства, которые эмитируют валюты, очень крупные экономики, все-таки слышат друг друга и согласны в том, что недопустимо манипулировать своими национальными валютами для достижения краткосрочного результата, что должен быть баланс", - заявил Медведев на пресс-конференции в Сеуле.

"Я считаю, что угроза "войны валют" после саммита, как минимум, стала существенно ниже. И есть повод более оптимистично смотреть в будущее", - сказал он.

Лидеры G20 также договорились принять меры, способствующие уменьшению чрезмерных дисбалансов и сохранению на устойчивом уровне дисбалансов по счету текущих операций.

Однако, как и по итогам встреч министров финансов и глав центробанков "двадцатки" в Кенджу, в договоренностях глав G20 не нашли отражения конкретные предложения по введению ограничений предельного уровня профицита и дефицита отдельных стран во внешней торговле.

США и Южная Корея ранее предложили ввести такие ограничения на уровне 4% ВВП. Многие страны, в том числе и Россия, эту идею не поддержали.

Министры финансов и главы центробанков еще раз обсудят вопросы и доработанные предложения в ходе весенней встречи в 2011 году.

Эксперты считают, что договоренности по сокращению чрезмерных диспропорций и поддержанию текущего платежного баланса стран на приемлемом уровне уведут страны в сторону от "валютных" войн.

Так, директор Morgan Stanley по Азии Стивен Роуч полагает, что острота американо-китайского спора о стоимости юаня спадет, так как в соответствии с договоренностями, достигнутыми в Сеуле, на все страны "двадцатки" распространяются рекомендации по работе с дисбалансами и счетом текущих операций.

"Это гораздо более реальная альтернатива, чем пытаться решить многостороннюю проблему путем спора только о двух валютах", - сказал С.Роуч агентству Bloomberg.

США обвиняют Китай в искусственном занижении курса валюты. Некоторые европейские страны со своей стороны считают, что сам Вашингтон, постоянно увеличивая предложение денег, также манипулирует курсом своей валюты.

Too big to fail

В области регулирования финансового сектора лидеры G20 приняли три ключевых решения: одобрили предложения Базельского комитета о новых банковских стандартах капитала и ликвидности ("Базель III"), систему правил по уменьшению рисков деятельности системозначимых финансовых институтов, и решили совершенствовать надзор за теневой банковской системой.

Базельский комитет по итогам очередного заседания в сентябре рекомендовал банкам повысить долю капитала первого уровня в общем объеме минимально необходимого капитала до 6% с нынешних 4% от активов, взвешенных по риску, а также поднять долю акционерного капитала в капитале первого уровня до 4,5% с 2%.

Помимо этого от банков будет требоваться создание дополнительных специальных буферов капитала (резервного и антициклического) - по 2,5%. В итоге минимальный уровень достаточности капитала первого уровня возрастает с нынешних 4% до 6% (или до 8,5% с учетом требований к созданию дополнительного резерва). Минимально необходимый уровень общей достаточности капитала сохранится на уровне 8% от взвешенных по уровню риска активов банка, однако с учетом капитального буфера достигнет 10,5%.

Внедрение новых стандартов "Базеля III" начнется с 1 января 2013 года. Полностью они будут введены к 1 января 2019 года.

Президент РФ Дмитрий Медведев уверен, что российские банки выдержат "Базель III" и особых проблем в этом плане не ожидает.

Помимо этого, G20 рекомендовала Совету по финансовой стабильности совместно с другими международными органами, устанавливающими стандарты, разработать к середине 2011 года рекомендации по совершенствованию регулирования и надзора за теневой банковской системой.

Лидеры в одобренном плане своих действий отметили, что по завершению разработки новых стандартов для банков могут возникнуть пробелы в регулировании в отношении теневой банковской системы.

Лидеры G20 также рассмотрели вопрос снижения рисков, связанных с функционированием системно значимых финансовых институтов, а также вопросы, связанные с их банкротством (too big to fail - слишком большой, чтобы рухнуть). По мнению "двадцатки", "ни одна компания не должна считаться слишком большой или слишком сложной, чтобы обанкротиться", и налогоплательщики не должны нести затраты по ликвидации таких компаний.

Страны пришли к мнению, что системно значимые финансовые институты, особенно глобальные, должны иметь более широкий ряд инструментов для покрытия убытков в случае банкротства, прочную базовую инфраструктуру финансового рынка для уменьшения риска цепной реакции, связанного с банкротством отдельных компаний.

Кроме того, главы стран "двадцатки" решили продолжить работу по усилению финрегулирования и надзора в отношении хедж-фондов, внебиржевых производных инструментов и кредитных рейтинговых агентств.

БРИК умер, да здравствует БИРЮК?

Очевидный вывод, который можно сделать по итогам саммита G20: вес и популярность стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) устойчиво растет. Это стало поводом для энтузиазма российского президента, который видит будущее группы "в ярком свете".

Не последнюю роль в этом сыграли решения по перераспределению долей в Международном валютном фонде (МВФ). Так, Д.Медведев отметил, что БРИК вошли в десятку государств, имеющих наибольшее количество голосов в этой организации.

В целом было перераспределено более 6% квот. В результате Россия будет иметь квоту в 2,706% против 2,494%, Китай - почти 6,4% против менее 4%, Индия - 2,75% (2,4%), Бразилия - 2,3% (1,8%). Доля США снизится в результате перераспределения до 17,4% с нынешних 17,7%, Японии - до 6,46% с 6,56%, Германии - до 5,59% с 6,11%, Франции и Великобритании - до 4,23% с 4,5%. Уменьшаются также, исходя из доли этих стран в мировом ВВП, квоты некоторых нефтедобывающих государств - например, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Европейские страны потеряют два из нынешних 8 мест в совете директоров МВФ.

Окончательно процесс реформы завершится к 2012 году, на основании квот страны определят число голосов, которые имеет каждая из стран в МВФ. К январю 2013 года формула квот должна быть всесторонне пересмотрена с тем, чтобы она лучше отражала экономический вес стран, говорится в декларации G20.

Помимо увеличения веса в МВФ, порадовало БРИК также и желание нескольких стран присоединиться к группе. По словам российского президента, войти в группу хочет, в частности, ЮАР. Будет ли изменяться в связи с этим аббревиатура, пока не ясно, однако, как отметил Д.Медведев, все участники БРИК благосклонно смотрят на подобные обращения стран.

Молодцы, что поговорили

Аналитики по-прежнему не склонны переоценивать вероятность того, что после встречи G20 произойдут какие-либо качественные изменения в структуре мировой экономики. Но при этом они отмечают, что заявления глав государств "двадцатки" позитивны, и надеются, что когда-нибудь поднимаемые на саммите проблемы начнут решаться на практике, а не на словах.

"Это не первый саммит и, честно говоря, того воодушевления, которое было после первой встречи глав G20, вряд ли можно ожидать сейчас. Дело в том, как показывает небольшой опыт предыдущих саммитов "двадцатки", что на них делаются очень правильные заявления, однако на практике страны в первую очередь придерживаются своих интересов, которые иногда идут вразрез с принятыми решениями. Что касается реформирования международных институтов и повышения статуса МВФ, - направление правильное, но это вопрос многосторонних переговоров и, видимо, достаточно длительных, так как статус МВФ могут изменить только члены фонда, а не G20", - сказал "Интерфаксу" главный экономист банка "Открытие" Владимир Тихомиров.

Экономист ING Bank Дмитрий Полевой также полагает, что каждая из стран так или иначе продолжит преследовать собственные цели в экономической и валютной политике. Поэтому, по его мнению, главы государств согласятся с необходимостью устранения глобальных дисбалансов и недопустимости "валютных войн", но не более того. Различия стран настолько существенны, что вряд ли в этих условиях "универсальный" рецепт является решением проблемы дисбалансов и получит безусловное одобрение всех участников, подчеркнул эксперт.

Главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик тоже сдержанно оценивает итоги G20: "Ничего неожиданного мы не увидели. Были ожидаемые заявления об отказе от протекционистских мер, ожидаемые заявления относительно необходимости предотвращения "валютной войны". Все эти заявления были и раньше, но никаких новых механизмов или практических решений этих проблем опять принято не было".

Главный экономист HSBC Александр Морозов считает, что интересы стран, которые входят в G20, настолько разные, что рассчитывать на какой-то прорыв было сложно.

"Но, конечно, последняя встреча - это еще один шаг в правильном направлении. Проблемы идентифицируются правильно, и нужно пытаться в рамках диалога G20 нащупывать пути их решения. Безусловно, это потребует времени, но лучше что-то делать, чем ничего", - подчеркнул Морозов.

По словам главного экономиста инвесткомпании UniCredit Securities Владимира Осаковского, пока сложно представить, как саммит может повлиять на решение таких острых вопросов, как валютная политика Китая или программа количественного смягчения, принятая США.

"Эти вопросы находятся под юрисдикцией внутренних регуляторов, и повлиять ни их решения достаточно сложно. Не думаю, что по результатам саммита будут предприняты какие-либо радикальные меры по валютному регулированию, поэтому прямого эффекта на рынке я не ожидаю", - отметил аналитик.

Как полагает эксперт HSBC, отношения между Китаем и США после саммита G20 сохранятся на прежнем уровне.

"Курс юаня продолжит расти, но не теми темпами, которыми бы хотелось США. Скорее всего, Китай будет следовать в первую очередь своим интересам: недавнее ускорение инфляции дает основание полагать, что для того, чтобы снизить темпы ее роста, Китай будет более охотно идти на укрепление юаня", - сказал Морозов.

И все же аналитики считают, что идея проведения саммитов G20 правильная, и пока страны находятся только в начале пути.

"Саммит G20 подтвердил желание стран избежать кризиса и попытаться как-то сотрудничать. Насколько эффективным это сотрудничество будет, покажет время, так как пока есть большие сомнения относительно того, что после ноябрьской встречи мы увидим какие-то качественные изменения. Кроме того, я бы хотел отметить, что позитивным является то, что на саммите был поднят вопрос о борьбе с коррупцией. Многие страны предпринимают меры по борьбе с коррупцией в национальных масштабах, однако пробелом остается то, что существуют оффшорные зоны, международные каналы финансовых связей, через которые коррупционные сделки могут осуществляться без ведома национальных служб. Поэтому тесное взаимодействие стран G20 при борьбе с коррупцией, конечно, позитивно", - отметил Тихомиров.

Аналитик HSBC видит позитив в том, что на саммите не было такого, чтобы одна группа стран победила другую, чтобы кто-то "продавил" свои интересы.

"Думаю, после G20 появилось больше уверенности в том, что ситуация в отношениях между странами не будет накаляться и, скорее всего, они будут двигаться путем постепенного преодоления разногласий, а это, конечно, вселяет оптимизм", - добавил Морозов.

"Позитивным было то, что главы стран G20 достаточно четко выразили намерение отказаться от любых форм торгового протекционизма. Например, если бы США "надавили" на Китай с помощью протекционистских мер, это привело бы к ухудшению делового климата в мире. Тот факт, что на саммите были сделаны официальные заявления об отказе от протекционизма - позитивно", - подчеркнул Осаковский.

Новости