Пошлины - "национальный интерес"
Решение о повышении пошлин на нефтепродукты с 1 января может быть принято до конца года. При этом одновременно будет принято и решение о введении субсидий для российских нефтепереработчиков
Москва. 12 ноября. FINMARKET.RU - Доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов - национальный интерес России, признают госчиновники. Решение о повышении пошлин может быть принято в ближайшие недели.
Национальный интерес
Решение о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты может быть принято уже в декабре текущего года, сообщил журналистам статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. При этом он подчеркнул, что рассчитывает на повышение пошлины с 1 января 2011 года.
Говоря об уровне повышения пошлины, замминистра подчеркнул, что данный вопрос еще обсуждается, и цифры, которые он назвал ранее (85-90% от уровня пошлины на нефть), требуют еще дополнительных расчетов.
По словам С.Шаталова, 19 ноября в Санкт-Петербурге состоится Межгоссовет России, Белоруссии и Казахстана, в ходе которого будет обсуждаться и тема повышения пошлин. "Мы готовим соглашение о распределении экспортных пошлин и о порядке их взимания, мы ведем непростые переговоры с Белоруссией, по-видимому, придется принимать это решение на самом высоком политическом уровне" - сказал он.
По словам замминистра, как только это решение будет принято, "у нас появится новый горизонт понимания, и очень может быть, мы уже в декабре примем это решение".
С.Шаталов отметил, что вопрос повышения экспортных пошлин на нефтепродукты - это "наш национальный вопрос, и никто не посягает на наш суверенитет в принятии этих решений. И до конца декабря этого года у нас есть временной лаг (по принятию решения)".
Между тем, как отмечал ранее руководитель налогового департамента Минфина РФ Илья Трунин, Россия оставила за собой право повышения экспортных пошлин на нефтепродукты, "чтобы не было потом претензий". Но решение о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты не привязано жестко к 2011 году.
"Сроков нет, мы не связаны 2011 годом никак, поскольку это наше право (повысить пошлины на нефтепродукты), мы не обязаны им воспользоваться", - сообщил журналистам в среду И.Трунин, комментируя ход обсуждения данного вопроса.
Как отмечал чиновник, участниками Таможенного союза приняты пять принципов: "Взаимная торговля осуществляется без взимания экспортных пошлин, второй принцип - мы сохраняем свое право увеличить экспортную пошлину на нефтепродукты до вывозной пошлины на нефть, третий - Белоруссия не предпринимает дополнительных усилий, чтобы субсидировать свою нефтепереработку, четвертый - если мы примем решение о повышении пошлины на нефтепродукты до пошлины на нефть, мы вправе субсидировать свою нефтепереработку, пятый - Белоруссия взимает пошлины на нефть и нефтепродукты со всего объема экспорта из России и перечисляет в российский бюджет".
По словам главы департамента, поскольку первый и последний принципы императивны, то "сейчас работа ведется над тем, как технически Белоруссия будет платить России".
Поддержка своих
В настоящее время за счет удержания пошлин на нефтепродукты на низком уровне РФ оказывает косвенное субсидирование своей нефтепереработке. "Обсуждая этот вопрос, руководство страны пришло к выводу, что мы, возможно, хотели бы субсидировать российскую нефтепереработку, но в отношении нефтепереработки Белоруссии такого желания нет, однако, действуя в одном Таможенном союзе, мы не можем избирательно регулировать пошлины для российской и белорусской продукции", - говорил И.Трунин.
Кроме того он подчеркивал, что президент и премьер-министр РФ, говоря о поддержке российской нефтепереработки, говорили в первую очередь о глубокой переработке нефти, а не о первичной. "Но путем удержания пошлины на темные нефтепродукты на низком уровне эту задачу решить нельзя", - сказал он.
Как отметил Сергей Шаталов, в случае принятия решения о повышении пошлины одновременно с этим будет принято и решение о введении субсидий для российских нефтепереработчиков. "Видимо, да, какие-то субсидии из бюджета будут", - сказал он. По словам замминистра, в случае повышения пошлины Россия перестанет "давать дотацию Белоруссии, а это немало, это $2 млрд в год". Кроме того, увеличится и сумма, получаемая при сборе экспортной пошлины в целом с отрасли, что гораздо больше $2 млрд.
"В рамках переговоров по Таможенному союзу мы зарезервировали осуществление поддержки нефтяных компаний в качестве субсидий на модернизацию", - сказал он.
Однако, по словам С.Шаталова, пока еще не определен механизм предоставления таких субсидий. Он отметил, что к данному вопросу должны подключиться Минэнерго и Минпромторг. "Странно было бы, чтобы Минфин решал, кому осуществлять такую модернизацию (каким нефтепереработчикам), сколько это стоит и каким образом это делать", - заметил замминистра.
Ранее С.Шаталов сообщал, РФ также может воспользоваться механизмом экспортных пошлин на нефтепродукты для компенсации выпадающих от перехода в Единое экономическое пространство доходов с экспортных пошлин на нефть для Белоруссии.
В рамках компенсации потерянной экспортной пошлины при поставках нефти в Белоруссию Россия рассчитывает получать 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, вывозимых из этой страны. При этом, по одному из планов Минфина, эти средства могли пойти на компенсацию роста расходов российских нефтепереработчиков.
Задачка "корзины"
Новый уровень экспортных пошлин на нефтепродукты будет являться средним уровнем пошлины по корзине - по темным и светлым нефтепродуктам с сохранением дифференциации пошлины, отметил С.Шаталов. "А схлопывать ее сразу и отменять дифференциацию по темным и светлым - мы не сможем это сделать в один шаг, наверное, придется потратить несколько лет, прежде чем мы сведем это вместе. Это еще одна задача, которую нужно решить", - подчеркнул он.
И.Трунин также напоминал, что есть решение о постепенном выравнивании экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты, в соответствии с которым к 2013 году они должны сравняться.