"Кинотавр" становится вотчиной дебютантов

В этом году "Кинотавр" меняет облик: в программе – множество фильмов дебютантов, причем отмечается, что в их числе много странных картин

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Впервые в истории Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" большинство фильмов конкурсной программы сняты режиссерами-дебютантами. "Кинотавр" в этом году окончательно и бесповоротно стал главной выставкой-смотром лучших достижений отечественной киноиндустрии, на которой стремятся представить свои фильмы практически все российские режиссеры. А это, в свою очередь, означает, что канули в небытие те времена, когда в конкурсную программу фестиваля за неимением выбора брали любые более-менее приличные фильмы. В 2008 г. для участия в "Кинотавре" отобрали только "сливки" отечественного кинопроизводства.

"В этом году процесс отбора был значительно более сложным, потому что значительно обострилась конкуренция. Это очень хорошая новость. На 15 мест конкурсной программы мы выбирали из 130 фильмов", - сообщил журналистам председатель попечительского совета "Кинотавра" Александр Роднянский.

Между тем, по мнению программного директора "Кинотавра" Ситоры Алиевой, несмотря на значительный рост числа фильмов, снятых российскими режиссерами, их количество все еще не переросло в качество. "В большинстве своем – это примитивное телекино, снимающееся за небольшие деньги по очень простым схемам. Многие из этих картин изначально делались для телевидения", - сказала журналистам Алиева. Она отметила, что данная ситуация напрямую связана с приходом времени активных людей, которые могут убедить инвестора, что фильм, в который он вложит деньги, непременно получит главный приз на "Кинотавре", а затем завоюет призы в Венеции, Берлине и возьмет миллионы в прокате. В тоже время громадные суммы, вложенные в фильм, вовсе не гарантируют, что кинолента получится качественный и на нее пойдет зритель.

Так, в конкурсную программу "Кинотавра" не смогли пробиться несколько фильмов с бюджетом $2-3 млн, зато был прошел "Шультес" режиссера-дебютанта Бакура Бакурадзе, снятый всего за $650 тыс. и в последствии включенный в одну из программ Каннского кинофестиваля. Впрочем, подобная сумма, по оценке экспертов, минимально возможная цена для качественного кино. Верхняя граница бюджета фильма зависит только от щедрости инвестора и умения авторов идеи фильма продать свой проект.

Несмотря на то, что российские режиссеры не стремятся огласить полный бюджет своих фильмов, по мнению киносообщества, самая дорогая лента, представленная в конкурсе "Кинотавра", – это "Новая земля" режиссера Александра Мельника. По разным оценкам, производство этого фильма стоило от $10 до 12 млн, что является абсолютным российским рекордом себестоимости киноленты.

Изначально организаторы "Кинотавра" объявили, что в основой конкурс включено 15 фильмов - "Живи и помни" Александра Прошкина, "Баксы" Гуки Омаровой, "Девственность" Виталия Манского, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Нирвана" Игоря Волошина, "Новая земля" Александра Мельника, "Океан" Михаила Косырева-Нестерова, "Пленный" Алексея Учителя, "Плюс один" Оксаны Бычковой, "Скажи Лео" Леонида Рыбакова, "Старшая жена" Ивана Соловова, "Тот, кто гасит свет" Андрея Либенсона, "Четыре возраста любви" Сергея Мокрицкого, "Шультес" Бакура Бакурадзе и "Юрьев день" Кирилла Серебренникова. Однако на днях на официальном сайте кинофестиваля появилось короткое сообщение о том, что фильм "Старшая жена" "снят с конкурсной программы по техническим причинам".

Таким образом, в основном конкурсе будут "соревноваться" 14 картин – столько же, сколько и в прошлом году. Причем впервые в истории "Кинотавра" большинство фильмов конкурсной программы сняты режиссерами-дебютантами. "Впервые мы имеем в конкурсе девять картин молодых режиссеров. Шесть дебютантов с первыми картинами, три - со вторыми. А по международной практике второй фильм - это тоже дебют", - отметила программный директор "Кинотавра". "Такая ситуация сложилась впервые, она очень приятна для нас, и говорит о том, что в российском кино реально происходит смена поколений", - подчеркнула Алиева.

В тоже время она с большим сожалением сообщила, что в конкурс не был включен "один из лучших дебютов года" - фильм Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь", получивший две специальные премии на Каннском кинофестивале – премию жюри "Золотая кинокамера" и премию "Взгляд молодежи". Дело в том, что полнометражный дебют Гай Германики продюсировал Игорь Толстунов, генеральный продюсер "Кинотавра", который во избежание кривотолков волевым решением "закрыл" киноленте дорогу к призам подшефного кинофестиваля. Впрочем, "Все умрут, а я останусь" все же будет показан на "Кинотавре" - вне конкурса в специальной программе "Летняя эйфория".

Между тем, по оценке кинокритиков, в конкурс попали не просто лучшие, но очень разные и порой странные картины, в том числе документальная лента Виталия Манского "Девственность". "Мы специально старались представить работы неординарные, радикально не похожие друг на друга, даже спорящие между собой", - пояснила такой выбор программный директор "Кинотавра". "Задача главного национального фестиваля – показывать весь жанровый и стилевой спектр кинопродукции", - подчеркнула она.

Говоря об особенностях конкурса, Алиева сообщила, что в этом году впервые вниманию жюри будет предложено стразу три копродукции (фильмы, созданные совместно несколькими странами). Так, Михаил Косырев-Нестеров снял "Океан" при помощи партнеров с Кубы, Гуки Омарова снимала "Баксы" совместно с Казахстаном, а Алексей Учитель сделал "Пленного" совместно с Болгарией. "Я, например, в первый раз увидела на отборе большое количество копродукции. Это тоже тенденция….. И мне кажется, что это очень важно, потому что новая тенденция копродукции дает возможность взаимодействию наднациональных идей. Важно, что российские кинематографисты могут участвовать в таких мультинациональных проектах", - отметила программный директор кинофестиваля.

Она сообщила, что фильмом открытия "Кинотавра" станет конкурсная картина "Живи и помни", фильмом закрытия – "Да будет свет" Мартина Скорцезе. В этом году впервые фильм открытия станет участником основного конкурса, что является нормой мировой фестивальной практики. "Впервые "Кинотавр" открывается конкурсным фильмом - это важно. Для нас важно, что это картина Александра Прошкина "Живи и помни" - экранизация Распутина. Это принципиально важно. Это большое классическое кино с блестящими актерскими работами. И я думаю, что эта традиция (открывать "Кинотавр" фильмом из конкурсной программы кинофестиваля - ИФ) у нас приживется", - сообщила Алиева. И отметила, что помимо конкурсной программы игровых полнометражных фильмов на "Кинотавре" будет представлена конкурсная программа короткометражных фильмов "Кинотавр. Короткий метр", в которой будет соревноваться 21 игровой фильм.

Вместе с тем, на "Кинотавре" больше не будет отдельного конкурса документального кино. По мнению организаторов фестиваля, в настоящее время уровень отечественной документалистики настолько низок, что теряет всякий смысл выделять эти фильмы в отдельную программу национального фестиваля. Перестав обращать внимание на документалки, оргкомитет "Кинотавра" активно стал развивать сценарный питчинг - совершенно новую для российской киноиндустрии форму презентации проекта фильма с целью поиска партнеров.

Впервые сценарный питчинг прошел на "Кинотавре" в прошлом году и полностью оправдал себя. Из семи картин, представленных на "дебютном" питчинге, к настоящему времени четыре уже завершены. Фильм "Розыгрыш" продюсера Ольги Васильевой (режиссер Андрей Кудиненко) в мае выходит в прокат, "Парни с Марса" (режиссер Сергей Осипьян, продюсер Евгений Гиндилис) и "Обострение" (режиссер Борис Хлебников, продюсер Роман Борисевич) появятся на экранах к концу года. Картина "Четыре возраста любви" известного оператора и режиссера-дебютанта Сергея Мокрицкого, которую в прошлом году представляли продюсеры Ульяна Савельева и Наталья Мокрицкая, - вошла в конкурсную программу фестиваля "Кинотавр-2008".

На питчинг-2008, который пройдет в рамках "Кинотавра", было подано более 20 заявок от разных продюсерских компаний. Права представить свои проекты авторитетной профессиональной аудитории фестиваля добивались как новички кинобизнеса, так и опытные участники индустрии. В результате было отобрано восемь проектов, представляющих наибольший интерес как с коммерческой, так и художественной точки зрения. Так, на питчинге будет представлены проект "Обратная сторона Луны" режиссера Петра Точилина, проект "Новый Иерусалим" режиссера Игоря Порублева, проект "Я" режиссера Игоря Волошина, проект "Последний день" режиссера Алексея Попогребского, проект "Слон" режиссера Владимира Карабанова, проект "Лучшие друзья девушек" режиссера Елизаветы Соломиной, проект "Пробка" режиссера Александра Кота, а также проект "Тетрис", который представит продюсер Дмитрий Пищулин.

Кроме того, в этом году на "Кинотавр" приглашен профессиональный тренер - известный и опытный французский продюсер Жан-Люк Ормьер, который прочтет лекцию для всех желающих, в которой изложит суть питчинга и способы подготовки к нему. Далее Ормьер проведет индивидуальные сессии с каждым из участников питчинга, проанализирует проекты и предложит наиболее удачные варианты преподнесения фильмов публике.

Кроме питчинга в рамках фестиваля пройдут круглые столы "Актуальное кино - не снимать!", "Прокат для блокбастеров": есть ли альтернативы?", спецпоказы и внеконкурсные показы фильмов в рамках программ "Летняя Эйфория", "50 выбирают 50. Часть II", "Кино на площади" и новой программы "Кино, которое мы не заметили".

Несколько слов о призах. В этом году на "Кинотавре" появится новый приз - за операторскую работу. Всего на церемонии закрытия кинофестиваля будет вручено восемь призов в основном конкурсе: главный приз, призы за лучшую режиссуру, за лучший дебют, за лучшую женскую роль, за лучшую мужскую роль, за лучшую операторскую работу, приз им. Григория Горина за лучший сценарий и приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму. Кроме того, на церемонии открытия "Кинотавра" 7 июня режиссеру Алексею Герману будет вручен приз "За выдающийся художественный вклад в развитие российского кинематографического искусства", а 15 июня на церемонии закрытия президенту Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества ("Фонд Ролана Быкова") Армену Медведьеву вручат приз "За выдающейся вклад в развитие российского киноискусства и кино науки".

Обозреватель Олег Санников

Новости