Время опираться о платан

Программа "Красная река" наконец-то была сыграна в Москве, и мы получили возможность вновь убедиться в том, как профессионально может звучать "Аквариум"

Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU – Действительно, эта группа стала одним из эталонов приятного концертного представления, которое ежегодно обновляется, но остается привычным, не раздражает ничьих нервов, не давит излишне не мозги. Это шоу.

Для многих это достоинство, но для тех, кто помнит прежний "Аквариум", - это признак затяжного кризиса. Гребенщиков, кажется, нашел все, что искал, когда-то, и теперь не принципиально, где он это сделал – в Тибете или в питерских подвалах. Главное, что нечто важное завершилось, и писать стало, в общем, нечего. За последние лет восемь у Гребенщикова были удачные и неудачные песни, были оригинальные находки и лучащиеся юмором баллады, но не было тех не дающих спать откровений, ради которых мы ходим на концерты "Аквариума". Можно спьяну рвать на себе рубаху под "Я не могу больше пить" или орать хором "Стаканы", но от всего этого остается только ощущение пустоты. Страшное дело, но междутрековые реплики Гребенщикова, брошенные в полупустой зал "Крокус Сити Холла", воспринимаются даже острее и радостнее, чем его песни. Мир потерял в его лице талантливого конферансье. Ересь? Кто его знает. Но почему-то каждый раз, когда объявляется об исполнении на концерте "только что написанных" песен, становится не по себе. Потому что опять предвкушаешь, что будут слабые стихи под все тот же мотив, что и раньше, и как бы БГ ни хрипел, изображая эмоции, ничего у него не получится: что-то закончилось, наверное. В рамках "Красной реки" было сыграно три новых песни, и ни названий, ни даже хоть одной строчки оттуда вспомнить невозможно. Будто их нет.

При этом каждый концерт отыгрывается несколько старых гениальных работ, уровень исполнения которых вполне тождествен остроте восприятия. Вспоминаются и прошлые годы, и то чувство, которое было, когда услышал эти песни впервые, и даже сейчас они вторгаются в сознание, заставляют передумывать и перечувствовать свою жизнь. В такие моменты понимаешь, каким большим художником был этот человек и какое значение он имел даже не для одного поколения, а для нескольких, в том числе и подрастающего, которое открывает для себя его старые записи, услужливо разбросанные по интернету. Гребенщиков исполняет эти песни, вроде, так же, как и новые, но почему-то "Камни в холодной воде" или "На болотах Невы" звучат гораздо острее, точнее, чем все эти новые "хиты", похожие друг на друга, как пельмени. Вдруг ловишь себя на мысли, что пришел на концерт ради них, ради реинкарнированного "Поезда в огне" - главной "фишки" тура для большинства зрителей. Когда народ приходит, чтобы послушать старую песню, - в этом есть что-то нездоровое, какой-то неопределенный, но опасный диагноз. "Что нам делать с пьяным матросом?" - вопрошает в одной из новых баллад БГ. Тибет точно не поможет, а точного рецепта, наверное, нет. Посмотрим.

В музыкальном отношении программа стала значительно приятнее, чем она была в последние годы. Даже если не говорить о Брайане Финнегане, выдающем сольные номера на своей жестяной дудочке, - многие зрители пришли на концерт "Аквариума", чтобы послушать именно этого человека. Но есть две приятные тенденции, которые следует отметить. За счет замены ударных перкуссией и басами звучание группы стало более мягким и сложным, ритм уступает место мелодике, которая требует гораздо более высокого напряжения, но и получает благодарный отклик от аудитории. Постепенно из общей звуковой картины исчезает раздражавший в течение нескольких лет фальцетный синтезатор, зато сделано ударение на блюзовых композициях, где электронный звук практически отсутствует. Если этот акцент на акустику будет сохраняться, то хотя бы кризис звукового развития, который у "Аквариума" тоже давно наблюдался, будет преодолен. А вот смысл можно вернуть только мыслью.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости