Угольный Клондайк под Кызылом

Круг инвесторов, готовых взяться за освоение тувинских месторождений коксующихся углей, окончательно определился. НЛМК на данном этапе вышел из игры

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 ноября. FINMARKET.RU - Круг инвесторов, готовых взяться за освоение тувинских месторождений коксующихся углей, окончательно определился - во всяком случае, на ближайшее время.

К Енисейской промышленной компании Сергея Пугачева, с середины 2000-х годов осваивающей Элегестское месторождение, и к владеющей лицензией на Межегейское месторождение группе Evraz добавилась "Северсталь", осенью получившая право на разработку Центрального участка западной части Улуг-Хемского угольного бассейна. Evraz, в свою очередь, выиграл конкурс на вторую лицензию в Туве - на граничащий с Межегеем Восточный участок западной части.

Кому достанется третий - Западный - участок, пока не известно, но выбор невелик - заявки на участие в конкурсе, итоги которого будут подведены в начале декабря, подали все те же "Северсталь" и Evraz.

Опять не срослось

Таким образом, Новолипецкий металлургический комбинат, изначально казавшийся одним из основных претендентов на тувинские угли, на данном этапе вышел из игры. НЛМК - единственный из крупных российских метхолдингов, не имеющий собственных источников этого сырья, так что подача им сразу двух (от собственно НЛМК и от Стойленского ГОКа) заявок на первый из объявленных конкурсов - по Центральному участку - выглядела вполне естественно. Однако до финишной прямой в этом конкурсе дочка "Северстали" - ООО "УлугхемУголь" - дошла уже в одиночестве, а на два других участка НЛМК и вовсе не подавал заявок.

Отсутствие собственного угля - одно из потенциально слабых мест НЛМК, что особенно отчетливо проявилось в период резкого удорожания данного сырья в первой половине 2010 года, отмечает вице-президент и старший аналитик группы корпоративного финансирования агентства Moody‘s Лариса Лознова. Впрочем, даже с учетом необходимости закупать на стороне неуклонно дорожающий уголь, НЛМК с его самой высокой среди российских металлургов маржой (30% по итогам первого полугодия 2010 года) в проигрыше не останется, полагает руководитель управления сырьевых рынков и добывающих отраслей "ВТБ Капитала" Александр Пухаев.

Если Магнитогорский металлургический комбинат в свое время решил проблему с углем за счет покупки контроля в кузбасском "Белоне", то НЛМК явно намеревался идти другим путем - компания еще в 2005 году приобрела лицензию на Жерновское месторождение коксующегося угля (участок Жерновский-1 в Ерунаковском районе той же Кемеровской области). Будучи освоенным, месторождение может закрыть до 50% потребностей комбината в данном сырье. Из-за кризиса в 2008 году активность в этом направлении заметно стихла, однако летом 2010 года менеджмент НЛМК заявлял о намерениях все же закончить ТЭО освоения участка осенью и в случае его одобрения советом директоров приступить к строительству до конца года. В настоящий момент, по словам представителя компании, работа над проектом продолжается, конкретных ориентиров по срокам нет.

В то же время, в конце октября в СМИ появлялась неофициальная информация о том, что НЛМК ведет переговоры с "Промышленно-металлургическим холдингом" семьи Зубицких по поводу возможности сотрудничества при строительстве шахты имени С.Д.Тихова на участке "Никитинский-2" в Ленинск-Кузнецком районе Кузбасса. Официально ни одна из сторон факт переговоров не комментирует. Ранее сообщалось, что входящее в ПМХ ОАО "Кокс" намерено ввести предприятие в строй в августе 2013 года с выходом на проектную мощность в 2 млн тонн угля в 2014 году и за его счет полностью закрыть свои потребности в угле марки Ж.

Жирно не будет

Впечатляющие (свыше 1,5 млрд тонн) запасы разыгрываемых в этом году тувинских месторождений целиком представлены жирными углями той же ценной марки. Несмотря на то, что в целом большая часть (по данным Минприроды - почти 14 млрд тонн, или 66%) российских разведанных запасов коксующихся углей особо ценных марок приходится как раз на спекающиеся ГЖ и Ж, на рынке наблюдается хотя и меньший, чем в отношении коксующихся К и КЖ, но все же заметный дефицит этого типа сырья. Тот же НЛМК с начала года начал закупать необходимые для шихты качественные жирные угли в США, отмечает аналитик "Уралсиб Кэпитал" Николай Сосновский. По словам представителя комбината, за 2010 год НЛМК импортирует их около 600 тыс. тонн. Ситуация дополнительно осложнилась из-за остановки добычи на "Распадской" после майской аварии.

При всем богатстве недр перед российской угледобычей (как, впрочем, и перед многими другими добывающими секторами) с каждым годом все явственнее вырастает призрак исчерпания хороших запасов в освоенных районах и необходимость постепенно приниматься за месторождения, расположенные в более удаленных от цивилизации местах. На сегодняшний день лучшие из них - большие и при этом не самые сложные по горно-геологическим условиям - это как раз участки в Улуг-Хемском угольном бассейне, а также Эльгинское месторождение в Якутии, говорит директор горного департамента консалтинговой компании IMC Montan Сергей Никишичев. Неосвоенные пока участки с запасами коксующегося угля в инфраструктурно развитых Кузбассе или Коми не настолько масштабны и при этом зачастую сложны в отработке.

Дорожный вопрос

Участки Улуг-Хема и осваиваемое "Мечелом" Эльгинское месторождение с точки зрения инфраструктуры примерно одинаковы - что от Улуг-Хема до Транссиба, что от Эльги до БАМа предстоит проложить несколько сотен километров железной дороги. Однако будущая себестоимость добычи там сопоставима с хорошими шахтами Кузбасса - до $30 за тонну, - причем на Улуг-Хеме, где запасы предполагают подземную отработку, возможна очень высокопроизводительная добыча - в десятки тысяч тонн сырья в сутки из лавы, отмечает С.Никишичев. Для сравнения, себестоимость добычи сырья "Воркутаугля" составляет около $60 за тонну.

Сейчас ЕПК, добывающая пока на Элегестском месторождении примерно 30-40 тыс. тонн угля в месяц открытым способом, вывозит его грузовиками-углевозами. При этом в компании утверждают, что на операционном уровне проект себя окупает. "Мечел" (РТС: MTLR), который планирует начать добычу на Эльге в конце этого года, заявлял летом, что до окончания строительства ветки будет совмещать транспортировку железнодорожным и автотранспортом. Оценить затраты на логистику при такой схеме в компании затруднялись.

В 2011 году компания может добыть на Эльге около 1 млн тонн угля, а к 2013 году планируется выйти на уровень добычи около 9 млн тонн в год.

Теоретически автотранспортом реально вывозить до 4 млн тонн угля в год, отмечает С.Никишичев из IMC Montan.

Если "Мечел" строит свою железнодорожную ветку Улак-Эльга стоимостью около $1,3 млрд в одиночестве (сейчас ориентировочный срок завершения работ заявлен на декабрь 2011 года), то ведущий к Улуг-Хемским месторождениям отрезок Кызыл-Курагино недропользователи будут строить коллективно и при участии государства. ЕПК, Evraz и "Северсталь" с участием Росжелдора, Минрегиона и администрации Тувы в конце октября подписали меморандум о создании специального консорциума. Как заявлял журналистам глава Минрегиона Виктор Басаргин, государственные инвестиции в проект превысят 49 млрд рублей, частные инвесторы вложат около 81 млрд рублей.

Проектная мощность первой очереди дороги, которую планируется запустить в 2014 году, составляет 15 млн тонн грузов в год. Что касается ожидаемых объемов добычи, то основанный на полноценном ТЭО бизнес-план пока есть только у ЕПК. Как рассказывал "Интерфаксу" гендиректор "Объединенной промышленной корпорации" Игорь Серов, начало масштабной подземной добычи на месторождении намечено на 2012-2013 годы в объеме около 3 млн тонн в год с постепенным выходом на уровень в 15-18,5 млн тонн ко времени завершения строительства железной дороги (может занять 4-5 лет).

Evraz актуальных планов ни по Межегею, ни по Восточному участку пока не раскрывает. В 2008 году, когда группа в первый раз выигрывала аукцион на право разработки Межегея (после начала кризиса Evraz отказался от приобретения лицензии и в 2010 году выиграл ее по новой, сэкономив в результате почти 16 млрд рублей) сообщалось, что проектная мощность горно-обогатительного предприятия на Межегее может составить 8,4 млн тонн угольного концентрата в год. "Северсталь" предварительно оценивает возможные объемы добычи на Центральном участке в 11 млн тонн в год, подчеркивая, что эта величина может быть существенно скорректирована в ходе подготовки окончательного проекта.

Опрошенные "Интерфаксом" эксперты отмечают, что увеличение числа инвесторов в Улуг-Хем существенно повышает шансы на успешное строительство железной дороги. Однако при этом, по их мнению, реальные планы по добыче на конкретных участках, скорее всего, будут пересмотрены вниз от заявленных сейчас максимумов из-за ограничений, накладываемых инфраструктурой и емкостью рынка. К тому же строительство подъездного пути Кызыл-Курагино не решает существующих уже сейчас проблем с перегруженностью Транссиба и экспортных портовых мощностей, напоминает аналитик Альфа-банка Сергей Кривохижин.

Самим не надо?

В самой России в ближайшие годы существенного роста спроса на коксующийся уголь ждать не приходится, указывает А.Пухаев из "ВТБ Капитала" - сейчас в стране строится только одна новая крупная доменная печь, на НЛМК. При этом постепенное внедрение технологии пылеугольного вдувания (PCI, pulverized coal injection) на существующих мощностях постепенно снижает расход коксующегося угля за счет использования пылевидного энергетического.

Впрочем, основная масса заявленных на Улуг-Хеме проектов выйдут на промышленную добычу заметно позже 2017 года. Текущие правительственные прогнозы предполагают, что потребление углей для коксования в стране в ближайшие 10 лет останется в диапазоне от 39 до 45 млн тонн в год. Таким образом, в случае сохранения существующего расклада сил в ближайшие десятилетия в качестве основных претендентов на тувинские и якутские угли можно рассматривать только азиатские страны (в Европе производится преимущественно электросталь). В частности, адресатами экспортных потоков из Тувы могут стать Япония, Корея, Индия, Китай. "Количество новых проектов в сегменте коксующегося угля на мировом рынке очень ограничено, и Россия может стать одним из крупнейших игроков в данном секторе на горизонте 5-7 лет", - полагает аналитик "Ренессанс Капитала" Борис Красноженов.

Что же касается российских потребителей, то, учитывая дефицитность марки Ж, возить ее из Тувы будет все равно дешевле, чем, например, импортировать из США, да и для новокузнецких металлургических предприятий группы Evraz Улуг-Хем с точки зрения логистики расположен удобно, отмечает Б.Красноженов. Конечно, учитывая расстояние в 800 км, это отнюдь не так удобно, как юг Кузбасса, но запасы действующих шахт "Южкузбассугля" неуклонно истощаются, а распределяемые участки в регионе уже не позволяют рассчитывать на сверхвысокую производительность.

Груз по $200

Сейчас мировые референсные цены на австралийский коксующийся уголь твердых марок составляют немногим более $200 за тонну. В "ВТБ Капитале" прогнозируют, что в 2011 году средние цены составят около $250 за тонну, а в 2012-2016 годах не опустятся ниже $300 за тонну. Свои ожидания аналитики банка объясняют высоким риском дефицита физического предложения сырья на фоне роста спроса на сталь со стороны Китая, власти которого планируют увеличивать инвестиции в развитие сельской инфраструктуры и строительство социального жилья.

В то же время на протяжении последних нескольких месяцев производство стали в КНР пусть незначительно, но снижается, напоминает Н.Сосновский из "Уралсиб Кэпитал" - правительство проводит политику сдерживания роста и сокращения энергоемкости промышленности, закрывая чересчур прожорливые устаревшие сталелитейные мощности. "Ситуация неоднозначная - непонятно, куда качнется маятник, - говорит аналитик. - То ли эти остановленные мощности за счет снижения спроса надавят на сырьевые цены, то ли, если спрос на сталь в Китае пойдет вверх, цены на нее пойдут вверх и потянут за собой сырье. Да, процесс восстановления идет, спрос понемножку будет расти, но какого-то бурного роста цен мы не прогнозируем". На фоне незначительного удорожания коксующегося угля в IV квартале в следующем году мировые цены на него могут вырасти на 15-20%, российские - примерно на 15% (до $140-170 за тонну в зависимости от марки против нынешних $130-150), полагают в "Уралсиб Кэпитал".

Объем капзатрат, необходимых для освоения Элегеста и Межегея, в Альфа-банке оценивают примерно в $1,5 млрд на каждое месторождение - без учета расходов на железную дорогу, распределение которых по инвесторам пока не определено.

При нынешней ценовой конъюнктуре - свыше $200 за тонну на экспорт - проекты вполне имеют право на существование, полагает Н.Сосновский. "Когда уголь стоил $150 за тонну на экспорт и $50 за тонну в России, естественно, все эти проекты были убыточными, - говорит аналитик "Уралсиб Кэпитал". - При нынешних ценах и прогнозах их дальнейшего роста хотя бы в ближайший год на 10-15% экономика проектов выглядит довольно приемлемой. Конечно, миллиардные вложения в инфраструктуру - $3-4 млрд на одну только железную дорогу в Туве - это, конечно, многовато. Но если там действительно будут такие крупные проекты, инфраструктура будет строиться совместными усилиями, а спрос на сталь и базовые металлы со стороны Китая и других развивающихся рынков продолжит укрепляться, то вложенные в 2015 году миллиарды окупятся после выхода проектов на полную мощность - а это где-то 2020-е годы".

В менее официальных беседах, впрочем, многие собеседники "Интерфакса" констатировали, что на бумаге - а именно на ней сейчас существуют все тувинские проекты, за исключением Элегеста - в отношении планов на 2017-2020 годы можно "рисовать" что угодно, Благо на ближайшие годы существенных инвестиций в новые проекты все равно не предвидится. В реальности же никто не знает, что будет с рынком хотя бы в конце 2011 года - а события двухлетней давности наглядно продемонстрировали, что цены на сырье умеют падать еще более стремительно, чем взлетать.

Новости