L‘Avtovaz?!

Правительство РФ дает добро Renault-Nissan на увеличение доли альянса в ОАО "АвтоВАЗ". Реализация переговорных конструкций в конечном счете может иметь простой и ясный результат - Renault-Nissan станет его крупнейшим акционером

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU - Флагман российского автопрома, построенный несколько десятилетий назад при активном участии Fiat, в скором будущем может оказаться частью другого глобального концерна - Renault-Nissan.

В разгар кризиса, когда "АвтоВАЗ" казался скорее мертвым, чем живым, российскую инвестицию Renault вполне можно было счесть грубым стратегическим просчетом. Однако авторынок постепенно пришел в себя, и "АвтоВАЗ", получив господдержку и прямую, и косвенную - через стимулирование замены старых автомобилей - оказался на гребне волны. Так что сейчас правительственное благословение на увеличение пакета Renault а "АвтоВАЗе" выглядит уже как бонус за крепкие нервы.

Продаем или меняемся

Французский автомобилестроительный концерн Renault подписал соглашение о покупке 25%+1 акции "АвтоВАЗа" у инвесткомпании "Тройка Диалог" и ФГУП "Рособоронэкспорт" за $1 млрд в феврале 2008 года, на докризисном пике фондового рынка. Вся компания, с учетом заложенной в договор опции отложенного платежа, была оценена в сумму, близкую к $5 млрд. Сейчас рыночная капитализация "АвтоВАЗа", несмотря на быстрый рост котировок в последние месяцы, не дотягивает и до $2 млрд.

Трем крупнейшим акционерам "АвтоВАЗа" - Renault, "Тройке" и госкорпорации "Ростехнологии" (создана на базе активов "Рособоронэкспорта") - принадлежит по 25% + 1 акция "АвтоВАЗа". Однако скоро конструкция изменится: акционеры "АвтоВАЗа" в сентябре одобрили допэмиссию, после первого этапа которой доля "Ростехнологий" вырастет до 29% уставного капитала (36% обыкновенных акций), после второго - до 40% (36%).

"Тройка" в "АвтоВАЗе" - классический пример портфельного инвестора, который поневоле стал стратегическим. По первоначальному плану, предусматривавшему IPO "АвтоВАЗа" на LSE осенью 2008 года, "Тройки" не должно было быть в составе акционеров предприятия уже давно. Однако в кризис "АвтоВАЗу" стало, мягко говоря, не до Лондона.

В начале октября глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов заявил, что "Тройка" готова свой пакет в "АвтоВАЗе" обменять - на пакет акций либо Renault, либо Nissan. "Renault вряд ли согласится, а Nissan, в принципе, пододвигается к этому", - сказал тогда он.

Речь идет об акциях Nissan, принадлежащих Renault, пояснял "Интерфаксу" управляющий директор "Тройки" Сергей Скворцов. "Ведется обсуждение идеи на концептуальном уровне с Renault и французским правительством об обмене акций "АвтоВАЗа" на акции Renault, принадлежащие самому Renault (у них есть казначейские акции), или на акции Nissan, принадлежащие Renault, или деньгами, также обсуждается возможность обмена на другие активы или комбинация того и другого. Кроме того, есть вариант обмена акций "АвтоВАЗа" на акции Renault, принадлежащие французскому правительству", - сказал С.Скворцов.

"Мы заинтересованы в том, чтобы "АвтоВАЗ" стал полноправным членом альянса Renault-Nissan. Для того, чтобы этому способствовать, мы готовы привлечь Nissan, если он пока не готов быть прямым акционером, то к каким-то другим формам сотрудничества. Я думаю, что наличие у нас акций Nissan будет этому способствовать. Самое главное - это вовлечение Nissan. Мы пытаемся тем или иным способом это инициировать - привлечь Nissan в Россию, а "АвтоВАЗ" - в этот альянс", - отметил С.Скворцов.

Впервые вариант с обменом акций "АвтоВАЗа" возник в публичной плоскости в июне этого года. Тогда премьер Владимир Путин заявил, что РФ готова обменяться акциями с французским правительством, которое владеет 15% Renault (столько же у Nissan).

"Если есть необходимость, желание расширить свой (Renault - ИФ) пакет (в "АвтоВАЗе" - ИФ), мы готовы и к этому. В том числе даже и готовы обменяться определенными пакетами и с правительством Франции, которое там сидит на небольшом проценте в самом Renault, мы это обсуждали совсем недавно. Это была бы любопытная, мощная кооперация", - сказал премьер.

Впрочем, этот вариант, как признавал тогда С.Чемезов, крайне "сырой" и всерьез пока не обсуждался.

Незадолго до поездки главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона в Москву С.Чемезов сообщил, что "Ростехнологии" могут продать 4% акций "АвтоВАЗа" Nissan после первого этапа допэмиссии акций российского автозавода.

"Часть мы, может быть, продадим: 4% погоды не сделают. У нас 29% (будет по итогам I этапа допэмиссии - ИФ), 25% себе оставим", - заявил С.Чемезов. Одновременно он подтвердил, что "Тройка Диалог" ведет переговоры с Renault-Nissan о продаже части своего пакета акций "АвтоВАЗа".

Половина "АвтоВАЗа"

Реализация запутанных переговорных конструкций, возведенных вокруг "АвтоВАЗа", в конечном счете может иметь простой и ясный результат - Renault-Nissan станет его крупнейшим акционером.

Как сообщил журналистам во вторник К.Гон, российский премьер санкционировал увеличение доли Renault-Nissan в "АвтоВАЗе" до 50%.

"Премьер-министр сообщил нам, что он согласен, чтобы доля Renault-Nissan в капитале "АвтоВАЗа" могла увеличиться вплоть до 50%", - сказал он. "Для Renault-Nissan это абсолютно логично, и мы понимаем это предложение. Мы с удовольствием рассмотрим эту возможность", - добавил К.Гон.

"Это партнерство развивается хорошим ритмом, и результаты обнадеживает", - сказал он.

"Мы позитивно отнеслись (к возможности увеличения доли - ИФ) и сказали, что изучим эту возможность совместно с другими акционерами "АвтоВАЗа" - "Ростехнологиями" и "Тройкой Диалог", - сообщил глава Renault-Nissan.

К.Гон отметил, что В.Путин, согласовавший в свое время приобретение 25%+1 акции "АвтоВАЗа", "хотел посмотреть, как будут развиваться эти взаимоотношения между командой Renault-Nissan и "АвтоВАЗом". Теперь, по словам К.Гона, "благодаря руководству господина Комарова (возглавил "АвтоВАЗ" летом 2009 года - ИФ) команда Renault-Nissan замечательно совместно работает на базе "АвтоВАЗа".

"Плоды этого партнерства уже есть - конечно, с поддержкой правительства. И поэтому мне понятно предложение премьер-министра, потому что он увидел плоды этого союза", - сказал глава Renault-Nissan.

Отвечая на вопрос, как "Ростехнологии" относятся к возможному увеличению доли Renault-Nissan в "АвтоВАЗе", С.Чемезов сказал: "Я считаю, что "Ростехнологиям" нет смысла держать более 25%". "Если они (Renault-Nissan) выскажут такое намерение, то мы его поддержим", - сказал он.

На "Калине" – в светлое будущее

Кризис в российской автомобильной промышленности остается позади, констатировал К.Гон на встрече с В.Путиным. "Его удалось преодолеть благодаря вашей поддержке "АвтоВАЗа" и автопрома в целом. Мы отдаем должное тем финансовым мерам, которые были предприняты вашим правительством для восстановления спроса", - сказал глава Renault-Nissan. Он добавил, что после совершенного премьером автопробега на машине Lada Kalina, "спрос на "Калину" возрос до того, что людям приходится ждать".

К 2014 году Renault-Nissan совместно с "АвтоВАЗом" планирует увеличить продажи автомобилей в РФ до 1,6 млн в год (для сравнения - за 9 месяцев 2010 года продано менее 500 тыс. машин). Только такой внушительный объем позволит франко-японо-российскому альянсу удержать свою суммарную 40%-ную долю на растущем российском рынке, продажи на котором через 4 года перевалят за 4 млн автомобилей в год, сказал К.Гон.

Он также сообщил, что Renault-Nissan планирует использовать платформу Lada Kalina для сборки автомобилей Renault и Nissan. "Платформа Lada Kalina будет использоваться не только для "Лады", но и для производства Renault и Nissan. И наоборот, платформы Logan и Nissan будут использоваться для производства "Лады", - рассказал он премьеру.

При этом Renault-Nissan не забывает и о собственных российских предприятиях - у альянса есть планы наращивать мощности не только на Тольяттинском автозаводе, но и на заводе Nissan в Санкт-Петербурге, а также на московском "Автофрамосе", сообщил К.Гон.

Новости