Захарова идет через Россию
Актриса Наталья Захарова, уже много лет ведущая борьбу с французским правосудием из-за отнятых у нее родительских прав, заявила, что российский суд принял ее сторону
Москва. 26 октября. INTERFAX.RU - Лишение родительских прав российской актрисы Натальи Захаровой в 1999 г. стал, пожалуй, первым случаем в длинной к нынешнему моменту череде семейных трагедий россиянок, лишенных детей ювенальной юстицией западных стран. Сегодня Захарова заявила "Интерфаксу", что российский суд вернул ей отнятые французским правосудием права на воспитание дочери от гражданина Франции. Между тем, по мнению некоторых экспертов, надежды актрисы на справедливость могут сбыться не раньше июня 2013 года, когда ее дочери Марии исполнится восемнадцать и она сама сможет распорядиться своей судьбой.
"Российский суд вернул мне мои родительские права, противозаконно отнятые французским судом", - сообщила Захарова "Интерфаксу". По ее словам, в начале ноября в Россию приедет делегация Минюста Франции. Захарова рассчитывает на встречу с главой ведомства. "Минюст Франции воспринимает возвращение дочери ко мне как национальное поражение. По международным стандартам любое иностранное государство должно уважать решение российского суда", - добавила она. Захарова добавила, что ее видеообращения в Интернете к властям Франции пока остаются не услышанными.
Ранее актриса сообщила, что ее дочь Мария находится в колонии для подростков. По словам Захаровой, эту информацию она узнала из разговора с чиновниками Минюста Франции. Она добавила, что любые контакты с дочерью ей запрещены, в том числе телефонные переговоры. По словам Захаровой, во Франции она стала объектом уголовного преследования. "Во Франции было сфабриковано уголовное дело против меня, будто я подожгла коридор квартиры моего бывшего мужа, хотя в судебном решении написано, что я адреса не знала и никто меня там никогда не видел, войти туда невозможно, там специальный ключ и видеокамеры. Я была приговорена к трем годам тюремного заключения. После получения решения, в тот же день я уехала в Россию, чтобы бороться за дочь", - сказала актриса.
Актриса Захарова состояла в браке с гражданином Франции Патриком Уари с 1994 г., в 1996 г. супруги развелись. После развода в соответствии с решением суда дочь Мария осталась с матерью, а Уари получил возможность посещать ребенка и забирать его к себе на выходные и раз в год - на два месяца. После очередного пребывания девочки у отца, которое длилось в течение месяца, Захарова заявила, что дочь вернулась с синяками и в состоянии эмоционального потрясения. В 1998 г. суд по правам детей вынес решение, в соответствии с которым опасения Захаровой нашли подтверждение - с девочкой жестоко обращались. В результате суд принял решение забрать ребенка и у отца, и у матери. Марию отправили в приют, а в 1999 г. передали в приемную семью.
Многочисленные апелляции Захаровой и ее адвокатов в различные судебные инстанции Франции, демарши посольства РФ в Париже, МИД России, личные обращения министра юстиции, президента РФ к официальным лицам Франции, в том числе к президенту Жаку Шираку, с просьбой оказать содействие в возвращении дочери матери результатов не давали.
В июне 2001 г. российский МИД обвинил французскую Фемиду в предвзятом отношении к делу Захаровой. Особое внимание было обращено при этом на необъективную позицию лично судьи Сильвиан Ольтц-Десез, ведущей дело Захаровой. "В то время как отец без каких-либо ограничений может встречаться со своей дочерью, - говорится в сообщении, - российской гражданке в этом систематически отказывают под различными надуманными предлогами". "Дело дошло до того, что Н.Захаровой было отказано взять Машу в день ее рождения 19 июня, когда маленькой россиянке исполнится 6 лет. Одновременно ведется целенаправленная "работа" по вытравливанию из Маши всего русского, ее фактическому отторжению от матери. Безусловно, эти действия вызывают у любого нормального человека чувство протеста и возмущения", - указывал МИД РФ.
В конце июня того же года дипломатические источники в Москве заявляли о намерении поднять вопрос во время июльского визита президента Франции Жака Ширака в РФ. Собеседники агентства подчеркивали, что "в поведении французского суда в отношении Натальи и Маши Захаровых проявляется откровенное русофобство". "Мать борется за каждую встречу с девочкой, которые разрешают проводить исключительно в приюте и только на французском языке. У девочки пытаются искоренить все русское, ей не разрешили носить православный крест и читать книги на русском языке", - отмечали диписточники. Судья Сильвиа Ольт-Десез "ведет себя садистски по отношению к девочке и к ее матери", - заявляли собеседники "Интерфакса".
В 2007 г. Захарова была лишена родительских прав, такое решение подтвердили две французские судебные инстанции. Попытки добиться пересмотра дела Захаровой неоднократно предпринимались и после этого на самом высоком уровне. В декабре прошлого года тогдашний детский омбудсмен Алексей Головань обращался к президенту РФ с просьбой помочь разрешить ситуацию. По мнению Голованя, в случае с Захаровой нарушены две статьи Конвенции ООН по правам ребенка: во-первых, положение о том, что малолетние дети только в исключительных случаях могут быть разлучены с родителями, причем это происходит исключительно в интересах ребенка, во-вторых, статья о том, что соответствующие службы должны обеспечивать принцип наилучших интересов ребенка. "Нахождение девочки в интернате - не лучшее обеспечение ее интересов", - отмечал омбудсмен.
О ситуации с Захаровой знают в аппарате нынешнего уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. В июле нынешнего года российская делегация во главе с Астаховым вела переговоры во Франции о перспективах создания Консультативной комиссии по семейным делам. Необходимость заключения такого соглашения в аппарате детского омбудсмена объясняли важностью досудебного урегулирования споров, связанных с детьми в российско-французских семьях. Сейчас в Министерстве юстиции Франции находятся более 40 дел по спорам, связанным с воспитанием детей с участием российских и французских граждан, требующих оперативного рассмотрения и разрешения.
Наряду с историей Натальи Захаровой наиболее известен случай россиянки Ирины Беленькой, которая была задержана в марте 2009 г. вместе со своей дочерью Элизой, имеющей российское и французское гражданство, при попытке пересечь венгерско-украинскую границу. Во Франции Беленькая обвиняется в похищении собственной дочери у своего мужа, гражданина этой страны Жана-Мишеля Андре. Защита россиянки хочет добиться закрытия уголовного дела. 27 мая 2009 г. Беленькая была экстрадирована во Францию. В тот же день Беленькая была освобождена из-под стражи по решению французского суда. Одновременно суд запретил ей в радиусе 50 км приближаться к дому Андре.
Обозреватель Владимир Шишлин