Трудный поиск компромиссов
На встреча финансовой "двадцатки", которая состоится в Южной Корее 22-23 октября, министры финансов и главы ЦБ стран G20 будут искать компромиссы по вопросам курсовой политики и реформы МВФ
Москва. 21 октября. ИНТЕРФАКС-АФИ - Встреча министров финансов и глав центробанков стран G20 в городе Кенджу (Южная Корея) 22-23 октября должна если не окончательно решить, то хотя бы сблизить позиции стран-участниц по двум ключевым вопросам - курсовая политика и реформа Международного валютного фонда (МВФ). Это последний рубеж перед ноябрьским саммитом G20 в Сеуле, где лидеры должны утвердить согласованные решения по этим двум вопросам.
Именно от способности финансовой "двадцатки" найти компромисс по перераспределению голосов в МВФ зависит то, насколько успешным будет общение глав государств в Сеуле. Однако до сих пор развитым странам и странам с формирующимися рынками не удалось сблизить свои позиции ни в этом вопросе, ни в вопросе курсовых политик. На последней встрече в рамках осенней сессии МВФ и Всемирного банка (ВБ) каждый остался при своем мнении.
Повестка встречи финансовой G20 будет стандартной, помимо реформы МВФ и валютной политики главы финансовых ведомств и центробанков обсудят регулирование и состояние мировой экономики, рассказал агентству "Интерфакс" источник в российской делегации.
Перераспределение МВФ
Принятие решения по перераспределению голосов в МВФ в пользу недопредставленных в фонде emerging markets затягивается, это признают практически все участники процесса, однако первый шаг к компромиссу пока ни европейские страны, которые и должны отдать часть голосов, ни страны с развивающимися рынками не делают. Между тем отступать становится уже некуда, и дискуссия в Кенджу предстоит непростая, считает источник.
"На данный момент не очевидно, какие будут результаты, потому что пока мы еще далеки от консенсуса по ряду вопросов, в том числе и по реформе МВФ. Пока страны находятся на тех же позициях, что и две недели назад в Вашингтоне (на осенней сессии МВФ и ВБ)", - отмечает собеседник агентства.
"Безусловно, будет предпринята попытка достичь каких-то договоренностей, потому что это, фактически, будет последнее мероприятие перед саммитом (. . .) и уже возможности для проведения каких-то дополнительных переговоров практически не остается", - считает он.
У G20 есть понимание, что уже нужно пытаться фиксировать какую-то согласованную позицию, так как "если не будут достигнуты договоренности по реформе МВФ и они не будут четко зафиксированы, то в значительной степени саммит в Сеуле будет считаться неудавшимся", подчеркнул собеседник агентства.
В связи с этим Южная Корея, как председатель G20 в 2010 году, прилагает все усилия в попытке уговорить страны пойти на компромисс, говорит он. В то же время пока сохраняются договоренности, достигнутые в Вашингтоне. По итогам осенней сессии МВФ в начале октября страны с развивающимися рынками, в том числе страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) отметили, что не намерены сдавать свои позиции, и настаивают на перераспределении ранее установленной доли в 5% голосов. Европейские же страны настаивают на сокращении доли голосов, которые должны перейти от них emerging markets, и предлагают часть голосов передать от более представленных развивающихся стран менее представленным.
Источник также рассказал, что рабочая группа G20 по реформе МВФ подготовила итоговый доклад, который будет представлен к встрече министров финансов группы двадцати. Этот документ также не дает никакой согласованной позиции стран. "Доклад, по сути, состоит из позиций разных стран по вопросам реформы. Пока ни по одному вопросу какого-то окончательного консенсусного решения, которое бы всех устроило, не зафиксировано", - отметил он.
Оценивая вероятность того, что странам удастся придти к согласованному решению, собеседник агентства отметил, что пока это сложно предсказать "еще и в силу того, что на данный момент нет проекта коммюнике". "Это, прямо скажем, случай из ряда вон - когда на момент отъезда к месту встречи его нет. Пока корейская сторона его не представила, и есть основания думать, что это не в последнюю очередь связано с тем, что нет ясности и четкого понимания того, на чем мы все-таки сойдемся и договоримся", - полагает он.
"Валютные войны" или локальный конфликт
Есть ли на самом деле "валютные войны" или это лишь локальный конфликт двух государств, какой курсовой политики нужно придерживаться странам с развивающимися рынками и от чего стоит воздержаться развитым, чтобы не мешать глобальному росту экономики - эта тема активно обсуждается финансовым сообществом последние недели. Однако пока звучат замечания отдельных стран друг другу, общую же позицию, которую бы приняли большинство государств, сообщество так и не выработало.
Продолжится эта дискуссия и в Кенджу, где участникам предстоит принять рамочное соглашение по обеспечению стабильного, устойчивого роста мировой экономики, в котором предположительно должны быть даны рекомендации странам в части их курсовых политик.
Основная дискуссия разворачивается между США и Китаем, однако и остальные страны не остаются в стороне. Япония на днях призвала Южную Корею и Китай к ответственным действиям на валютном рынке, осудив принудительное ослабление их национальных валют. Народный банк Китая, в свою очередь, 19 октября неожиданно поднял базовые процентные ставки на 0,25 процентного пункта, чтобы сдержать ускорение инфляции и предотвратить перегрев экономики. Все это не вносит ясности в то, чем завершится обсуждение этой темы в Кенджу.
"Не ясны до конца результаты по рамочному соглашению G20, поскольку спор в первую очередь между США и Китаем по поводу проводимой курсовой политики, по поводу занижения-завышения курса национальных валют, продолжается, и пока каждая из сторон занимает диаметрально противоположную позицию. Сложно предсказать, на базе какого консенсуса будет зафиксировано итоговое заявление", - рассказал представитель российской делегации.
"Пока есть основания думать, что это будет спорным вопросом в части того, кому какую политику проводить, кто должен первый со своей стороны идти навстречу - emerging markets (должны укреплять свои валюты) или developed countries должны начинать проводить консолидацию и структурные реформы, либо одновременно, что более логично. Эти моменты пока не урегулированы, и здесь возможны дискуссии", - сказал он.
По мнению собеседника агентства, несмотря на то, что спор идет в основном между США и Китаем, все-таки вопрос курсовой политики нельзя сводить к противостоянию двух-трех стран. "Здесь вопрос неоднозначный. Достаточно привести такой факт, что весной, когда происходило определенное снижение курса евро, ЕС особо не активизировал дискуссию по курсовой политике Китая, и больше США выступали застрельщиками. Сейчас в обратных условиях европейцы очень активно присоединились к американцам", - отметил он.
"Однозначной точки зрения нет, тем более что этот вопрос, по большому счету, затрагивает так или иначе всех", - пояснил источник, заметив, что Япония также рассматривает возможные меры по удешевлению своей национальной валюты. Вопрос в том, "насколько это будет воспринято адекватно, позитивно, не возникнет ли спор между Японией и США по этому поводу", считает он.
Другие участники G20 также подключаются к обсуждению, и тут, по мнению собеседника агентства, на точку зрения многих стран "в той или иной степени будет влиять курс доллара или евро".
Страны БРИК на встрече в Вашингтоне в начале октября пришли к мнению, что нельзя отрицать определенные сложности во взаимоотношениях "двадцатки" в части валютных политик, однако и пытаться свести к тому, что решение проблем с курсовой политикой Китая автоматически стабилизирует рост экономики западных стран и приведет к его восстановлению на докризисном уровне, невозможно.
"Мы против того, чтобы был такой однобокий подход, потому что очевидно, что и со стороны развитых стран есть ряд проблем, которые им нужно решать. Мы не против обсуждения данного вопроса, но тогда давайте и остальные вопросы поднимать на повестку дня, а не ограничивать все проблемы мировой экономики только курсовой политикой Китая. И в этой части у БРИК есть однозначная точка зрения", - подчеркнул член делегации РФ.
При этом он отметил, что в тех вариантах документов к заседанию финансовой G20, которые подготовлены организаторами встречи в настоящее время, "есть определенный уклон в пользу попытки одностороннего решения этой проблемы". "Не секрет, что корейское председательство занимает позицию ближе к западным коллегам, нежели к emerging markets", - заметил он. При этом собеседник подчеркнул, что это не более чем дискуссионный документ, и это не означает, что именно в таком виде он будет одобрен.
Двухтрековый Базель
Результативным, по мнению представителя российской делегации, может быть обсуждение финансового регулирования. Предполагается, что будут зафиксированы договоренности по введению стандартов Базеля III, а также по деятельности рейтинговых агентств.
"Нельзя сказать, что все вопросы уже решены, никаких разногласий не остается, но эти разногласия носят скорее технический характер, нежели концептуальный. Поэтому есть основания полагать, что значительная часть идей и предложений, которые обсуждались на протяжении этого года и которые готовились в рамках Совета по финансовой стабильности, МВФ, Базельского комитета, будут министрами согласованы, одобрены и предложены на утверждение лидерам", - отметил он.
По его словам, в настоящее время ведется обсуждение сроков введения стандартов Базеля III. Пока за основу взяты сроки, утвержденные Базельским комитетом, однако появилось и понимание, что они должны быть разными для развитых стран и стран с развивающимися рынками. "Безусловно, надо учитывать разные уровни развития финансовых рынков в тех или иных странах, разный уровень и сложность предлагаемых инструментов, разный уровень ответственности тех или иных стран за тот кризис, который мы сейчас получили", - отметил собеседник агентства.
В связи с этим предполагается, что будет зафиксирована необходимость так называемого "двухтрекового подхода", когда при определении дат перехода на те или иные стандарты, или введения тех или иных норм регулирования будут приниматься во внимание национальные особенности и уровень развития финансовых систем разных стран.
Соответственно, к emerging markets по ряду позиций будут предъявляться "более мягкие и гибкие требования", сказал он. "Пока это окончательно не зафиксировано, но такое предложение есть, дискуссия по этому поводу была, и, в общем-то, я надеюсь, будет сформировано понимание у всех стран, что такой подход более правильный", - отмечает источник.
При этом в итоговом документе финансовой G20 не будут определяться точные сроки перехода на Базель III развитых стран и emerging markets, а будет зафиксирована формулировка о необходимости двухтрекового подхода и индивидуального принятия решений в каждом конкретном случае.
Базельский комитет 12 сентября договорился об ужесточении требований к кредитным организациям, в частности, рекомендовал банкам повышать долю капитала первого уровня в общем объеме минимально необходимого капитала до 6% с нынешних 4% от активов, взвешенных по риску, а также поднять долю акционерного капитала в капитале первого уровня до 4,5% с 2%. При этом комитет предложил установить переходные периоды для банков - вводиться новые правила начнут с 2013 года, а вступят в силу в январе 2019 года и позднее.
Мировая экономика
Обсуждение состояния мировой экономики, по мнению представителя российской делегации, пройдет более спокойно, чем первые два вопроса.
Ожидается традиционная дискуссия относительно того, кто будет выступать основной действующей силой с точки зрения стимулирования дальнейшего экономического роста - emerging markets или developed countries, а также насколько быстро необходимо начинать реализовывать сворачивание мер фискального стимулирования.
При этом принятия каких-либо решений и договоренностей не предполагается, скорее страны в очередной раз обменяются мнениями.