Иски Зедельмайера

Управление делами президента РФ разбирается в ситуации с арестом имущества РФ в Швеции по иску немецкого бизнесмена и подает апелляцию на решение об аресте

Фото: Reuters

Москва. 15 октября. INTERAFX.RU - Управление делами президента РФ подало апелляцию в Стокгольмский суд на его решение об обеспечительном аресте имущества РФ в Швеции, сообщил пресс-секретарь Управделами Виктор Хреков. "В связи с подачей апелляции формально приостановлено исполнительное решение городского суда Стокгольма от 11 октября", - сказал "Интерфаксу" в пятницу Хреков. Он подчеркнул, что жестких регламентов рассмотрения апелляции не установлено. "Однако мы надеемся, что апелляция будет рассмотрена в ближайшее время", - подчеркнул собеседник агентства.

О том, что городской суд Стокгольма 11 октября наложил общий арест на российскую госсобственность в Швеции, сообщила в среду газета "Коммерсант" со ссылкой на немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера. Он сказал газете, что наложение ареста на российскую собственность было сделано в качестве обеспечительной меры, сопровождающей процесс в Верховном суде Швеции. Зедельмайер требует с России свыше 5 млн евро в качестве компенсации инвестиций, якобы потерянных им в 1990-е годы при попытке организовать бизнес в Санкт-Петербурге. Решение взыскать убытки в пользу Зедельмайера вынес Международный коммерческий арбитраж в Стокгольме в 1998 г., и теперь для исполнения этого решения бизнесмен пытается найти российскую госсобственность, на которую можно было бы обратить взыскание. Зедельмайер рассказал, что шведский суд пока занят выявлением такого имущества, но "судебные приставы уже наложили арест на комплекс зданий, принадлежащих России".

Между тем, в начале этого года Управляющий делами президента РФ Владимир Кожин заявил "Интерфаксу", что многолетняя имущественная тяжба с Зедельмайером будет завершена и ничего от России он не получит. Он сообщил, что уже состоялись решения ряда судов по претензиям к Зедельмайеру как по части неуплаты налогов, так и по сокрытию доходов. "Все это представлено судебным властям Германии. Надеюсь, что в этом году в этом деле будет поставлена точка. Ничего Зедельмайер не получит", - заявил Кожин. По его мнению, решение Стокгольмского арбитража, которое послужило основанием претензий Ф.Зедельмайера состоялось по причине слабости России в те годы.

В 1991 г. компания Ф.Зедельмайера SGC International и ГУВД Санкт-Петербурга учредили совместное предприятие. В его уставный капитал ГУВД внесло свою ведомственную резиденцию - особняк на Каменном острове. В 1995 г. здание было передано Управделами президента РФ, и Ф.Зедельмайер потребовал возмещения затрат на реконструкцию особняка. В 1998 г. он выиграл в Стокгольмском международном коммерческом арбитражном суде дело против российского правительства. Арбитраж присудил бизнесмену $2,3 миллиона компенсации потерянных инвестиций. С учетом процентов, эта сумма возросла до 4,9 миллиона евро.

Зедельмайер претендует на получение денег за здание российского объекта в Кельне и за "Русский дом" в Берлине. Он в течение длительного времени предпринимает безуспешные попытки принудительной продажи российской недвижимости в счет возмещения ущерба, якобы нанесенного в результате неправомерных действий российскими государственными структурами.

В декабре 2008 г. Зедельмайер потерпел очередную неудачу. В соответствии с судебным постановлением он не только не получил, но и потерял возможность в дальнейшем обращать взыскания на объект в Кельне. Что касается притязаний Зедельмайера на имущество и активы "Русского дома", то статус данного объекта определяется межправительственным соглашением, т.е. нормами международного права, имеющими приоритет над национальным законодательством. Вопросы, связанные с такого рода недвижимостью, не могут являться предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции, а наличие дипломатических иммунитетов исключает возможность принудительного отчуждения имущества.

Хреков ранее сообщил "Интерфаксу", что имущество России на территории Швеции свободно от каких-либо обременений, а заявление Зедельмайера об аресте российской собственности можно расценивать как бесплатную рекламу. "Все недвижимое имущество РФ на территории Швеции свободно от каких

бы то ни было обременений", - заявил Хреков. Он подчеркивал Хреков подчеркнул, что в статье, "кстати сказать, изобилующей неточностями, сказано, что информация (об аресте российской собственности - "ИФ") поступила непосредственно от Зедельмайера". "Казалось бы, репутация данного лица уже давно должна была предостеречь представителей СМИ от публикации непроверенных данных, подбрасываемых этим господином", - отметил Хреков. Он добавил, что в очередной раз, "воспользовавшись неординарностью дела, связанного с решением Стокгольмского арбитража 1998 г., Зедельмайер успешно "вбросил" информацию, скомпилированную выгодным для него образом".

Хреков обратил внимание на то, что бизнесмен в настоящее время является совладельцем фирмы, специализирующейся на оказании консультационных услуг в спорах с участием государств. "Видимо, дела идут из рук вон плохо и денег хватает только на такую "бесплатную" рекламу", - подчеркнул он. В действительности же заявление, поданное Зедельмайером, было отклонено окружным судом 10 сентября 2010 г., подчеркнул В.Хреков. "Постановление, на которое ссылается Зедельмайер, было вынесено участковым судьей, который не был поставлен в известность обо всех обстоятельствах дела, в частности, о постановлении 30 сентября 2010 года. Более того, постановление было вынесено по форме, применяемой в Швеции к физическим лицам, в отношении которых существует опасение, что они могут скрыться и вывести свои активы за рубеж", - рассказал пресс-секретарь управделами президента РФ. По его словам, еще предстоит разобраться, что именно содержалось в заявлении Зедельмайера в суд. "Документы по данному делу в адрес РФ не направлялись, из чего можно сделать вывод, что РФ вообще не является ответчиком", - подчеркнул Хреков. Он добавил, что материальные последствия такого решения ничтожны и объяснить действия .Зедельмайера "можно только желанием лишний раз увидеть свое имя на страницах российских газет".

Хреков назвал "откровенной неправдой" заявление о якобы отсроченном платеже по результатам аукциона 17 декабря 2008 г.: никаких денег Зедельмайер не получит ни сейчас, ни через сто лет. Этот вопрос закрыт. Он указал на то, что у самого Зедельмайера сейчас "должна голова болеть о том, чем закончатся разбирательства в немецких судах, в которых находится более пяти контрисков Российской Федерации, связанных, в том числе, с возмещением ущерба, нанесенного Ф.Зедельмайером в ходе его так называемой "инвестиционной деятельности" в России - в настоящий момент существуют обоснованные требования, приближающиеся, с учетом процентов, к сумме в 70 млн евро". "Хотелось бы также выразить надежду, что профессионалы своего дела не будут ограничиваться простой перепечаткой буйных фантазий Зедельмайера, а будут впредь опираться только на факты, которые, кстати, находятся в свободном доступе", - подчеркнул пресс-секретарь управделами президента.

С 1996 г. швейцарская фирма "Нога" вела с РФ тяжбу по поводу оплаты поставленных продовольственных товаров, не намерен более судиться с Россией. 13 июля 2000 г. в связи с иском компании "Нога" российский барк "Седов", прибывший во французский порт Брест для участия в международном морском празднике, был арестован французскими властями. Однако вскоре суд города Брест постановил снять арест с судна и выплатить его владельцу - Мурманскому государственному техническому университету компенсацию за причиненный ущерб - 500 тыс. франков. В июне 2001 г. "Нога" попыталась наложить арест на российские самолеты Су-30МК и МиГ-АТ, которые были представлены на авиакосмическом салоне Ле-Бурже. Однако дирекция авиасалона позволила самолетам вылететь в Россию. После этого адвокаты фирмы подали иск, в котором обвиняли организаторов салона и руководство "Росавиакосмоса" в "похищении арестованного имущества".

Из-за тяжбы с "Ногой" РСК "МиГ" в мае 2002 г. отказалась направить авиатехнику для демонстрации на международной авиакосмической выставке ИЛА 2002 в Берлине. Затем была скорректирована программа пребывания делегации Военно-воздушных сил во Франции для участия в праздничных мероприятиях в честь полка "Нормандия-Неман" в июне 2002 года. Тогда во Францию не полетели четыре истребителя Су-27 и один военно-транспортный самолет Ил-76. Последний демарш "Ноги" был совершен в ноябре 2005 года, когда в Швейцарии по ее запросу была задержана коллекция картин ГМИИ им. Пушкина. В 2006 г. фирма объявила об отказе от судебных претензий к РФ.

Два года спустя Кожин сообщил "Русской службе новостей", что история с арестом счетов российских компаний во Франции по иску компании "Нога" не затронула управление делами президента РФ. "Я хочу всех успокоить, никаких счетов управделами президента за границей Российской Федерации нет - мы их просто там не держим", - сказал Кожин. Он еще раз подчеркнул: "Никаких счетов управление делами президента за границей не держит, поэтому нечего арестовывать".

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости