А что с бензином

Правительство Москвы не ждет дефицита топлива после перехода на стандарт евро-4 с 2011 года. Нефтяные компании и ФАС в этом не уверены

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 13 октября. FINMARKET.RU - С 2011 года в России вступит в действие технический регламент по бензинам, и в стране будет выпускаться топливо не ниже класса евро-3. Премьер-министр Владимир Путин считает, что россияне будут довольны более качественным бензином, акцизы на который будут ниже, чем на топливо более низкого качества.

Первоначально стандарты евро-3 для автомобильного топлива должны были начать действовать в РФ с 1 января 2009 года. Однако в декабре 2008 года правительство перенесло сроки введения евро-3 для бензинов на 1 января 2011 года. Сроки ввода новых стандартов были перенесены по ходатайству нефтяных компаний, не успевавших к сроку с вводом достаточных мощностей для производства топлива более высокого качества. Соответственно, переход на выпуск бензина евро-4 был перенесен на 1 января 2012 года, евро-5 - на 1 января 2015 года.

Москва - поспешать с промедлением?

Вот только Москва выбивается из графика введения новых стандартов топлива. Столица уже в 2011 году должна перейти на стандарты евро-4 при реализации бензина, решили московские власти. Нефтяные компании опасаются за состояние топливного рынка столицы, ожидая на нем дефицита, так как не все НК будут готовы к началу года к реализации более экологичного топлива.

Правительство Москвы, напротив, не ожидает возникновения дефицита топлива в 2011 году в связи с предложением о переходе на стандарты евро-4, начиная со следующего года, сообщила журналистам заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Марина Вакула.

Она пояснила, что предложения о переходе на реализацию в Москве бензинов такого качества уже подготовлены, однако они пока не утверждены правительством столицы. При этом М.Вакула выразила надежду, что данные предложения будут рассматриваться и утверждаться сразу после выбора нового мэра города.

М.Вакула также не исключила возможности изменения сроков ввода повышенных экологических требований к топливу. Если ранее планировалось, что евро-4 может быть введено в Москве уже с 1 января 2011 года, то из-за нарушения процедуры утверждения данного документа переход может быть отсрочен.

"Документ в установленном порядке не был рассмотрен правительством и не принят на сегодняшний день. Как правило, мы для подготовки нефтебазы будем предупреждать о введении подобного рода документов заранее, не менее чем за полгода", - сказала она.

Дефицита не будет?

По словам Марины Вакула, в ходе подготовки предложений правительство Москвы проанализировало ситуацию на топливном рынке столицы. Согласно полученным данным, к поставкам топлива стандарта евро-4 с 2011 года готовы такие компании, как "ЛУКОЙЛ" и "Башнефть", а также Московский НПЗ. Кроме того, продажу евро-4 осуществляют на заправках ВР. На данный момент на московский рынок поставки осуществляют МНПЗ, "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", "Ярославнефтеоргсинтез", Рязанский НПЗ, а также в небольших количествах поставки идут с Волгоградского НПЗ "ЛУКОЙЛа" и Уфимских НПЗ.

Она пояснила, что существующая система поставок нефтепродуктов может позволить компаниям, не имеющим производства топлива евро-4, закупать нефтепродукты у компаний, уже перешедших на данный стандарт.

"Дефицита топлива не будет. У нас в начале августа было совещание на Московском НПЗ, где сообщалось, что к концу августа завод уже может быть готов к выпуску евро-4. То есть технические возможности у них для этого есть", - сказала М.Вакула.

Между тем начальник Управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Елена Котелкина сообщила, что в ведомство уже обратились компании с просьбой проверить соответствие данного решения правительства Москвы антимонопольному законодательству. По ее словам, ФАС, в частности, получила обращение от Московской топливной ассоциации (МТА) и дочернего предприятия "Роснефти" "РН-Москва", в котором они высказали опасение о состоянии топливного рынка столицы и уведомили, что не будут готовы к началу 2011 года к реализации топлива данной категории. "Так, "РН-Москва" обратилась к другим компаниям, к тому же "ЛУКОЙЛу", с предложением о продаже, но в НК ответили, что "ЛУКОЙЛ" будет выпускать Евро-4 и поставлять его на свои заправки, и этого топлива не будет хватать, чтобы покупали сторонние организации", - сказала она.

В связи с этим ФАС направила в адрес правительства Москвы письмо, в котором уведомила о возможных последствиях при введении требований при переходе на Евро-4 и сокращении конкуренции на данном рынке. "ФАС подготовила в адрес правительства Москвы предостережение, к чему это может привести. Хотя признаков прямого нарушения антимонопольного законодательства здесь нет", - сказала Е.Котелкина. Она пояснила, что субъекты РФ могут для обеспечения безопасности жизни людей вводить повышенные требования к топливам.

История вопроса

Напомним, в июле МТА обратилась в ФАС с просьбой устранить нарушение антимонопольного законодательства на топливном рынке Москвы. Как сообщал Агентству нефтяной информации президент МТА Евгений Аркуша, ассоциация просит ФАС устранить нормативные противоречия, связанные с оборотом топлива ниже класса евро-4 в Москве. Как сообщалось, правительство Москвы в 2004 году издало постановление "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками", по которому с 1 января 2011 года на рынке Москвы будет введен запрет на оборот топлива ниже класса евро-4.

Между тем, на территории России действует техрегламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Согласно ему, выпуск в оборот автомобильного бензина стандарта евро-3, а также дизельного топлива класса 2 и 3 допускается до 31 декабря 2011 года.

Таким образом, на территории Москвы одновременно действуют федеральный и региональный нормативные правовые акты, устанавливающие требования к моторному топливу.

МТА опросила работающие на столичном рынке нефтяные компании, и большинство из них сообщили, что не смогут обеспечить столичный рынок необходимыми объемами топлива евро-4 с 1 января 2011 года.

"Переход на евро-4 с 1 января 2011 года, по нашему мнению, ограничит конкуренцию, и это может привести к дефициту топлива и росту цен", - отмечал Е.Аркуша.

Ранее Российский топливный союз уже обращался к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой перенести сроки перехода на топливо класса евро-4 в Москве. В письме отмечалось, что только "ЛУКОЙЛ" готов с 2011 года полностью перейти на продажу топлива евро-4 в Москве. Наладить выпуск топлива евро-4 на Московском НПЗ планируется к 2012 году.

К евро-4 готовы?

Заместитель начальника Главного управления координации сбыта нефтепродуктов "ЛУКОЙЛ" Геннадий Суворов отметил, что компания сможет полностью перейти с 2011 года на продажу дизельного топлива стандарта евро-4. Поставки бензинов стандарта евро-4 могут быть налажены только в течение первого полугодия 2011 года. "Сейчас "ЛУКОЙЛ" на всей территории продает бензины класса 3, класс 4 мы готовы выпускать, но, к сожалению, не все объемы бензина могут быть произведены по Евро-4", - сказал он. По его словам, бензин данного класса уже производится на НПЗ в Нижнем Новгороде, при этом 80% производства бензинов евро-4 и евро-5 идет на рынок Москвы. Постепенно готовятся к переходу на выпуск евро-4 и поставкам его на внутренний рынок и другие НПЗ компании. "И мы будем готовы работать на рынке Москвы по бензинам уже в первом полугодии 2011 года", - сказал он.

Вице-президент по розничным продажам логистики "Башнефти" Роман Хоменко отметил, что компания готова продавать свой бензин класса евро-4 на московский рынок, поскольку уже производит бензин такого качества в необходимом количестве. Он также напомнил, что в Башкирии полностью осуществляется продажа на рынке бензина класса Е-4, при этом дефицита не возникает.

Новости