Искусство ревальвации
Несмотря на усилившееся давление со стороны европейских и американских чиновников Китай не готов пойти на резкую ревальвацию юаня. Формирование политики в отношении обменного курса - это сложное искусство, говорит глава ЦБ КНР Чжоу Сяочуань
Пекин. 11 октября. FINMARKET.RU - В последние недели внешнее давление на Китай с целью ускорения ревальвации юаня усилилось. Однако Пекин продолжает выступать против резкого укрепления нацвалюты. По словам председателя Народного банка Китая (НБК, китайский ЦБ) Чжоу Сяочуаня, подобные шаги будут чреваты большими проблемами.
"Значительный рост обменного курса юаня в сжатые сроки нанесет серьезный удар по китайской экономике", - сказал глава ЦБ на заседании Международного валютного фонда (МВФ) в Вашингтоне.
"Формирование политики в отношении обменного курса - сложное искусство. Приходится учитывать и балансировать такие аспекты, как уровень внутренней инфляции, безработицы, темпы экономического развития, внешние доходы и расходы", - цитирует выступление Чжоу Сяочуаня пресс-служба НБК.
Взгляды КНР и развитых стран на валютную политику как решение экономических проблем сильно разнятся, отмечает глава китайского ЦБ. Эти различия Чжоу Сяочуань сравнивает с разными подходами к лечению людей. По его словам, западная медицина предпочитает "таблетки, которые решают проблему за ночь", а китайский подход заключается в "сочетании 10 трав, которые решают проблему не за одну ночь, но за один-два месяца".
"Некоторые люди слишком спешат с выводами, настаивая на необходимости немедленного и значительного укрепления курса юаня", - отметил Чжоу Сяочуань.
Отметим, что "некоторые люди" - это довольно внушительное число политиков по обе стороны Атлантики. Первыми атаковать юань начали Соединенные Штаты. Как отмечают в Вашингтоне, заниженный курс китайской валюты является причиной дефицита в китайско-американской торговле, который достигает $145 млрд.
Представители Европейского Союза в последнее время также усиливают давление на Китай, требуя ревальвации юаня. Как заявлял глава ЕЦБ Жан-Клод Трише, "эволюция с точки зрения эффективного обменного курса, в том числе в паре с евро, была не совсем такой, на которую мы надеялись". В свою очередь комиссар ЕС по кредитно-денежной политике Олли Рен настаивает на том, что ревальвация валюты должна стать для КНР одним из приоритетных направлений при пересмотре экономической политики в целом. К укреплению курса юаня призвал КНР и премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. "Поскольку Китай играет очень важную роль, мы полагаем, что значительное повышение курса китайской валюты обеспечит более сбалансированный рост как китайской, так и мировой экономики", - говорил он.
Напомним, что летом текущего года Китай отменил жесткую привязку юаня к доллару. До этого с июля 2008 года нацвалюта с минимальными колебаниями находилась на уровне 6,83 юаня/$. С 19 июня до конца сентября юань подорожал на 2,1%, однако американские и европейские политики сочли такой рост недостаточным. По мнению экспертов из США, разумным было бы повышение курса юаня в течение двух лет на 20-40%. В сентябре Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, увеличивающий давление на КНР с целью ревальвации юаня и открывающий дорогу к введению импортных пошлин на китайские товары. В Сенат законопроект поступит в ноябре. В докладе о валютных курсах, который должен быть опубликован в США 15 октября, будут содержаться новые обвинения в адрес Пекина, отмечают китайские наблюдатели.
Между тем, Чжоу Сяочуань обещает, что "Китай продвинет реформу формирования обменного курса своей валюты". "Конечно же, мы надеемся, что китайская валюта станет сильнее по мере экономического развития мира и Китая. И если Китай успешно проведет финансовую реформу и сохранит низкую инфляцию, то нацвалюта будет все сильнее и сильнее", - добавил председатель НБК.
В понедельник представители китайского ЦБ и министерств торговли и финансов, пожелавшие остаться неназванными, заявили в интервью The Wall Street Journal, что годовые темпы укрепления юаня будут ограничены на уровне 3-5% с тем, чтобы защитить китайских экспортеров.
НБК в понедельник установил справочный обменный курс юаня к доллару у новой рекордно высокой отметки - 6,6732 юаня. Это выше котировки по итогам рыночных торгов в пятницу, когда юань поднялся на 0,27% - до очередного максимума в 6,6830 за доллар. Рыночный курс юаня может отклоняться от справочного значения не более чем на 0,5% в течение дня.
Впрочем, в настоящее время принудительно ослабляют свои валюты и другие страны мира. Так, центральные банки Японии, Южной Кореи и Тайваня уже провели интервенции на валютных рынках с целью предотвратить дальнейшее укрепление нацвалют. "Мы находимся в состоянии международной валютной войны", говорил ранее министр финансов Бразилии Гвидо Мантега. "Валютные войны возвращаются", - констатировал директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан.
Однако по мнению главы российского Минфина Алексея Кудрина "на сегодняшний день еще нет войны валют" и она вряд ли когда-нибудь станет реальностью. Правда Китай - это отдельный случай, подчеркивает министр. По его словам, КНР "проводит агрессивную политику в силу влияния государства в экономике, во внешних связях, в неконвертируемости юаня, ограничении притока-оттока капитала", в то время как в рыночной экономике таких инструментов и возможностей нет.