Вау, Берлин

Отставке Лужкова в числе прочих рады московские геи, которые рассчитывают на большую толерантность нового мэра. Возможно, им повезет, и столица России получит кого-нибудь, похожего на Клауса Воверайта, нынешнего бургомистра Берлина

Фото: Reuters

Москва. 6 сентября. INTERFAX.RU - Одной из ассоциаций, которые приходят в голову в связи с именем Юрия Лужкова, стала его непримиримая борьба с представителям сексуальных меньшинств и последовательная борьба против любых попыток проведения гей-парадов в Москве (вплоть до избиения их участников). Логично было бы предположить, что сейчас, на волне почти такого же неистового отторжения всего, что было сделано бывшим московским градоначальником, столица России может стать значительно более толерантной в отношении к представителям ЛГБТ и всем им сочувствующим. Мэр Берлина Клаус Воверайт в этом смысле должен быть доволен отставке Лужкова, ведь он - один из тех, кто уже давно борется за права геев и лесбиянок и не скрывает своей собственной принадлежности к секс-меньшинству.

Следует отметить, что Воверайт открыто заявил об этом еще до того, как стал бургомистром Берлина. Это произошло в ходе его первой предвыборной кампании в 2001 году. Фраза, которую он произнес на съезде социал-демократической партии (СДПГ) - "Я - гей, и хорошо, что это так" - и сейчас, по прошествии уже почти десяти лет, не менее крылата в Германии, чем недавний лозунг Барака Обамы "Yes, We Can!" Это заявление было услышано не только жителями Берлина, которые решили отдать свои голоса за Воверайта, но и геями во всем мире, которые в массовом порядке начали переезжать в немецкую столицу, превратив ее за два срока правления нынешнего мэра в город, способный конкурировать по уровню толерантного отношения к гомосексуалистам с Сан-Франциско, родине общественно-политического гей-движения.

Воверайт неоднократно вступал в открытую дискуссию с московским ныне экс-мэром Юрием Лужковым, упрекая руководство российской столицы в недостаточной толерантности. В 2006 г. Воверайт пытался убедить своего московского коллегу в том, что проблема допущения или недопущения гей-акций является вторичной по отношению к проблеме воспитания толерантности в обществе. В 2007 г. на встрече мэров четырех крупнейших европейских столиц - Берлина, Лондона, Москвы и Парижа – тема недопустимости дискриминации сексуальных меньшинств также активно обсуждалась – ей был посвящен доклад, озвученный мэром Париа Бертраном Деланоэ (он, к слову, тоже не скрывает своей гомосексуальной ориентации). В ходе дискуссии Юрий Лужков сказал: "Я был бы не я, если бы не затронул тему гомосексуализма в Москве". "Речь не идет о дискриминации, так как уже в 1993 году у нас был принят закон, который снимал уголовное преследование по отношению к лицам такой сексуальной ориентации. С тех пор в Москве действуют многочисленный гей-клубы, посетителей которых не преследуют". Он подчеркнул: "Речь идет не о преследовании, а речь идет о непропаганде гомосексуализма. Для Москвы пропаганда гомосексуализма также как и курение, например, недопустима, потому что подавляющее большинство нашего общества не приемлет пропаганды гомосексуализма и нетрадиционной сексуальной ориентации". Клаус Воверайт тогда активно возражал Лужкову. "Я должен с Вами не согласиться. Климат в обществе разный. Мы не можем заявлять, что большинство против, если мы сами живем в этом обществе. Например, у нас (в Европе - ИФ) проводятся гей-парады - в Берлине, в Париже, в Лондоне, у наших гомосексуалистов и лесбиянок нельзя отобрать это право", - сказал он. "Но мы видели ужасные фото из Москвы, на которых один представитель Партии зеленых был избит, а другие задержаны милицией. Надо быть более толерантными, чтобы гомосексуалисты также могли осуществлять свои права в общественной жизни", - указывал Воверайт. В 2009 г., например, в интервью газете Welt Воверайт заявил, что препятствование акциям представителей ЛГБТ во время проведения в Москве "Евровидения" несовместимы с либеральной и демократической законностью. "Милиция Москвы должна была бы охранять мирно шествующих гомосексуалистов и лесбиянок, отстаивающих свои права", - отмечал берлинский мэр.

Кроме того, что Берлин с гордостью носит звание самого гей-френдли города в Европе, он должен быть благодарен Клаусу Воверайту и за его возрождение как культурного центра страны. Будучи в прошлом советником по культуре и образованию в управлении одного из районов Берлина, Воверайт с успехом продолжил заниматься этим и на посту бургомистра. Одним из его начинаний, которое все вспоминают в этом ключе, стало возвращение Берлинского международного кинофестиваля в ряды тройки лидеров, в которую входят Каннский и Венецианский кинофорумы. Но, кроме Берлинале, мэр немецкой столицы поддерживает и все остальные области культуры - здесь круглый год не прекращается череда различных выставок, конференций и фестивалей. Что, конечно же, не могло не повлиять на приток туристов, и сейчас столица Германии уверенно занимает третье по посещаемости место в Европе после Лондона и Парижа.

В то же время Клаус Воверайт не избежал и критики в адрес своего кабинета. Чаще всего его упрекают в низких экономических показателях и самому высокому во всей стране уровню безработицы. Еще одна крылатая фраза мэра - "Мы бедные, зато сексуальные" - на этот раз ему не помогла, а финансовый кризис еще более подорвал позиции Воверайта на посту правящего бургомистра, отвечающего не только за столицу, но и за федеральную землю Берлин. Прогнозировать переизбрание нынешнего градоначальника в следующем году становится все сложнее. Тем не менее, многие жители города любят Воверайта за его открытость и доброжелательность, называя его не иначе, как Вау (его фамилия по-немецки пишется Wowereit) и, похоже, готовы простить ему даже свою бедность. Возможно, следующий мэр Москвы возьмет на вооружение опыт своих зарубежных коллег и столица России поменяет свое лицо, как это сделал в свое время Берлин, превратившись из мрачного и унылого города в новый европейский культурный центр.

Обозреватель Артем Ушан

Новости