Лже-милиционеры должны нести более суровую ответственность

Глава ДСБ МВД России рассказал "Интерфаксу" о том, как идет борьба с преступниками, использующими поддельные милицейские удостоверения и форму

Лже-милиционеры должны нести более суровую ответственность

Москва. 5 октября. INTERFAX.RU - Аналитики МВД отмечают, что за последний год в России криминалитет все чаще стал использовать при совершении преступлений поддельные милицейские удостоверения и форму. О причинах этого явления и принимаемых мерах по противодействию псевдомилицейской преступности рассказал в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Кириллу Мазурину начальник Департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД РФ Юрий Драгунцов.

- Юрий Владимирович, ДСБ недавно обратил внимание на участившиеся факты совершения преступлений злоумышленниками, которые активно используют атрибутику милиции, в том числе поддельные удостоверения и форму. Что предпринимается ДСБ на своем уровне для борьбы с этим явлением?

- В последнее время сотрудниками ДСБ МВД России была проведена серия задержаний "псевдосотрудников милиции". С начала года данных фактов только в Москве выявлено уже более десятка. В целом по стране по сравнению с прошлым годом зарегистрирован их рост в несколько раз. При этом количество выявленных фактов совершения "лже-милиционерами" отдельных корыстно-насильственных преступлений (разбоев) возросло за полугодие в семь раз.

Такие преступления обладают следующими особенностями: на стадии совершения преступления мошенники действуют очень напористо и уверенно, не дают жертве усомниться в том, что они действительно являются сотрудниками милиции, так как используют профессиональную терминологию; нередко преступники демонстрируют служебные удостоверения, внешне похожие на удостоверения сотрудников ОВД (выявлены случаи представления даже "липовых" удостоверений сотрудников ДСБ МВД России); преступники бравируют связями в руководстве МВД России, нередко называют фамилии высокопоставленных руководителей Министерства, показывают их поддельные визитные карточки.

Преступники пользуются искусственно созданным фоном "коррупционности милиции" для поиска и воздействия на бизнес-сообщество, активно используют возможности Интернета. Своими "мишенями" мошенники выбирают, как правило, руководителей коммерческих структур, в которых в недавнем прошлом проводились какие-либо проверки. Практика показывает, что информация к злоумышленникам попадает либо от сотрудников данных организаций, либо от самих руководителей фирм, начинающих искать связи в правоохранительных органах.

- Как гражданам и бизнес-сообществу защитить себя от таких угроз?

Мы призываем граждан к бдительности. Предотвратить преступные действия можно, прежде всего, путем своевременного обращения в подразделения собственной безопасности, контактные телефоны которых можно узнать в любой дежурной части органа внутренних дел, на официальном сайте МВД России либо в Интернет-блоге департамента. Телефоны и адреса ближайших подразделений собственной безопасности, а также консультативную помощь можно получить по телефону ДСБ МВД России (495) 667-07-30.

- Обусловлен ли рост числа лже-милиционеров общедоступностью милицейских атрибутов?

- Вы абсолютно правы. Когда мы стали плотнее работать по теме лже-милиционеров, или "ряженых", то столкнулись с целым кругом проблем.

Первая. И она, фигурально выражаясь, на виду – атрибутику органов внутренних дел, форменное обмундирование, знаки отличия можно приобрести в буквальном смысле свободно. Комплект камуфляжной формы, маска, спецсредства – и вот готовая экипировка для налета. В связи с этим целесообразно было бы возродить практику продажи форменного обмундирования, атрибутики, специальных средств только в специализированных магазинах – "военторгах".

Вторая. Связанной тематикой является оборот лже-удостоверений. Это особый рынок. Именно рынок. Цена на удостоверение личности сотрудника органов внутренних дел составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов США, в зависимости от качества подделки. Несколько лет назад по этой сфере криминального бизнеса был нанесен ощутимый удар – оперативниками Департамента совместно с ФСБ России и при участии сотрудников УСБ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была пресечена деятельность преступной группы, которая организовала подпольное производство и сбыт спецпродукции (от проездных билетов на метро до удостоверений личности). До недавнего времени этот рынок перестал развиваться, пока не появился новый тренд.

Преступники начали массово изготавливать удостоверения личности внештатных сотрудников милицейских служб. В частности в поле зрения оперативников Департамента даже попал внештатник ДСБ МВД России. С такими удостоверениями их владельцы пытались "опекать" коммерсантов. Аппетит у вымогателей был нешуточный. По нашим данным – до нескольких тысяч долларов с фирмы.

По преступникам Департамент сработал. Однако цель – тот, кто реализует удостоверения. И тут главная проблема. Получается, что согласно уголовному закону – он формально не виноват. Поскольку покупатели подделок знают, что это не настоящий документ, в действиях продавца отсутствует признак обманных действий – значит, нет состава мошенничества. С другой стороны, форма удостоверений вымышленных структур ничем не закреплена, значит, нет состава преступления - подделки документов. Это парадокс, которым откровенно пользуются.

- Как устранить этот парадокс?

- Департамент выступает за распространение действия правовой нормы статьи 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) также на те документы, форма которых, хотя и не закреплена соответствующим нормативным актом, однако, в наименовании, либо на бланках которых использована символика, аббревиатура либо наименования должностей органов власти РФ либо органов власти субъектов РФ.

Мы считаем, что преступления, которые совершаются под видом сотрудников органов внутренних дел, несут дополнительную степень общественной опасности, поскольку преступник осознает, что использует элементы статуса сотрудника правоохранительных органов для совершения конкретного противоправного деяния.

Как показывает анализ судебной практики, уголовные дела по обвинению в мошенничестве, в особенности, связанные с использованием преступниками статуса представителя власти, часто заканчиваются условными сроками либо лишением свободы на незначительные сроки.

По мнению ДСБ МВД России, такое положение дел не может способствовать укреплению престижа правоохранительной системы государства, и, в частности, органов внутренних дел. В этой связи мы выступаем за реализацию в уголовном законодательстве принципа сбалансированности ответственности в части определения отягчающего характера как для преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, так для преступлений, совершенных с использованием элементов статуса сотрудника милиции, то есть посягающих на порядок управления и общий престиж службы в органах внутренних дел.

- Это должна быть какая-то специальная норма, дополняющая Уголовный кодекс?

- Полагаю, что выбор конкретного способа правового закрепления этой нормы не имеет принципиального значения: пусть это будет отдельная статья или просто отягчающий признак. Главное – чтобы ответственность лиц, которые сознательно используют правоохранительную символику для упрощения совершения преступлений, стала гораздо более серьезной. И это будет справедливо.