Петр Первый и москвичи

Жители столицы не единодушны в мнении о скульптурах Церетели, но считают, что перенос и разрушение этих творений обойдется Москве слишком дорого

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 5 октября. INTERFAX.RU – В понедельник временно исполняющий обязанности мэра Владимир Ресин предложил подумать о возможном переносе памятника Петру I в другое место. Варианты пункта отправления скульптур Церетели предлагались еще на минувшей неделе – заявление Ресина дало толчок новой волне разговоров.

Так, координатор движения Константин Михайлов предложил 29 сентября перевезти сооружения Церетели в парк, "как поступили после окончания коммунистической эры с советскими памятниками". Многочисленные памятники вождям и политическим деятелям, в том числе Ленину и Сталину, вразнобой валяются на лужайках парка на Крымском валу. Каменные изваяния, изображающие сказки Пушкина, Михайлов отправил бы по другим адресам. "Всему тому, что стоит на Манежной площади и всему прочему, что стоит на видных местах в городе – им место в каком-нибудь развлекательном парке культуры и отдыха. У Церетели есть удачные и интересные работы, он талантливый скульптор, но для них, к сожалению, в городе места не нашлось", - сообщил Михайлов "Интерфаксу".

Высказывание Ресина 4 октября по поводу памятника в честь 300-летия русского флота – или, проще говоря, памятника Петру Первому - тут же поддержала глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. "Отличная идея. Было бы очень неплохо перенести этот памятник", - сказала она. Координатор "Архнадзора" Наталья Самовер заявила, что, хоть памятник Петру и мощнейший раздражитель для общества", но его перенос – "далеко не первоочередная задача, в Москве есть несколько "горящих" объектов, которые необходимо спасать".

Глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов вначале сказал "Интерфаксу", что, хоть ему никогда не нравилось месторасположение памятника, вопрос его переноса не совсем своевременный. Но высказал пожелание - перенести памятник к Северному речному порту Москвы, где большое водное пространство. "Там бы он изумительно смотрелся", - заключил депутат. А спикер Совета Федерации Сергей Миронов, допуская возможность переноса памятника, вовсе определил ему место "посреди Финского залива при въезде в Санкт-Петербург".

Как выяснилось, москвичи, с которыми побеседовал корреспондент interfax.ru, не так единодушны в мнении о памятнике, как депутаты. 22-летняя Екатерина, работающая в транспортной компании, сказала, что ей памятник нравится. "Я вообще люблю искусство. Уничтожать такие вещи нельзя – этих людей надо останавливать. Так как Лужкова уже свергли, так что надо чтобы народ посодействовал. Я вот только из Греции приехала – в Греции есть восстания, они добиваются всего. А у нас народ не хочет ничего. Я в первых рядах пойду бастовать", - объяснила свою позицию Екатерина.

Домохозяйка Марина и 40-летний технарь Владимир сказали что памятник Петру Первому "вид не портит", поэтому "пусть стоит". 25-летний программист Сергей признался, что ему изваяния Церетели нравятся. "Петр Первый, Поклонка – нормально он все оформил. Как памятники могут портить облик Москвы?" – удивился Сергей. 37-летний риелтор Валерий сообщил, что вообще "не видит смысла в разрушении", что памятник Петру Первому ему симпатичен, но что лучше бы он стоял в Санкт-Петербурге – "по месту".

36-летняя архитектор Анна удивилась, что скульптуры Церетели "вообще кому-нибудь могут нравиться". Но в Санкт-Петербурге, по мнению Анны, им не место. "Незачем уродовать хороший город", - считает Анна. Несмотря на это, Анна сказала, что считает затею переноса или разрушения памятников, в частности, Петру Первому, "бессмысленной тратой денег": "Сначала тратили деньги, чтобы поставить, теперь будут тратить, чтобы переносить".

С ней солидарна главный бухгалтер Галина, 59 лет. Хоть ей Петр Первый в исполнении Церетели не по вкусу ("Я раньше работала на Болотной и смотрела на него каждый день – это было ужасно!" - возмутилась она), идея переноса памятника ей тоже не по нраву, потому что "опять все ляжет на бюджет города".

18-летний студент-экономист Роман также сообщил, что ему не нравятся скульптуры Церетели, так как "они портят культурный облик столицы", а памятник Петру Первому на Москва-реке считает унизительным. "Церетели пытался продать это в южноамериканские страны как скульптуру Колумба, и никто не купил ее почему-то. Интересно, почему! Тогда он поменял лицо и сделал вместо Колумба Петра Первого", - сказал Роман. Остальные творения Церетели, по мнению романа, тоже "вопиющие", но по сравнению с Петром Первым "менее эпичные".

66-летний Михаил возразил против переноса памятника, потому что, по его словам, "на эти деньги можно два детских садика построить. Дети рождаются, им некуда ходить", - заключил он. Эта мысль впервые прозвучала в понедельник на оперативном совещании городского руководства – собравшиеся, услышав слова Ресина о возможном переносе памятника, возразили ему, что "перенос памятника обойдется в сумму, на которую можно построить два детских садика".

Несмотря на такой разброд мнений среди респондентов, отвечающих на вопросы корреспондента "Интерфакса", общим в их ответах было одно: никто не смог назвать больше трех объектов, сооруженных Церетели. Впрочем, возможно, скульптуры грузинского скульптора такие большие, что у всех интервьюируемых сложилось впечатление, что Церетели "слишком много в Москве".

Обозреватель Серафима Скибюк

Новости