Иран. С-300. Форс-мажор

Иран намерен предъявить России иск в связи с отказом от поставки С-300. Глава МИД РФ Сергей Лавров считает, что срыв договоренностей попадает под статью "форс-мажор"

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 27 сентября. INTERFAX.RU - Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отреагировал сегодня на критику Тегераном решения об отказе от поставок российских средств ПВО С-300 Ирану.

"Я об этом ничего не слышал, я только знаю, что эти поставки подпадают под запрет, который ввел СБ ООН, в этом случае в силу вступает форс-мажор", - сказал Лавров журналистам, комментируя высказывания главы парламентского комитета по нацбезопасности Ирана о том, что Иран намерен предъявить России иск в связи с отказом от обязательств по поставке ЗРС С-300.

Напомним, 22 сентября президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 г.", запрещающий поставки ЗРС С-300 Ирану. Указом, в частности, запрещается транзитное перемещение через территорию России (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории России в Иран, а также передача Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом России любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, зенитных ракетных систем "С-300", либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части.

В соответствии с указом, запрещается передача Ирану технологий или оказание ему технической помощи, которые связаны с баллистическими ракетами, способными доставлять ядерное оружие, включая пуски с применением баллистической ракетной технологии. Кроме того, запрещается въезд на территорию России ряда иранцев, занимающихся или занимавшихся чувствительной в плане распространения ядерной деятельностью Ирана, разработкой ядерного оружия, а также деятельностью, связанной с баллистическими ракетами. В некоторых случаях этот запрет применяться не будет.

Министр обороны Ирана Ахмад Вахиди подверг критике российские власти за то, что они запретили поставки зенитных ракетных систем С-300 его стране. По словам Вахиди, российские власти обязаны выполнить условия контракта о поставках ракетных систем С-300, подписанного в 2007 году.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Руслан Алиев считает, что Иран, скорее всего, предъявит России штрафные санкции за невыполненные контракты в области военно-технического сотрудничества (ВТС), в том числе за непоставку зенитных ракетных систем С-300.

"Если в контракте прописаны штрафные санкции в случае его невыполнения, а они наверняка прописаны, то Иран имеет полное право их предъявить. И, скорее всего, он воспользуется такой возможностью, поскольку затягивание с выполнением контракта началось задолго до принятия известной резолюции Совета безопасности ООН", - сказал Алиев "Интерфаксу".

В то же время, по его словам, Тегеран сам в значительной степени спровоцировал кризис в поставках вооружений своей внешней политикой, которая, в конечном итоге, привела к принятию Советом безопасности ООН соответствующей резолюции. По словам Алиева, в мировой практике ВТС факты выплат штрафов не афишируются. Тем не менее, в последние годы известным стал как минимум один случай, когда заказчик смог добиться штрафных выплат за непоставленную военную продукцию - это когда Израиль под давлением США отказался поставлять Китаю самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения. Израиль был вынужден заплатить штраф - 25% от суммы контракта в $1 млрд 200 млн, то есть $300 млн.

"Есть ряд негативных факторов для России. Во-первых, эта ситуация может сказаться на репутации России как поставщика вооружения. Второй момент - возможные материальные потери исполнителя контракта от российской стороны - концерна ПВО "Алмаз-Антей". Ведь наверняка иранский контракт по С-300 был включен в бизнес-планы предприятия. Как и в какой мере компании будут компенсированы понесенные затраты - неизвестно", - сказал Алиев.

Между тем, замглавы МИД РФ Александр Бородавкин уверяет, что Россия не намерена полностью сворачивать военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Ираном, несмотря на отказ от поставок систем ПВО С-300.

"Мы будем продолжать сотрудничество на тех направлениях, на которые не налагается запрет. О его приостановке или прекращении речь не идет", - процитировала дипломата в конце прошлой недели газета "Коммерсант". Дипломат признал, что недавний указ президента РФ водит существенные ограничения на ВТС Москвы и Тегерана. "Однако это совсем не означает, что запрет налагается на все формы и направления такого сотрудничества с Тегераном", - подчеркнул Бородавкин.

Замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин подтвердил "Коммерсанту", что полностью от ВТС с Ираном Россия не оказывается. "В рамках ВТС с Ираном мы будем руководствоваться следующим подходом: если в соответствии с резолюцией выполнение того или иного контракта разрешается, мы, безусловно, будем его выполнять, если же запрещается, то однозначно не будем", - сказал он.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости