Триумфальная: месяц первый

С того дня, как Триумфальную площадь закрыли на реконструкцию, прошел ровно месяц. Пропали припаркованные автомобили, появился забор, разделивший площадь на прямоугольники. Но настроения остались теми же

Фото: Интерфакс

Москва. 24 сентября. INTERFAX.RU - Одна из центральных площадей столицы - Триумфальная площадь - решением московских властей закрылась на реконструкцию месяц назад - 25 августа. Здесь будут строить подземный паркинг на 500-600 машиномест, а также "приспосабливать территорию к современным требованиям гостинично-офисного комплекса "Пекин". Постановление об этих грядущих метаморфозах, как сообщалось, было принято правительством Москвы еще в 2002 г. и предусмотрено в рамках программы реконструкции "Большой Ленинградки" от Манежной площади до МКАД.

Триумфальная за забором

Однако за прошедший месяц никакие работы на огороженной сетчатым забором территории так и не начались. Обещанные археологи пока не появились, геодезистов тоже никто не видел, но, что интересно, план реконструкции уже демонстрируется москвичам на заборе. Вместе с тем, напомним, что в минувшем августе главный архитектор столицы утверждал, что ремонт площади и, в частности, строительство паркинга, напрямую зависят от результатов археологических изысканий. "Сначала мы сделаем археологию, а потом четко будем знать возможности освоения подземного пространства. Предполагаем, что паркинг будет на 600 машиномест. Окончательная конфигурация гаражей будет зависеть от проведенных исследований", - заявлял Кузьмин в интервью "Интерфаксу". Он отмечал, что, если будут обнаружены важные находки, как, например, стена Белого города при раскопках на Хохловской площади, то в этом месте "будет сделана историческая зона, музейное место и уменьшено количество машиномест". "После изысканий, думаю, следующим летом утвердим проект, и надеюсь, к концу 2012 – началу 2013 года стройка закончится", - отметил он.

На плане, который вывешен на заборе, не указан ни размер будущего паркинга, ни его границы, - на схеме о нем нет ни малейшего упоминания, что, впрочем, и понятно: гараж-то будет под землей. А вот к ремонту площади власти подошли основательно, основной упор делается на озеленение территории: планируется, что на месте бывших парковок будут газоны. Согласно информации на схеме-плане, проект реконструкции будет разрабатывать "Моспроект-2", а заказчиком строительства является ОАО "Бэйджинг-Инвест". По информации, предоставленной системой "Спарк", 90% акций "Бэйджинг-Инветса" принадлежат ЗАО "Система-Галс", еще 10% находятся в распоряжении ОАО ""Гостинично-офисного комплекса "Пекин".

Кто-то всегда не согласен

У этой истории есть и еще одна сторона - Триумфальная площадь является традиционным местом оппозиционных собраний. Традиция ведется с тех пор, как в ее центре установили памятник поэту-футуристу Владимиру Маяковскому в 1958 году. С тех пор каждую субботу и воскресенье несколько сотен человек собирались на "Маяке", чтобы почитать и послушать стихи, в которых день ото дня все ярче слышались политические нотки. Все это привело к тому, что в апреле 1965 г. молодежная литературная группа СМОГ, которая насчитывала на тот момент около 200 человек, выдвинула у подножия памятника требование творческой свободы.

Через некоторое время, в июне 1968 г. был зафиксирован еще один инцидент: трое молодых англичан предприняли попытку распространить листовку, требующую свободы советским политзаключенным. Молодые люди были задержаны представителями органов госбезопасности и высланы за пределы СССР.

Любопытная история произошла на площади в день годовщины смерти Маяковского в 1969 году. Молодежь собралась почитать стихи, но в группы время от времени протискивались милиционеры и расталкивали людей, выволакивая их из толпы.

В 1990 г. на площади состоялся несанкционированный митинг, посвященный годовщине февральской революции 1917 года. Собралось около 3 тыс. человек, но на участников митинга "напали" солдаты ОМОНа, в результате чего многие были избиты, а 30 человек задержаны.

В последнее время Триумфальная площадь стала местом регулярного противостояния радикальной оппозиции и правоохранительных органов. Уже чуть больше года оппозиция 31-го числа каждого месяца пытается провести акцию в поддержку 31-й статьи Конституции РФ, власти исправно не дают разрешение на данное мероприятие, а сотрудники правоохранительных органов не менее исправно разгоняют несанкционированный митинг. При этом мэрия регулярно предлагает организаторам выбрать другую площадку, но несогласные с таким же завидным постоянством принципиально отказываются. Таким образом, за год с лишним было разогнано уже 9 митингов 31 числа и несколько - в другие даты, и вот, за две недели до 31-го августа оппозиция узнала о том, что облюбованное ими место собраний собираются закрыть.

Но это нисколько не смутило активистов "Стратегии-31". "Потрясающе. Я такого давно не видел. Они хотят решить проблему глобально", - прокомментировал ситуацию лидер коалиции "Другая Россия" Эдуард Лимонов. "Мы придем на площадь. Что нам строительство?" - добавил он.

И действительно пришли. В последний день нынешнего лета несогласные снова провели, или точнее сказать - не провели - еще одну акцию в защиту 31 статьи Конституции. На этот раз они собрались прямо у выхода из метро - возле концертного зала им. Чайковского, чем доказали, что намерены твердо отстаивать Триумфальную, и ни заборы, ни реконструкция их не остановят.

Экскурс в историю или что делать с тоннелем

Грядущий ремонт - не первый в истории Триумфальной площади. Ее перестраивали постоянно со времен установки здесь Триумфальных ворот в 1700 г., хотя наиболее похожей на то, как она выглядит сейчас, она стала поле ликвидации рва и вала в 1820-х годах. В 30-х началась реконструкция Садового кольца, затем построили Театр Сатиры, а вслед за ним - Пекин и концертный зал им. Чайковского. В 1959 г. был реконструирован Театр имени Моссовета. В 1960 г. под площадью по линии Садового кольца проложен транспортный туннель, в ходе строительства которого было сохранено историческое здание по адресу: 1-я Тверская-Ямская, д. 2. В 1965 г. для Театра Сатиры реконструировано здание Театра оперетты. С момента запуска тоннеля здания на примыкающей к нему территории находятся в зоне повышенной вибрации. Как отразятся запланированные работы на состоянии зданий концертного зала им. Чайковского и Театра сатиры, пока не ясно.

Эту проблему "Интерфаксу" прокомментировала ответственный секретарь движения "Архнадзор" Наталья Черняева. "На наш взгляд, вообще масштабное строительство такого размаха в Москве опасно: под землей масса коммуникаций, кроме того, грунт - он же везде разный, где-то может не выдержать той нагрузки, которую ему придется нести", - сказала она, отметив что "Архнадзор" считает "это мероприятие весьма сомнительным". Черняева объяснила, что подземное строительство - само по себе задача не из легких, а здесь дело усугубляется тем, что стройка будет проходить или над тоннеле или под ним. По ее мнению, это может, во-первых, повредить историческим объектам, находящимся вокруг площади, а, во-вторых, не решит, а создаст новые транспортные проблемы. "Затевать такое в центре города, большого города, на пересечении двух главных улиц - это вообще бессмысленно и очень неосмотрительно", - убеждена Черняева. "Проблем с транспортом это все равно не решит: парковки же все равно будут платные, а во время стройки количество автомобилей на дорогах обязательно возрастет, и пробки никуда не денутся", - объяснила она.

Тем не менее, забор на Триумфальной есть, а значит, планы не изменились. В таком случае москвичам остается только ждать результатов археологических исследований, чтобы планировать маршруты своих автоперемещений на ближайшие 2-3 года. Всего в 1,5 километрах от Триумфальной уже несколько лет реконструируется Белорусская площадь: почти наверняка можно сказать, что этот отрезок пути будет постоянно забит медленно ползущими в обе стороны машинами.

Обозреватель Наталия Зайцева

Новости