Почему отложили "Булаву"

Эксперт утверждает, что альтернативы ракете "Булава" нет, а сложность испытаний ракеты лишь станет дополнительной гарантией ее надежности в будущем

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU - Очередная отсрочка старта межконтинентальной ракеты морского базирования РСМ-56 "Булава" не смущает военных экспертов. "Булаву" обязательно "доведут до ума", уверяет бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин, напоминая о десятках неудачных испытаний знаменитой ракеты "Сатана". "Очередной пуск ожидается в конце этого месяца, может быть в начале следующего", - сообщил генерал. "Он должен был состояться в середине сентября, но был перенесен по организационным, но не техническим причинам", - сказал агентству "Интерфакс-АВН" Есин, принимавший участие в работе Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, которая состоялась в Вашингтоне.

"Чем сложнее идет испытание ракеты, тем она надежнее в последующей эксплуатации", - заметил эксперт. "Неудачи заставляют конструкторов и производственников более углубленно разбираться в причинах сбоев и добиваться высокого качества. И тогда на выходе получается, что система полностью отработана, - нужда заставляет", - сказал генерал, напомнив, что "первые пуски знаменитой ракеты "Сатана" тоже проходили неудачно, и потребовалось 25 пусков, чтобы довести ее до ума". Он также привел пример с ракетой РС-18, испытания которой проходили удачно, однако после принятия на вооружение у нее стали проявляться недостатки. "Потребовалось дважды проводить доработки, даже вплоть до того, что ракеты приходилось снимать с дежурства и везти на завод для устранения замечаний", - сообщил генерал.

По его мнению, причины неудач с пусками новейшей ракеты "Булава" заключались в производственных дефектах. "Альтернативы "Булаве" нет", - подчеркнул Есин. "Причины неудач с ее пусками заключались не в конструктивных недоработках, а в производственных дефектах", - пояснил он. "Если бы конструкция была неработоспособной, не могла летать - тогда это дело нужно было бы заканчивать. Все производственные дефекты при соответствующем контроле и повышении требовательности к качеству можно устранить, что и будет достигнуто. Проект "Булавы" будет осуществлен", - пояснил Есин. По его словам, "госкомиссия вынесла ряд положительных заключений по ракете", указав, что "конструкторы и производственники морской ракеты приняли все меры, чтобы не допустить повторения неудач".

Он напомнил, что под габариты и весовые характеристики РСМ-56 строятся три подводных стратегических ракетоносца проекта "Борей", один из которых проходит ходовые испытания. Для испытания новой ракеты подготовлены несколько шахт тяжелого атомного подводного крейсера "Дмитрий Донской", который первоначально

создавался под твердотопливную ракету РС-52 (ныне снятую с эксплуатации). "Переделывать что-то слишком дорого, а жидкостная ракета "Синева" не уместится на "Бореях" по габаритам", - отметил эксперт.

Он считает, что введение должностей генеральных конструкторов по наземным и морским ракетам в Московском институте теплотехники (МИТ), который разрабатывает новейшую ракету "Булава" повысит эффективность управления проектами. "Это решение назрело давно, но почему-то Роскосмос затягивал его", - сказал Есин. "Когда ответственный за проект назначается соответствующим приказом главы Роскосмоса, то смежники обязаны выполнять все его задания и указания - в результате повышается эффективность управления проектом и ответственность за конечный результат", - отметил Есин. "Теперь генконструктор отвечает за ракету головой", - добавил он.

На днях стало известно, что руководить разработкой стратегических твердотопливных ракет морского базирования, в том числе комплекса "Булава", будет Александр Суходольский, являвшийся до недавнего времени главным конструктором МИТ. До него данное направление работ курировал генконструктор этого института Юрий Соломонов, который теперь будет отвечать только за разработку твердотопливных ракет наземного базирования, в том числе перспективных РС-24. Серия неудач при испытаниях морской ракеты "Булава"

привели к отставке Соломонова, которого сменил на этом посту бывший руководитель Московского машиностроительного завода "Вымпел" Сергей Никулин. За Соломоновым был сохранен пост генерального конструктора МИТ. Теперь эта должность упразднена. Вместо нее в институте введены должности генеральных

конструкторов по наземным и морским ракетам.

"Булаву" по ряду причин преследуют неудачи - из 12-ти испытательных пусков только пять признаны полностью или частично успешными. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков ранее заявил, что новые неудачи при пусках "Булавы" поставят вопрос об изменении системы производства ракеты. Он отметил, что до конца 2010 г. планируется осуществить последовательно один за другим три испытательных пуска межконтинентальных баллистических ракет морского базирования "Булава". Эти ракеты, по словам главы оборонного ведомства, собирались по возможности идентичными, что позволить четко выявить причины сбоев.

Очередной плановый пуск "Булавы" должен был состояться еще в августе, причем это должны были стать первые испытания ракеты в 2010 году. В начале августа источник сообщил "Интерфаксу", что ожидается проведение пусков в период с 11 по 14 сентября. Однако затем последовала череда переносов: сперва стало известно, что пуски середины августа переносятся на конец того же месяца или на начало сентября, потом называлась первая половина сентября, наконец, согласно последней информации из официальных источник, как период испытаний была названа вторая половина сентября.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости