Красота - это бизнес

В России благодаря различным телешоу все популярнее становятся услуги стилистов-шопперов и имиджмейкеров. Каков объем рынка таких услуг и сколько может стоить превращение из "гадкого утенка" в "царевну-лебедь", выяснял "Финмаркет"

Москва. 21 сентября. FINMARKET.RU - До недавнего времени средний российский обыватель и не думал обращаться к услугам стилистов. Однако времена меняются, и теперь отправиться на шопинг с персональным консультантом событие почти рядовое. Росту популярности услуг стилистов-шопперов и имиджмейкеров во многом способствовали модные телешоу, где специалисты пытаются преобразить уставших от забот женщин.

О том, как в России развиваются услуги "менеджеров по красоте", выяснял "Финмаркет". Для начала, внесем ясность в определения. "В Европе обычно говорят "стилист", а в России всё чаще используют понятие "имиджмейкер", - говорит о разнице в терминах Юлия Полюхович, директор по связям с общественностью Института репутационных технологий "Арт & Имидж".

По ее словам, для нашей страны характерно разделение понятий "стилист" и "имиджмейкер". "Стилист чаще занимается только визуальным образом. Имиджмейкер – это стилист, психолог, коуч и шоппер одновременно", - говорит собеседница агентства. Таким образом, имиджмейкер более широкое понятие.

Оценить объем рынка услуг специалистов по красоте в России чрезвычайно сложно. "В среде профессионалов в области неотложной fashion-помощи очень много так называемых одиночек, которые работают самостоятельно, а не в имидж-студиях или агентствах. Рынок не совсем прозрачен для исследований", - объясняет Ю.Полюхович.

Ведущий эксперт ВНИИПРиМ (Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка) Дмитрий Абзалов также затруднился с оценкой такого "несистемного рынка", отметив при этом, что "высокой рентабельности там не увидишь". По его словам, спрос на такие услуги "серьезно зависит от покупательной способности" населения, а потому 2008-2009 гг. оказались очень сложными для рынка. Сохранили свои позиции только крупные сети, говорит Д.Абзалов. "Кризис потопил несколько мелких компаний, занимающихся имидж консалтингом", - отмечает стилист и владелец проекта Maximage.ru Роман Белоснежный.

По словам президента Лиги профессиональных имиджмейкеров Виктора Шепеля спрос на имиджмейкеров в России пока крайне мал. В денежном выражении около 200 млн рублей в год.

"Если оценить работу над индивидуальным имиджем в среднем в 50 тыс. рублей, семейным имиджем - 100 тыс. рублей, корпоративным имиджем - 300 тыс. рублей, то в год рынок имиджмейкерских услуг составляет где-то 200 млн рублей", - говорит В.Шепель. Причем, по его словам, "в период выборных (федеральных) компаний и компаний, которые происходят в регионах постоянно, затраты на имидж-услуги составляют около 700 млн рублей". Ну а "принимая во внимание "теневые" затраты на подобные политические и лоббийские (коррупционные) мероприятия, то общие затраты на имиджмейкерские услуги, которые включают и мероприятия по PR" достигают более 1 млрд рублей, отмечает президент отраслевой ассоциации.

"Руководители компаний и государственные деятели, так называемые VIP-персоны, обязательно пользуются услугами личных стилистов, - соглашается Ю.Полюхович. - Правда, часто умалчивают об этом".

Впрочем, сейчас специалисты говорят о тенденции роста рынка услуг стилистов-шопперов и имиджмейкеров. "Рынок растет постоянно, и это заметно", - говорил Р.Белоснежный. "По моему мнению, стремительный рост рынка придется на ближайшие 5 лет", - полагает Ю.Полюхович. Причем конкуренция, по ее словам "растет с каждым днем, что обусловлено повышенным спросом на услуги стилистов".

С этого года, по словам собеседницы "Финмаркета", имидж-студиями обзаводятся некоторые торговые комплексы (например, Vegas и "Атриум"). Владельцы крупных одежных магазинов также прибегают к услугам специалистов по формированию стиля и имиджа. Компании заказывают тренинги для своих продавцов-консультантов, либо нанимают в штат стилистов, которые не просто "впихивают" товар, а профессионально работают с клиентами, рассказывает Ю.Полюхович. Салоны красоты тем временем активно добавляют новые услуги, привлекая на службу стилистов и имиджмейкеров.

Распространяться "в массы" услуги стилистов стали относительно недавно. "Рынок начал активно развиваться, на мой взгляд, с начала 2007 года", - говорит Р.Белоснежный. Ростом своей популярности услуги специалистов по красоте обязаны массовой медийной поддержке: развлекательными программами по телевидению и новыми модными журналами о шопинге, рассказывает специалист. Хотя, по его словам, общение со стилистами всегда было доступно, а элитарность этих услуг - миф.

Так сколько же стоит обращение к специалистам по стилю? "За один час специалист может провести экспресс-консультацию по цветотипу, и эта услуга в среднем будет стоить не менее 3 тыс. рублей", - рассказывает Ю.Полюхович. На разовое шопинг-сопровождение в Москве клиент, как правило, потратит от 6 до 9 тыс. рублей.

"Цена часа моих услуг - 3-5 тыс. рублей, в зависимости от клиента", - говорит Р.Белоснежный из Maximage.ru, уточняя, что "ценовой подход индивидуален" и "зачастую нам платят деньги исходя из результатов, которых мы добиваемся". По словам стилиста, подбор полного комплекта одежды, прически и макияжа может стоить приблизительно 16-18 тыс. рублей.

По подсчетам Ю.Полюхович, "полное преображение, в список услуг которого не входит, разве что, поход к пластическому хирургу, обойдется клиенту от 100 тыс. рублей". Причем собеседница агентства замечает, что цены на услуги специалистов растут вслед за увеличивающимся спросом.

Клиентами стилистов-шопперов бывают мужчины и женщины 16- 60 лет, говорит Р.Белоснежный. Клиентов со средним достатком по его словам больше, чем со сверхдоходами.

Разумеется, пока услуги консультантов по стилю предлагаются преимущественно в двух российских столицах. Впрочем, с конца 2008 года рынок начал активно развиваться в провинции, и многие компании открыли свои представительства в разных городах страны, говорит собеседник "Финмаркета". Однако Ю.Полюхович уверена, "российские провинции - это не сейчас, это в будущем".

Среди основных участников рынка услуг стилистов-имиджмейкеров Р.Белоснежный помимо уже упомянутых "Арт & Имидж" и Maximage.ru назвал НИА "Гид по стилю", Imageschool, First Impressions. Причем большинство крупных игроков на рынке занимаются тем, что обучают других стилистов, рассказал он.

Новости по теме

Шопинг за рубежом на докризисных рубежах

Новости