"Война", перевернувшая машины
Арт-группа "Война" в Санкт-Петербурге провела очередную акцию. Interfax.ru попытался выяснить, зачем активисты группы переворачивали милицейские машины, обсудив с ними вопрос интерпретаций
Москва. 20 сентября. INTERFAX.RU – Московская арт-группа "Война", успевающая за 40 секунд нанести нестираемое граффити в форме фаллоса размером 65 на 27 м на поверхность разводного моста, вновь показала себя в действии на улицах Санкт-Петербурга. Как написал в своем жж 19-го сентября активист группы Алексей Плуцер-Сарно, группа "Война" заявила: "В Судный день м***р должен стоять на коленях и прощения просить у нас, деятелей изящных искусств!" - и 16-го сентября явилась в количестве более 20-ти человек перед фронтальной частью Михайловского дворца. И стала выжидать.
Покуда один из них морочил голову милиционеру у ворот дворца, другой играл под покровом ночи в футбол прямо на Марсовом поле. Мяч у "юного активиста группы", как называет его Плуцер-Сарно, укатился ровнехонько под милицейский автомобиль, стоявший тут же неподалеку. Бригада "Войны", по их собственному рассказу, двинулась в сторону автомобиля, в котором мирно почивал сотрудник милиции, и перевернула его (а двери оказались заблокированы припаркованным рядом велосипедом). Извлекши из-под кузова мяч, активисты не остановились на достигнутом и на всякий случай "поискали" под еще несколькими машинами органов правопорядка, заодно перевернув и их. Потратив на каждое переворачивание 9 секунд – как, опять же, утверждает Плуцер-Сарно – участники акции словно растворились в воздухе.
То, что праздно проходящий мимо человек мог принять за обычное хулиганство, сетевой дневник Плуцера-Сарно наделил особым смыслом. День, а вернее, ночь, когда все это случилось, в самом деле была ночью перед Библейским Судным днем, а потому каждое действие преображалось в нечто знаковое. "Зло символически превращается в добро", - пишет Плуцер-Сарно. Собственно, его пост тоже обрел особый смысл, так как без него об очередной акции группы вряд ли бы узнали.
Озадаченный тем фактом, что без фотодокументов случившееся ночью на Дворцовой кануло бы в Лету, корреспондент "Интерфакса" переложил тяжесть дилеммы на плечи самих активистов "Войны". Заодно мы попытались выяснить, где лежит грань между действом группы и, скажем, аналогичным действием непричастного к ней человека и как именно структурирована арт-группа. Представители арт-группы согласились побеседовать по "Скайпу". Арт-группа отвечала на вопросы корреспондента то мужским, то женским голосом. Во-первых, по словам активистов "Войны", и без фотографий действия группы могли бы считаться акцией. Во-вторых, любой, кто потерял мячик и в состоянии поднять автомобиль, чтобы извлечь мяч из-под него, может сотворить то, что сделали активисты "Войны". В-третьих, как партизанская организация "Война" рада всякому, кто придет с интересной идеей в арт-пространство группы. И если посторонний человек вздумает совершить дело от лица "Войны", ее активисты готовы признать чужака своим, если его действия покажутся им симпатичными: "Мы же не партия с жестким членством". В противном случае, наглеца ожидает общественное порицание, добавили активисты.
Общественная роль зрителя в происходящем, как практически хором поведала группа "Война", сводится к роли зайца, съеденного волком, где волк, соответственно, "Война". И покуда среди публики не нашелся смельчак, способный противостоять или сопоставить свои действия действиям "Войны", эти роли будут сохраняться в таком виде.
Правда, попытки корреспондента узнать, что именно авторы акции "Дворцовый переворот" имели в виду, оканчивались пространной беседой о вопросах интерпретации. То, как именно интерпретирует произошедшее широкий зритель – или, в частности, журналистика – активистам "Войны" как раз и интересно. Будь то восприятие случившегося как политический оппозиционный акт или как художественное слово, - все доставит акционерам удовольствие.
Что касается правоохранительных органов, то представители ГАИ Санкт-Петербурга заявили, что в момент переворачивания внутри автомобилей никого не было. Более того, по словам источника в правоохранительных органах, инцидент имел место в ночь на 6 сентября (активисты же утверждают, что акция была проведена 16-го, за три дня до публикации в "Живом журнале" фотоотчета о ней). В итоге получается, что истина где-то рядом. Доподлинно известно только то, что милицейские машины действительно переворачивали. "По обоим случаям проводится проверка", - добавил собеседник агентства "Интерфакс" в правоохранительных органах Санкт-Петербурга.
Обозреватель Серафима Скибюк