Троянские самолеты для "Аэрофлота"
"Ростехнологии" хотят зайти в капитал "Аэрофлота" при помощи "троянского коня", в роли которого выступят американские самолеты
Москва. 20 сентября. ИНТЕРФАКС - Борьба вокруг государственных авиаактивов, казалось бы, давно перешла в вялотекущую фазу - "Аэрофлот" более или менее успешно отбивал атаки "Ростехнологий", претендующей на долю в его капитале и, соответственно, на участие в управлении, а ведомая Сергеем Чемезовым госкорпорация лишь изредка одерживала небольшие тактические победы.
Однако в пятницу выяснилось, что "Ростехнологии" сдаваться не намерены. Конгломерат, сколоченный из сотен разрозненных государственных активов в разных отраслях вокруг "Рособоронэкспорта", вовсе не отказался от авиационных амбиций. Зайти в капитал "Аэрофлота" госкорпорация хочет при помощи "троянского коня", в роли которого выступят американские самолеты.
Если "Ростехнологиям" удастся засчитать самолеты Boeing как имущественный взнос в капитал "Аэрофлота", размеры пакета госкорпорации в перевозчике будут отнюдь не символическими. Конфигурация сделки - "дочки" Ростехнологий + самолеты = пакет в "Аэрофлоте" - вызывает сомнения экспертов, но на другой стороне весов аппаратный вес Сергея Чемезова, которому не привыкать бороться за смелые замыслы.
Посмертный тендер
"Ростехнологиям" принадлежат 6 авиакомпаний - ОАО "Владивосток Авиа", ОАО "Саратовские авиалинии", ОАО "Сахалинские авиатрассы", ФГУП "ГТК "Россия", ФГУП "Оренбургские авиалинии", ФГУП "Кавминводыавиа". Первоначально предполагалось, что активы "Ростехнологий" будут обменяны на долю в "Аэрофлоте", которую получит госкорпорация.
Однако позднее ведомства решили вернуть переданные "Ростехнологиям" авиакомпании в собственность РФ и передать их "Аэрофлоту" в ходе допэмиссии в пользу государства. "Ростехнологиям" в этой схеме достается место в совете директоров "Аэрофлота" и функции по лизингу и ремонту техники авиакомпании.
У "Ростехнологий" еще со времен самостоятельного плавания по волнам авиабизнеса (госкорпорация вместе с правительством Москвы создавала компанию "Росавиа") осталось наследство в виде соглашения с американским концерном Boeing. Он выиграл тендер "Ростехнологий" на поставку среднемагистральных самолетов для "Росавиа". После того, как авиапроект умер своей смертью, а активы "Росавиа" было решено передать "Аэрофлоту", эксперты засомневались в целесообразности сделки с Boeing. Однако "Ростехнологии" тендер не отменили - как объясняли ее представители, предварительное соглашение с Boeing уже есть и его условия нужно выполнять.
Тендер покойной "Росавиа" на приобретение самолетов терял всякий смысл в отсутствие у этой самой "Росавиа" каких-либо авиационных активов. Но "Ростехнологии" упорно бились за тендер, даже не имея возможности убедительно объяснить его необходимость. Причем подготовка к тендеру только активизировалась после того, как на весеннем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было решено передать авиактивы "Росавиа" "Аэрофлоту" фактически безвозмездно - точнее, в обмен на функции по лизингу авиатехники для национального перевозчика. Ведомства уже согласовали механизм передачи авиактивов "Аэрофлоту" посредством указа президента (именно так они в свое время достались "Ростехнологиям" - в управление), а Сергей Чемезов упорно убеждал общественность в том, что госкорпорация будет акционером "Аэрофлота".
Тот, в свою очередь, подчеркивал тяжкое материальное состояние авиакомпаний "Ростехнологий", что позволяло рассчитывать на то, что даже если придется поделиться с госкорпорацией собственными акциями, то ее пакет будет минимален. "Аэрофлот" даже не стал форсировать выкуп своих акций у Национальной резервной корпорации - именно часть ее 25%-ной доли могла отойти "Ростехнологиям".
Из Сочи с приветом
В пятницу в рамках Сочинского экономического форума "Ростехнологии" и Boeing подписали контракт на поставку 50 самолетов Boeing-737 с опционом еще на 35 машин и суммой в $3,7 млрд. После торжественной церемонии, на которой присутствовал премьер-министр Владимир Путин, С.Чемезов пролил свет на свой план прихода в "Аэрофлот".
Когда компании "Росавиа" переходят "Аэрофлоту", располагая не ветхими Ту-154, а оплаченными контрактами на современные "Боинги", стоимость этих активов, по логике "Ростехнологий", становится совершенно другой. По словам С.Чемезова, при передаче авиакомпаний "Аэрофлоту" будет учитываться повышение капитализации авиакомпаний "Росавиа" за счет того, что они будут получателями самолетов Boeing.
Отвечая в пятницу на вопрос, будет ли оценка авиаактивов "Ростехнологий" учитывать контракт с Boeing, С.Чемезов сказал: "Конечно". Позже он долго и хитро улыбался в разговоре с журналистами, в ответ на предположения о том, что доля госкорпорации в "Аэрофлоте" превысит самые смелые ожидания.
Оценка этих активов будет завершена до конца года, ее ведут ВТБ и "Тройка Диалог". "Будет проведена оценка, в соответствии с ней будет определен пакет", - сказал С.Чемезов. В то же время он не стал говорить, на какой именно пакет в "Аэрофлоте" теперь претендуют "Ростехнологии".
Кроме контракта на 50 самолетов Boeing-737 NG "Ростехнологии" в пятницу подписали и меморандум о взаимопонимании с корпорацией "Иркут" на поставку 50 самолетов МС-21 в 2016-2022 гг. Сам контракт будет подписан в декабре текущего года. Стоимость заказанных самолетов может составить порядка $3 млрд. Эти самолеты также берутся под "Аэрофлот".
В своей логике "сюрприза" для "Аэрофлота" "Ростехнологии" невольно копируют пример братьев Абрамовичей. Бывшие владельцы "Красноярских авиалиний" добились контроля в альянсе "ЭйрЮнион" за счет введения в сделку дополнительного актива - компании "ЭйрЮнион РРДжи".Эта компания тоже заключила контракт - с ГСС - на российские региональные самолеты Sukhoi Superjet общей суммой $20 млн.
О мухах и котлетах
Между тем, аналитики отмечают, что "Боинги", полученные в лизинг, не совсем правильно квалифицировать как взнос в капитал "Аэрофлота".
Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что если самолеты не передаются в собственность, то "с чего бы рассматривать это как взнос в уставный капитал - это сделка по лизингу, причем по операционному". Однако эксперт добавил, что все будет зависть от условий, которые будут предложены на переданные "Аэрофлоту" самолеты.
Представитель западной лизинговой компании сказал "Интерфаксу", что не слышал о том, чтобы структура, передающая самолеты в аренду на коммерческих условиях, получала долю в авиакомпании. "Я бы отделил "мух" от "котлет". "Мухи" - это лизинговые компании, банки и другие организации, которые покупают самолеты и передают компаниям на рыночных условиях и получают за это вознаграждение. "Котлеты" - это то, что у "Ростехнологий" и "Аэрофлота" собственник один. Если собственник решит, что госкорпорация получит долю за эти самолеты, то, наверное, так оно и будет", - сказал собеседник агентства.
Так или иначе, "Аэрофлоту" вряд ли придется по душе горячее желание "Ростехнологий" получить солидный пакет. И дело не только в имидже, комфорте, боязни конфликта акционеров. Если "Аэрофлоту" придется делиться с "Ростехнологиями" по-крупному, это серьезно ограничит финансовые возможности компании. Сделка с НРК, которая не соглашается отдавать свой пакет дешево, вновь встанет на повестку дня и потребует привлечения средств. В этом привлечении "Аэрофлот", кроме того, будет ограничен - если раньше акции Александра Лебедева он хотел использовать для размещения с целью погашения облигаций на 12 млрд рублей в 2012 году, то теперь их надо будет отдать "Ростехнологиям".