Судьба "Булавы"
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков ранее заявил, что новые неудачи при пусках "Булавы" поставят вопрос об изменении системы производства ракеты
Москва. 17 сентября. INTERFAX.RU - Отец межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М" Юрий Соломонов больше не имеет отношения к запускам надежды, но пока еще не гордости наших стратегических ядерных сил - МБР морского базирования "Булава". Источник в ракетной отрасли сообщил сегодня "Интерфаксу-АВН", что руководить разработкой стратегических твердотопливных ракет морского базирования, в том числе комплекса "Булава", будет Александр Суходольский, являвшийся до недавнего времени главным конструктором Московского института теплотехники (МИТ). "Приказом главы Роскосмоса Александр Суходольский назначен генеральным конструктором по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования. Ранее это направление работ курировал генконструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. Теперь он будет отвечать только за разработку твердотопливных ракет наземного базирования, в том числе перспективных РС-24", - сказал собеседник агентства. Он отметил, что такое разделение ответственности по двум важным самостоятельным направлениям работ одобрено решением Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. "Таким образом, ближайшие испытательные пуски ракет "Булава", намеченные на конец сентября, пройдут уже под руководством нового генерального конструктора - Александра Суходольского", - сказал источник.
Как сообщалось, серия неудач при испытаниях морской ракеты "Булава" привели к отставке Соломонова с поста руководителя Московского института теплотехники (МИТ), который в конце 2009 г. возглавил бывший руководитель Московского машиностроительного завода "Вымпел" Сергей Никулин. За Соломоновым был сохранен пост генерального конструктора. Теперь эта должность упразднена. Вместо нее в МИТ введены должности генеральных конструкторов по наземным и морским ракетам.
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков ранее заявил, что новые неудачи при пусках "Булавы" поставят вопрос об изменении системы производства ракеты. Он отметил, что до конца 2010 г. планируется осуществить последовательно один за другим три испытательных пуска межконтинентальных баллистических ракет морского базирования "Булава". "При сборке этих ракет мы пытались добиться их полной идентичности, чтобы они были как близнецы-братья", - сказал Сердюков в пятницу российским журналистам в Вашингтоне. "Мы не спешим с испытаниями. Главное, чтобы на каждом цикле сборки ракет были жесткие гарантии того, что мы сделали ракеты абсолютно одинаковыми и соблюли все технологии", - отметил Сердюков. "(Если) возможные сбои будут одинаковыми, то мы их будем устранять, а если они будут разными, то всю систему придется ломать и выяснять, что происходит с производством и контролем. Тогда станет ясно, что наблюдение за производством неправильное и его надо абсолютно менять", - добавил министр обороны.
По неофициальным данным, из проведенных 12 испытательных пусков "Булавы", только пять признаны успешными или частично успешными. Как ранее заявили в Главном штабе ВМФ, "самое плохое в испытаниях "Булавы" состоит в том, что мы столкнулись с "плавающим" сбоем в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте". "Последний раз в декабре 2009 года дала сбой третья ступень "Булавы", - сказал один из собеседников агентства.
В апреле этого года в интервью "Известиям" Соломонов говорил, что проблемы с испытанием ракеты имеют производственно-технологические причины. "Могу ответственно заявить - ни одного схемно-конструктивного решения в процессе испытаний не изменено", - сказал Соломонов. По его мнению, "вопросы возникают на стыках в цепочке конструкция-технология-производство. В одном случае используются недоброкачественные материалы в другом - отсутствует необходимое оборудование, позволяющее исключить "человеческий" фактор при изготовлении, в третьем - ненадлежащий контроль за качеством". "И вместе с тем было бы неправильно перекладывать ответственность на производственно-технологические "плечи", снимая ее с конструкторов", - отметил Соломонов.
Генеральный конструктор считает, что специфика советской и российской оборонной промышленности - в недостаточности ее технологического оснащения и, как следствие, большого количества ручных операций. "В значительной степени этот недостаток компенсировался наличием достаточно совершенного в Советском Союзе института военных представительств, значимость которого трудно переоценить. К сожалению, то, что происходит в современной России, планомерно ведет к деградации и никакие обращения к руководству военного ведомства и даже к председателю правительства последствий не имеют", - отметил Соломонов. Генеральный конструктор заверил, что, несмотря ни на что, "Булава" будет доведена до получения стабильных результатов. Министр Сердюков в конце прошлого года после очередной неудачи с "Булавой" также выразил уверенность в том, что ракета полетит.
Очередной пуск ракеты был намечен на 9-11 сентября. По словам источника в ракетно-космической отрасли, государственная комиссия приняла решение о том, что ракета, а также экипаж подводного ракетоносца "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" полностью готовы к очередному испытательному пуску. По словам собеседника агентства, 13-й пуск должен был стать по сути решающим. Если испытания пройдут успешно, то до конца года могут быть выполнены еще два испытательных пуска. В том числе один с борта атомного подводного ракетного крейсера "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей". Собеседник агентства отметил, что в следующем году новый стратегический ракетный комплекс морского базирования "Булава планируется принять на вооружение ВМФ России. Однако 9-11 сентября испытания проведены не были. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что возобновятся они лишь во второй половине месяца.
По словам министра обороны, при подготовке к новым испытаниям проводился жесткий контроль за процессом сборки ракеты. "Мы постарались проконтролировать весь процесс сборки этих ракет, как можно четче, чтобы выйти на одинаковые параметры. Это будут три ракеты как минимум, при запуске которых мы должны понять, что если ошибки повторятся, мы и узнаем причину неудачных пусков", - пояснил Сердюков.
Обозреватель Владимир Шишлин