До полного не заправляем

Почему на заправках перестали заливать бензин до полного бака и имеют ли заправщики право оставлять в "заложниках" кредитную карту? Корреспонденты interfax.ru попытались разобраться в ситуации

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU – Совсем недавно эта формула работала легко и просто на любой АЗС Москвы и Подмосковья. Ты говоришь "До полного, пожалуйста", протягиваешь наличные или кредитную карту. И все, дело сделано. Деньги сняты, бензин заправлен и можно ехать дальше, ни о чем не задумываясь. Некоторое время назад система начала сбоить. На заправках стали появляться написанные от руки и напечатнные на принтере объявления на листах А4 "До полного не заправляем!", а кассиры стали просить предъявить наличные деньги даже в том случае, если вы собирались оплачивать заправку кредитной картой.

Диалог на АЗС "Роснефть" №74, Новорижская трасса, август 2010 г., поздняя ночь, смог:

- До полного, пожалуйста.

- До полного мы больше не заправляем.

- Почему?

- Распоряжение руководства. Назовите сумму, на которую Вы хотите заправиться?

- Тысяча.

- Вы уверены, что тысяча поместится?

- Ммм… Да (в этот момент ты начинаешь судорожно вычислять: кажется, полный бак – это около полутора тысяч, там вроде бы оставалось больше четверти, да, тысяча поместится).

- (в ответ на протянутую кредитную карту) А у Вас точно есть деньги?

- ???

- Если Ваша кредитка не сработает, Вы сможете внести тысячу наличными?

- Да, наверно (начинаешь вспоминать, есть ли у тебя наличные. Очередь за спиной утомленно вздыхает – дачники рвутся в Москву).

- Заправляю. Но Вы уверены, что у Вас на карте есть деньги?

С аналогичными ситуациями корреспонденты Interfax.ru столкнулись впоследствии не раз и не два. На АЗС "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" в Москве и Подмосковье нам из раза в раз отказывали в заправке до полного бака, а также требовали гарантировать наличную сумму в случае оплаты по кредитке. Доходило едва ли не до абсурда. На заправке "ЛУКОЙЛа" на подъезде к аэропорту "Домодедово" настоятельно просили убедиться в том, что в кошельке есть наличность. Только после убедительного взмахивания тысячерублевой купюрой, бензин пошел. С аналогичной ситуацией столкнулись мы и на заправке "Роснефти" на выезде с Шоссейной улицы на Волгоградский проспект в Москве. На все той же АЗС на Новой Риге кассир пояснила, что если бы кредитка "не прошла", а у нас бы не оказалось наличных денег, то пришлось бы оставлять карточку и чеки в залог. И ехать за необходимой суммой. Она вытащила откуда-то из-под кассы стопку из четырех-пяти кредиток и показала нам: "Видите, у нас сплошь и рядом такое происходит" (отметим, что с точки зрения закона, изымать вашу кредитную карту заправщики права не имеют).

Таинственное "распоряжение компании" не заправлять до полного и принимать кредитки только с гарантией наличности висело в воздухе, но нигде не обретало материальных черт. Заправщики утешали нас, шли навстречу, один раз даже все-таки заправили привычно – до полного и по кредитной карте. Однако разъяснений, что же происходит на московских заправках, хотелось. Первоначально мы пошли по пути простого гражданина – позвонили по "горячей линии" "Роснефти" и поинтересовались сутью пресловутого распоряжения. Однако девушка-оператор помочь нам не смогла, правда, заметила, что изымать кредитную карту в залог на заправках права не имеют. Исчерпывающее объяснение предоставили уже сами компании. Как выяснилось, да, мы живем по новым правилам. Разве что нам – как водится – никто об этом не сказал.

Как пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе компании "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", согласно существующей сегодня системе расчетов на АЗС компании, оператор не имеет права отпускать топливо без предварительной оплаты. Схема, когда клиент сначала заправляется, а потом расплачиваетесь картой, называется "постоплата". В связи с частыми случаями, когда клиенты уезжали, не оплатив полученное топливо, система "постоплаты" на АЗС "ЛУКОЙЛа" была отменена. Также возникали проблемы, когда после заправки автомобиля выяснялось, что на карте недостаточно средств для оплаты топлива или возникали сложности технического характера, например, отсутствие связи с банком.

В компании указали на то, что если клиент непременно хочет по карте залить полный бак, а не какое-то конкретное количество литров, то существует единственный вариант. Так, покупатель говорит оператору "полный бак" и отдает карту, оператор списывает с карты средства, которых с запасом должно хватить для заправки автомобиля, например, 3 тыс. рублей, и включает ТРК. После того, как автовладельцу залили полный бак, оператор полностью возвращает на карту списанную сумму, те самые 3 тыс. руб., и списывает с карты средства еще раз, но уже на то конкретное количество литров, которое показал счетчик ТРК. Таким образом, покупатель должен получить три чека: первый - на списание 3 тыс. руб., второй - на возврат этих средств и третий - на списание уже точной суммы по количеству полученных литров. При этом, первоначально списанные средства (3 тыс. руб.) будут возвращены владельцу на карту, согласно условиям договора покупателя с банком-эмитентом карты, а это может длиться до 45 дней. Получается, что при заправке до полного бака по карте не только увеличивается время обслуживания, но и на карточном счету покупателя "замораживается" определенная сумма. Именно сложность описанной процедуры обуславливает отношение операторов к "заправке по карте до полного бака". "Вопрос очень актуальный, и сейчас мы рассматриваем возможность возврата к системе "постоплаты" на некоторых АЗС", - заявили в "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукте". Представители "ЛУКОЙЛа" также добавили, что в компании нет никаких документов, на основании которых клиенту могут отказать в заправке автомобиля в случае непредъявления наличных средств при намерении расплатиться банковской картой.

В пресс-службе "Роснефти" подтвердили, что сталкиваются с подобными ситуациями (отсутствие средств на картах покупателей или технические проблемы со связью во время обработки карт). В результате, могут возникнуть ситуации, когда оператор должен будет возместить средства за продажу топлива из собственного кармана. В компании добавили, что в случае отказа клиента предъявить наличными сумму предполагаемую к списанию с карты, вряд ли он получит отказ в обслуживании, скорее всего, ему предложат авторизовать карту на определенную сумму по описанному выше способу - в три приема. В то же время в "Роснефти" отметили, что в случае изъятия карт в залог до возмещения наличными суммы за проданное топливо необходимо сообщать о таком инциденте по телефону горячей линии.

Новости