Власть готовится к войне с рейдерами
Государство готовит пакет мер, которое позволит хотя бы частично справиться с рейдерством, ставшим одним из знаков нового времени
Москва. 30 мая. INTERFAX.RU - Государство готово продемонстрировать свою политическую волю. Слова президента Дмитрия Медведева о необходимости скорейшего введения антирейдерского законодательства начинают претворяться в жизнь. Антирейдерский пакет готов и будет принят Госдумой в ближайшее время. Кроме того, правительство настаивает на поправках, согласно которым менеджеры и совет директоров будут действовать прежде всего в интересах компании, а не ее акционеров.
Пакет "антирейдерских" поправок в российское законодательство в ближайшее время будет принят Госдумой, сообщил в пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов.
"Мы понимаем, что права собственности на настоящий момент не надлежащим образом защищены. Мы готовим к принятию пакет законодательства, защищающего от незаконного недружественного захвата, так называемого "антирейдерского" законодательства, он готов и будет принят Думой в ближайшее время", - заявил первый вице-премьер, выступая на конференции Национального совета по корпоративному управлению.
В мерах по противодействию незаконному изъятию собственности бизнес нуждается давно. Рейдерство в России, по словам члена Общественной палаты адвоката Павла Астахова, базируется на 3 китах – коррупции, отсутствии независимой и сильной судебной власти и несовершенстве законодательства. Таким образом, сегодня есть шанс "убрать хотя бы один". Хотя, как замечает адвокат, антирейдерское законодательство несколько запаздывает по отношению к изобретательности рейдеров.
Как рассказал президент Центра политических технологий Игорь Бунин, представивший на прошлой неделе социсследование на тему рейдерства в России, существуют несколько основных способа захвата чужой собственности. Рейдеры действуют через акционерный капитал, скупая миноритарный пакет акций с целью лоббирования нужных решений на собрании собственников, через наемное руководство - в этом случае "менеджмент может просто "выводить" активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты". Также рейдер может скупить имеющиеся у собственника, как правило, мелкие задолженности и предъявить их к единовременной оплате. И наконец, изъятие собственности может происходить путем оспаривания итогов приватизации. Как правило, рейдеры применяют несколько способов сразу, используется административные и финансовые ресурсы.
Показательный пример в этой связи - продолжающийся с 2005 года захват "Тольяттиазота". Попытка установления контроля над предприятием сопровождалась рядом уголовных дел в отношении владельцев и менеджеров предприятия, многочисленными проверками, систематическими обысками и выемками документации. Рейдеры оспаривали итоги приватизации, компании были предъявлены крупные налоговые претензии, использовались иски "подставных фирм на основе подложных документов, целью которых был арест акций предприятия".
По словам господина Бунина, сегодня " скорее большим рейдерством занимаются госчиновники и средний бизнес - те, которые не успели к первоначальному разделу пирога".
Антирейдерские меры предусматривают многочисленные поправки в действующее законодательство. В 2007 г. в Госдуму был внесен проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры разрешения корпоративных конфликтов)", который был принят только в первом чтении. В апереле комитет ГД по собственности рекомендовал поправки в закон "Об акционерных обществах", касающиеся системы корпоративного управления. Также депутатами предлагались поправки в Уголовный кодекс по ужесточению наказания за рейдерство, Налоговый кодекс, в законодательные акты, связанные с оперативно-розыскной деятельностью.
Ключевыми поправками антирейдерского пакета Павел Астахов называет те, что связаны с оптимизацией ряда процессуальных моментов в рассмотрения споров. По его словам, сегодня в России суд в каком-либо далеком городе может вынести решение, по которому парализуется работа предприятия, находящегося в другом регионе, чем очень часто пользуются рейдеры. Поэтому необходим запрет на решение вопросов акционерного капитала и деятельности финансовых органов не в своем регионе. Решение споров по месту нахождения предприятия "гарантирует, что суд без вашего участия где-то что-то не решит".
Не хватает также норм в сфере регистрации предприятий, чем пользуются рейдеры, например, оформляясь "задним числом". Следовательно, нужен запрет на перерегистрацию без предварительной экспертизы. И подобных моментов в различных сферах очень много, говорит эксперт, например, нужно объединение в одном производстве споров, которые рассматриваются в арбитражном суде, введение ряда органичений при голосовании акциями. Важно также исключить силовой фактор при рейдерстве, для чего запретить ЧОП участвовать в физических действиях по обеспечению споров акционеров.
Но самый главный законодательный акт по борьбе с рейдерством, который должен быть внесен - это закон о слияниях и поглощениях, подчеркивает Павел Астахов. Во всех странах такой закон используется как механизм для развития бизнеса. В России пока существует только его прообраз в законе об акционерных обществах. "Пока такого законодательства нет, действия по слиянию и поглощению с одной стороны будут считаться вне закона, а с другой стороны, принцип что не запрещено, то разрешено будет активно использоваться рейдерами в своих целях", - заключает эксперт.
Кроме того, правительство намерено внести в законодательство поправки, которые будут предписывать менеджерам и совету директоров более жестко защищать интересы самой компании, а не только ее акционеров. "У нас есть примеры того, как акционеры, имеющие собственные интересы, проявляют эти интересы через корпоративные процедуры", - заявил Игорь Шувалов на конференции. "Я со своей стороны буду поддерживать такие изменения, необходимо вводить жесткие правила, когда весь менеджмент и совет должны исключительно работать для развития компании", - подчеркнул Игорь Шувалов.
В ближайшее время по этому вопросу планируется провести консультации с представителями бизнеса. Объявление этой законодательной инициативы совпало по времени с набирающим обороты конфликтом в нефтяной компании ТНК-ВР, совладельцы которой обвиняют друг друга в том, что менеджеры действуют в интересах делегировавших их акционеров в ущерб развитию бизнеса. Схожие ситуации в ряде компаний породил раздел активов бывших партнеров по "Интерросу" Владимира Потанина и Михаила Прохорова.
Обозреватель Наталья Жогова