Мировой финцентр? Даже не мечтайте!
Создание в Москве международного финцентра потребует тяжелой работы, заявляют эксперты. По их мнению, Россия должна ставить задачу стать региональным, а не глобальным финансовым центром
Москва. 9 сентября. FINMARKET.RU - Рублю рано претендовать на роль резервной валюты из-за высокой зависимости экономики от сырьевых рынков, а Россия вряд ли когда-нибудь станет одним из мировых финансовых центров - максимум региональным, считают эксперты финансового рынка. В начале нового делового сезона финансисты с удовольствием обсудили перспективы России как международного финансового центра и рубля как резервной валюты на конференции, организованной ЕБРР.
Даже не думайте об этом!
Эксперты спорят, может ли Москва стать международным финансовым центром (МФЦ) и что ей для этого нужно сделать.
Глава постоянного представительства Международного валютного фонда в России Одд Пер Брекк говорит, что для создания МФЦ нужна свободная конвертируемость национальной валюты - в этом Россия добилась успеха. В 2006 году РФ сняла ограничения на движение капитала, став одной из самых передовых стран в развивающемся мире в этом вопросе.
Но пока это единственное требование, которому Россия полностью соответствует, для выполнения всех остальных придется приложить немалые усилия. Так, национальная валюта страны, которая претендует на статус международного финансового центра, должна использоваться при совершении международных сделок. Российская экономика невелика в глобальном масштабе - она занимает 2-2,5% мирового ВВП, это не позволяет сделать рубль расчетной валютой.
МФЦ должен обладать устойчивой и развитой финансовой системой, чем пока не может похвастаться Россия. Объем кредитования по отношению к ВВП в РФ составляет 40%, в то время как, например, в Восточной Европе - 100%.
Стабильно низкая инфляция и устойчивые макроэкономические показатели также являются важным фактором для инвесторов. Россия до прошлого года имела двузначный показатель инфляции и была лидером среди стран G20 по уровню роста цен.
О.Брекк советует российским властям работать над диверсификацией экономики, снижением бюджетного дефицита, а также формированием эффективного законодательства о банкротстве, защитой прав инвесторов и снижением забюрократизированности государственных органов.
"Идея создания в Москве международного финансового центра может трансформироваться в реальность, но для этого нужна тяжелая работа", - сказал О.Брекк.
В мире есть всего два по-настоящему мировых финансовых центра - Нью-Йорк и Лондон, убежден председатель правления Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф. Нью-Йорк благодаря огромному размеру экономики США, Лондон - благодаря многовековой традиции и уникальному часовому поясу. В этих городах сконцентрирована самая квалифицированная рабочая сила на финансовом рынке, считает Х.-Й.Рудлофф.
"Меня всегда спрашивают в разных городах, например, в Париже, что нужно сделать, чтобы стать мировым финансовым центром? Я им отвечаю: "Даже не пытайтесь, ребята", - сказал глава Barclays Capital.
Он считает, что Россия должна ставить задачу стать региональным финансовым центром, а не мировым. Но даже региональный центр требует участия в его деятельности международных институтов, что и происходит в России - большинство крупных финансовых организации присутствуют на рынке РФ и наращивают объемы операций.
"Вы должны гордиться тем, что российский рынок быстро развивается как региональный финансовый центр", - посоветовал банкир.
Россия должна поддерживать доверие граждан к банковской системе и страховым компаниям, потому что их средства - это стабильная база пассивов, которая позволяет стране не зависеть от непостоянства международных инвесторов.
Кроме того, Х.-Й.Рудлофф отмечает недостаточность финансовых инструментов для инвестирования в России - ликвидность сконцентрирована в бумагах нескольких десятков крупных эмитентов, хотя тысячи средних российских компаний могли бы быть публичными и торгуемыми.
"Сложно создать глубокий рынок капитала при условии, что на рынке существует так мало инструментов", - сказал он, подчеркнув, что участников торговли также должно быть больше, чем сейчас.
"Проблемы есть, но вы должны хотеть работать на российском рынке, жить здесь. Должна быть политическая воля и воля рынка, чтобы построить в России финансовый центр", - отметил глава Barclays Capital.
Ирония рубля
Вопрос диверсификации экономики России звучал и при обсуждении перспектив рубля в качестве резервной валюты.
"Этого не пишут в учебниках, но не было никогда резервной валюты в стране, которая зависит от природных ресурсов", - сказал заместитель главного экономиста ЕБРР Джеромин Зеттельмейер.
В этом случае экономика слишком сильно зависит от цены на ресурсы, колебания курса валюты не позволяют ей исполнять функцию резервной, "это ирония ситуации российской экономики".
Кроме того, Д.Зеттельмейер отметил, что все центральные банки стран, валюта которых является резервной, ведут политику инфляционного таргетирования. Российский ЦБ объявил о планах по переходу к такому режиму в среднесрочной перспективе, что становится предпосылкой для превращения рубля в резервную валюту.
"У рубля есть потенциал в среднесрочной перспективе стать резервной валютой", - сказал зам главного экономиста ЕБРР, отметив, что рубль в борьбе за этот статус будет конкурировать с валютами других стран БРИК.
"Нужно показать рынку, миру историю стабильности (макроэкономической)", - сказал он, порекомендовав российским властям больше внимания уделять фискальному режиму.
С тем, что у рубля есть шансы стать резервной валютой в обозримом будущем, не согласился заместитель директора департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ Сергей Камбуров.
"Мое понимание ситуации состоит в том, что в среднесрочной перспективе рублю рано претендовать на роль резервной валюты, поскольку препятствия носят глубинный характер", - сказал С.Камбуров. Он подчеркнул, что это его собственное соображение.
Представитель ЦБ считает, что для того, чтобы рубль мог стать резервной валютой, должна быть проведена серьезная работа для развития российской экономики в целом, а также финансовых и правовых институтов.
Курсообразование российского рубля С.Камбуров назвал управляемым, плавающим, хотя в последние годы ЦБ сделал многое в направлении повышения гибкости курсообразования, и динамика курса рубля к иностранным валютам "вполне выглядит как квазиплавание". Более того, ЦБ месяцами практически не участвует в сделках на внутреннем валютном рынке, и текущий курс полностью формируется спросом и предложением.
"Тем не менее, наличие такого режима в соответствии со старым британским принципом, который гласит: "Флот действует уже тем, что он существует", оказывает существенное влияние на курсообразование, на будущую и текущую динамику валютного курса", - сказал С.Камбуров.
Он отметил, что в настоящее время ЦБ готовит новый вариант основных направлений денежно-кредитной политики, который будет утверждаться советом директоров Банка России. Он надеется, что приверженность выбранному курсу, предполагающему переход к инфляционному таргетированию и свободному курсообразованию, будет сохранена. Нынешний режим С.Камбуров назвал промежуточным, но уже не режимом таргетирования валютного курса.
Кроме того, он сообщил, что в настоящее время Центробанк ведет работу над включением рубля в систему CLS (Continuous Linked Settlement, крупнейшая мультивалютная трансграничная платежная система для переводов по валютным сделкам). Он отметил, что в России уже функционирует БЭСП (система банковских электронных срочных платежей) и ЦБ "не видит серьезных препятствий для включения рубля в число 17 валют, участвующих в системе CLS", которая является важным инфраструктурным элементом рынка FOREX.
Чтобы валюта могла стать резервной, в стране должен быть большой и высоколиквидный рынок государственных облигаций. При этом в России уровень долга небольшой, что с точки зрения ее уязвимости к мировой конъюнктуре является положительным фактором, однако это ограничивает возможности для инвестирования в государственные бумаги РФ. Кроме того, рейтинг российских госбумаг на уровне "BBB" является недостаточно высоким для большинства центральных банков и суверенных фондов, сказал С.Камбуров.
"Финансовый рынок России ни сейчас, ни в ближайшей перспективе не может предложить достаточного количества инструментов для инвестирования, соответствующих классам резервных активов", - сказал эксперт.
Уровень доверия инвесторов к финансовым и правовым институтам в России также оставляет желать лучшего, констатировал С.Камбуров.